Об исследовании ЮНИСЕФ: \»Социальный мониторинг 2003 года\»

По заказу Детского фонда ООН /ЮНИСЕФ/ проведено исследование социально-экономического благополучия населения в странах Центральной и Восточной Европы /ЦВЕ/ и в СНГ.


В исследовании отмечается, что процесс распада восьми стран и образования на их территории новых 27 государств сопровождался сложным экономическим кризисом и конфликтами, изменением карты народонаселения, беспрецедентными проблемами в социальной сфере.


На основе сравнительных статистических данных оценивается не только динамика макроэкономических преобразований, но и социальный срез проводимых реформ.


Реальный рост ВВП по отношению к 1989 году, по данным ЮНИСЕФ, в 2002 году в Узбекистане составил 106,8 процента /наивысший показатель среди стран СНГ/. Аналогичный рост имеет Чехия, тогда как в Молдове — 38,4 процента, России — 64,3 процента, в Казахстане — 85,6 процента.


С конца 90-х годов отмечается рост национального дохода практически во всех странах ЦВЕ и СНГ. При этом наихудшие показатели роста доходов на душу населения зафиксированы в странах Закавказья.


Однако в отдельных странах экономический рост приводит к углублению неравенства среди населения. Применяя \»Джини\» /коэффициент, \»Джини\» предполагает, что если все население имеет одинаковый доход, то \»Джини\» равен нулю, а если все доходы в руках у одного субъекта — \»Джини\» равен 1,0. В развитых странах \»Джини\» в среднем равен 0,25-0,35, что считается оптимальным показателем/, эксперты определили, что в Грузии все доходы сосредоточены менее чем у половины населения, другая ее часть не имеет никаких средств к существованию.


Практически такая же ситуация сложилась в России, Кыргызстане и Казахстане, где \»Джини\» находится в пределах 0,512-0,514 /наихудшие показатели стран СНГ/.


В исследовании отмечается, что для обеспечения реального сдвига в качестве жизни населения экономическая реформа должна сочетаться с эффективной социальной политикой.


По данным ЮНИСЕФ, объем государственных расходов на здравоохранение, школьное и профессионально-техническое образование в Узбекистане является наибольшим среди стран Центральной Азии.


В результате целенаправленных экономических реформ, в совокупности со специальными программами поддержки детей, молодежи, семьи, материнства и престарелых, в Узбекистане достигнуты следующие показатели, характеризующие социальную защищенность наиболее уязвимых слоев населения:


1. Доля рождения у матерей в возрасте до 20 лет в Узбекистане составляет лишь 4,7 процента от всех рожденных, что является одним из лучших показателей по сравнению со странами ЦВЕ /Польша-7,0 процента, Венгрия — 7,4 процента, Словакия — 9,1 процента/. В странах СНГ данный показатель колеблется от 8,8 /Кыргызстан/ до 16,3 процента /Молдова/.


2. Доля внебрачных рождений у матерей в возрасте до 20 лет в Узбекистане в три раза меньше, чем у большинства государств Восточной Европы, в два раза меньше, чем в России, Казахстане и Кыргызстане.


3. Коэффициент младенческой смертности за годы независимости снизился с 38,1 случаев на 1000 рождений до 18,3 и является лучшим показателем в Центральной Азии. Аналогичная ситуация и с коэффициентом материнской смертности, которая снизилась с 42,8 случаев на 100 тыс. живорождений до 33,5, тогда как в Казахстане — 50, Кыргызстане — 43,8, в Таджикистане — 45,4.


4. Количество абортов за последние 12 лет снизилось в Узбекистане в три раза, и, на сегодняшний день, искусственное прерывание беременности происходит в десять раз меньше, чем в Эстонии, в 15 раз меньше, чем в России, в шесть раз меньше, чем в Казахстане, и в два раза меньше, чем в Туркменистане.


5. Общий коэффициент смертности в Узбекистане с показателем 5,3 на 1000 человек в два раза меньше, чем в среднем в государствах Восточной Европы, в три раза меньше, чем в европейских странах.


6. Коэффициент разводов за последние 12 лет снизился в полтора раза с показателем 9,2 случаев на 100 браков, что в шесть раз меньше, чем в Чехии и Беларуси, 7,5 раза меньше, чем в России, в три раза меньше, чем в Казахстане, в два раза меньше, чем в Туркменистане и Кыргызстане.


7. В домах сирот в Узбекистане 34,8 ребенка на 100 тысяч человек населения, тогда как в России, Украине и Казахстане их в десять раз больше.


8. Общий уровень преступности за годы независимости сократился на одну треть и составил в 2002 году 298 случаев на 100 тысяч населения. За тот же промежуток времени в России преступность выросла в два раза /2056 случаев на 100 тысяч населения/. В Украине, Молдове и Казахстане уровень преступности в три раза выше, чем в Узбекистане. А по уровню преступности среди несовершеннолетних Россия более чем в 15 раз опережает аналогичные показатели Узбекистана, Украина — в десять раз, Казахстан — в шесть раз.


9. Несмотря на экологические проблемы, республике удалось предотвратить распространение туберкулеза, тогда как в Казахстане число заболевших за последние 12 лет выросло вдвое, составив 155,5 случаев на 100 тысяч человек, в Кыргызстане — почти втрое, а также высокий рост данного опасного заболевания наблюдается экспертами ЮНИСЕФ в Туркменистане и Таджикистане.


10. Коэффициент смертности среди мужчин в возрасте 25-39 лет /самый дееспособный возраст/ в республике является наименьшим в странах СНГ, при этом в России, Беларуси и Казахстане в два раза чаще случаев смерти в данном возрасте, чем в Узбекистане.


11. Здоровое, новое поколение в возрасте от 0 до 17 лет в Узбекистане составляет 10 миллионов 924 тысячи человек. По этому показателю Болгария, Молдова нам уступают в десять раз, Венгрия, Чехия, Туркменистан и Кыргызстан — в пять раз, Таджикистан – в три раза, Казахстан более чем в два раза. По числу юных граждан, за которыми будущее страны, мы уже опережаем Украину.


УзА