Премьер-трилогия, или Наследие тасмагамбетовского кабинета. Часть III. У нас напильниками не работают!

Начало см. здесь и здесь.


***


Премьер-министр – фигура настолько значительная, что успевает наследить буквально везде, от международной политики до элементарной бытовухи. Понятно, что не всегда сам, но на то у него есть и кабинет, который должен чутко улавливать основные идеи и реализовывать их с максимальным эффектом. В любом случае, результат все равно потом запишут на счет лидера команды.


Казахстан большой. Казахстанцев мало. За 12 лет независимости Казахстана прирост населения снизился в три раза, а число жителей страны уменьшилось на 1,5 млн. человек. Эти неутешительные аксиомы из области демографии к каким только выводам ни приводили. Экономисты твердят о том, что с таким населением крепкую экономику не построить и серьезным рынком нам не стать, геополитики — что с такой массой суверенитету ой как тяжко будет. Плохо. А хочется, чтоб хорошо. Оралманов мало, да и, с экономической точки зрения, их потенциал невысок, стало быть, надо плодиться. При всем желании сверху собственными силами низам никак не помочь – нужно, чтоб низы плодились сами. То есть вопрос в грамотной стимуляции экономически эрогенных зон населения, способных побудить людей заняться самым приятным делом со всеми вытекающими последствиями.


В 2002 году рецепт повышения возбудимости вроде как нашли – а ну-ка дать всем матерям примерно по 100 условных единиц в качестве премии! Добавка для сельских регионов, где деньги тенге недавно увидели, очень серьезная. Интересно, что статистика потом выдала странный казус – порой до половины рожениц за деньгами не приходят. Экономистам факт льстит – жить стало лучше, жить стало веселей и сто баксов для половины населения не деньги! Ну и бюджету, конечно же, польза.


На самом же деле проблема оказалась в том, что деньги выделили, а вот как их грамотно отдать населению – не подумали. Видимо, традиция – государство у нас по домам почти ничего, кроме избирательных урн и редчайших пособий, не носит. Так и в этом случае – новоявленной маме нужно самостоятельно собрать все необходимые документы, открыть счет в отделении Народного банка, уведомить о номере счета инстанции, затем пойти туда еще раз и забрать деньги. Все это только в течение полугода – потом поздно.


С виду неплохая схема доказывает, что чиновники у нас либо пришельцы, либо мутанты со схемами жизнедеятельности, сильно отличающимися от общечеловеческих. Чем занята первые полгода молодая мамаша? Тем, что с промежутками в два часа вскармливает, подтирает и пеленает новую экономическую единицу. В оставшееся время нужно выспаться, привести в порядок дом и т.д., и т.п. Реально ли в эти промежутки успеть еще и собрать все нужные бумажки, отстояв в длиннющих очередях и обегав несколько разных заведений?


Увы, молодой папа тут помочь не в силах. Для молодой экономической единицы в пеленках он ценности как кормящий объект не представляет, а собрать бумаги вместо мамы не может. Чиновники здраво рассудили – а вдруг он того, всю помощь пропьет? В общем, мамаше все нужно делать самостоятельно. Другой вариант – пойти ей навстречу и оборудовать все учреждения, куда ступает ее нога, отделениями-яслями.


Вот так неплохая схема стимуляции демографического роста, задуманная тасмагамбетовским кабинетом, забуксовала на элементарном – бытовухе. Очевидно, мышление в государственных масштабах, выпестованное в астанинских дворцах и шикарных особняках предгорий Алматы, не всегда пролезает в узенькие двери обычных квартирок.


Между тем в парламенте начинают догадываться о проблеме в целом. Недавно Жармахан Туякбай сделал замечательное заявление – мол, сейчас возрастает роль «качественного и дальновидного» законодательства, и «тяжелый урон, который был нанесен (охране семьи, материнства и детства – Авт.) в прошлые годы, приходится восполнять совсем не в тепличных условиях». Жаль, спикер не решился прояснить, кем же был нанесен урон – в конце концов, решения принимают и реализуют конкретные люди…


Между тем способ, которым, по мнению парламентария, этот урон следует восполнить, настораживает – скорейшее принятие законов «О репродуктивных правах человека и гарантиях их осуществления» и нового закона «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан». Видимо, это политическая традиция – если уж совершенствовать что-либо, так с самого основания, чтоб пыль столбом и всем видно было. Очевидно, что порой кажется проще и эффективнее доработать созданное напильником, вместо того, чтобы вновь создавать проекты со множеством дыр, а затем вновь и вновь их перекраивать. Очевидно, это не в нашем стиле – напильниками славу не завоевывают и монументов не воздвигают. Так что этот и прочие ляпы тасмагамбетовской команды имеют большие шансы быть и увековеченными парламентариями, и повторенными новым кабинетом министров. Меняются команды, но не меняется стиль – пожалуй, в этом главная изюминка всей политической жизни страны на протяжении нескольких лет.