Партия “малых дел” на малое и способна. Если “Асар” — политические тимуровцы, то кто же тогда пенсионеры?

Партия – трамплин для карьериста


Когда я учился во второй половине 80-х годов прошлого столетия в Усть-Каменогорском педагогическом институте, был у меня сокурсник – большая умница, тянувший на красный диплом (который он и получил), секретарь комитета комсомола нашего филфака, президент институтского педклуба, звезда фестивалей “Студенческая весна”. Все, от однокашников по группе до преподов, декана и ректора, пророчили ему большое будущее, причем отнюдь не педагогическое.


Так вот, как-то во время пребывания “на картошке” перекуривали мы, немногочисленные парни, на поле и болтали о том, о сем. И тут эта “звезда” факультета задумчиво так говорит:


— Ну вот, трамплин я себе на будущее неплохой сгоношил. Осталось только в партию пролезть…


Мы, естественно, хором заржали. После чего я, пародируя голос и интонации секретаря парткома нашего фака, сурово произнес:


— В партию, дорогой товарищ, не пролазят. В нее вступают, причем это право вам надо будет заслужить! А это очень и очень нелегко…


И тут вдруг “звезда” покаянно так говорит, причем вполне искренне:


— Прости, Асхат, с языка не то слово сорвалось!


Тут мы вообще слегли…


В этой истории примечательны две вещи. Первое-то, что желание человека стать коммунистом только из карьеризма (надо сказать, здорового) у нас вызвало только добродушный смех, а не возмущение. В нас, “детях застоя”, был заложен определенный цинизм, благодаря которому мы смотрели на идеалистов, желающих вступить в компартию исключительно ради идеи (а таковые, хоть и редко, но встречались), как на чудо природы. Точнее, как на древнее ископаемое…


А второе – атавистический страх перед возможностью “ответить за идеологический базар”, проснувшийся в нашем сокурснике, несмотря на то, что на дворе уже вовсю шла перестройка…


Именно этот забавный случай из моей студенческой жизни почему-то вспомнился мне первым делом, когда я узнал о том, что прошел учредительный съезд партии “Асар”, и ее председателем избрана Дарига Назарбаева.


Ведь, помнится, в своем предварительном турне по вузам страны она недвусмысленно намекала своим слушателям-студентам на выгоды, которые им принесет членство в будущей партии, называя имена молодых чиновников из высшего эшелона власти…


Чапаев всегда живой!


Особенности нынешнего партийного строительства в Казахстане заключаются в том, что практически все партии (и официально существующие, и не прошедшие регистрацию из-за драконовского закона “О политических партиях”) декларируют одну и ту же стратегическую цель – построение в Казахстане демократического государства с рыночной экономикой. Даже коммунистическая, которую вернее было бы назвать социал-демократической.


Вся разница в темпах, которые предлагают эти партии: одни говорят о Моисее, который сорок лет водил свой народ по пустыне (“Отан”, Гражданская партия), вторые же предлагают уже сегодня ввести выборность практически во всех ветвях власти (РНПК, ДВК), третьи, не такие “торопливые”, как “радикалы”, и не такие “тормозные”, как “моисейцы”, находятся между ними (“Ак жол”, Партия патриотов).


Так что рядовой обыватель из казахстанской глубинки, вконец запутавшись среди этих партий как среди трех сосен, вполне способен задать лидеру какой-нибудь из них вопрос, похожий на тот, который задавал крестьянин из фильма “Чапаев” главному герою:


— Василий Иваныч, ты за большевиков али за коммунистов?


Помнится, находчивый народный герой не растерялся и тут же ответил:


— Я за Интернационал!


Тут вмешался ехидный Фурманов:


— А за какой, Второй или Третий?


Но и тут легендарный Чапаев мгновенно нашелся:


— Я за тот, за который Ленин!


Смех смехом, но именно такой “персональный” вопрос является главным водоразделом между всеми этими демократическими партиями: они “за” Назарбаева или же против?


Единственную “легальную” ныне партию, последовательно выступающую против политики главы государства, КПК, власти вполне могли так же спокойно “отстрелять” во время перерегистрации после принятия нового закона “О политических партиях”, как, скажем, ту же РНПК.


Однако такой “отстрел” для Астаны невыгоден, поскольку тогда она лишится “пугала”, которым можно размахивать перед тем же Западом: вот, мол, кто может прийти к власти в Казахстане, если вы нас не поддержите!


Хотя на самом деле Компартия сама по себе большой угрозы для властей не представляет: большинство ее членов являются людьми пенсионного возраста, а более молодые поколения в массе своей поклонниками марксизма-ленинизма или классиков социал-демократии отнюдь не являются.


Лидер этой партии Серикболсын Абдильдин оказался весьма серьезным конкурентом Нурсултана Назарбаева на последних президентских выборах не из-за популярности проповедуемой им идеологии, а из-за массовости протестного настроения среди электората: избиратели голосовали не столько “за” главного коммуниста страны, сколько “против” несменяемого лидера.


Если бы в тех выборах принимал участие еще какой-нибудь серьезный оппонент главы государства, то вполне вероятно, что он легко обошел бы товарища Абдильдина…


Остальные “легальные” партии либо однозначно и всецело поддерживают президента страны (специально созданные для этого “Отан”, Гражданская и Аграрная партии, и теперь еще вот будет “Асар”), либо просто не выступают открыто против него, отделываясь дежурными фразами в поддержку курса президента (“Ак жол”, Партия патриотов, “Ауыл”).


Им вождя недоставало: настоящих буйных мало…


Дарига Назарбаева, помнится, упрекнула “Отан” и ГП в недостаточной активности во время появления на политической арене ДВК.


Упрек, конечно же, этими партиями вполне заслужен. Но, с другой стороны, сия политическая апатия, проявленная ими, весьма закономерна.


“Отан”, состоящий в основном из чиновников среднего и низшего звена и бюджетников, и возглавлявшийся бывшим функционером КПСС Сергеем Терещенко, в силу своего бюрократического менталитета никак не мог среагировать мгновенно: как всегда, ждали команды “сверху”, а там-то как раз и царила всеобщая растерянность.


Почти то же самое можно сказать и о Гражданской партии: видимо, г-н Машкевич то ли был в отъезде, то ли просто занял выжидательную позицию…


Правда, потом уже в том же Павлодаре именно “гражданцы” демонстрировали несогласие широких народных масс с политикой ДВК (например, во время довыборов в парламент, в которых принимала участие Карлыгаш Жакиянова) и их поддержку суда над Галымжаном Жакияновым.


То есть, ни сами эти партии, ни их номинальные лидеры не являются политически самостоятельными объектами.


Проще говоря, “Отан” и ГП являются бледной копией КПСС времен горбачевской перестройки, захваченной врасплох открытым появлением на внутренней политической арене ее идеологических противников. Самое большее, на что оказались способными ее идеологи, так это на то, чтобы мямлить, что политику перемен затеяла сама Компартия.


Многолетняя монополия на власть сыграла свою роковую роль: идеологические и интеллектуальные мускулы КПСС в постсталинские времена стали дряблыми из-за безделья. “Мозги” партии привыкли, что с диссидентами работает КГБ, который либо упрятывал последних в лагеря и психушки, либо высылал за рубеж…


Почти то же самое происходит и с этими казахстанскими партиями. Правда, инакомыслие в обществе существует практически открыто, но с диссидентами противоборствуют в основном так же только силовые структуры.


Внутри системы управления государством, иммунитет которой автоматически отторгает от себя ярких, нестандартно мыслящих личностей, в которой, по определению, не должно быть сильных персоналий, конкурентоспособных с главным конструктором и механиком этой системы, никогда не смогут появиться реально сильные политические партии.


Правоту этого вывода подтверждает сам подбор лидеров “Отана” и Гражданской партии их реальными руководителями.


Сергей Терещенко, ничем положительным не проявивший себя во время своего премьерства, оказался верен себе и на посту лидера “Отана”. Не случайно после появления ДВК он и был смещен с этого поста в силу своего несоответствия требованиям сложившейся политической ситуации.


Прошедшие недавно выборы в маслихаты всех уровней показали, что и нынешний лидер “Отана” г-н Ермегияев точно так же делает основную ставку в политике партии на административный ресурс. Как говорится, сила есть – ума не надо! Хотя в наличии последнего ему и не откажешь, но, видимо, Амангельды Диновичу просто не хочется напрягаться…


Лидера “гражданцев” Азата Перуашева, при всей его внешней эпатажности, трудно назвать гигантом политической мысли.


Аграрная же партия является, по большому счету, всего лишь клубом по интересам отечественных латифундистов. И широкое внимание публики она привлекла только один раз, когда из ее рядов со скандалом вышел мажилисмен Серикбай Бисетаев, а ее лидер Ромин Мадинов, по словам депутата, обещал его “замочить”…


В общем, перефразируя известный афоризм, власти имеют такие провластные партии, которые они заслуживают.


Единственный же яркий талант, демонстрирующий свою интеллектуальную нестандартность в деле защиты власти, ее “соловей” Ермухамет Ертысбаев официально не входит ни в одну из названных выше партий.


Правда, есть еще некий “парламентский ручей”, тоже ревностно стоящий на защите интересов власти. Но, право слово, для нее самой же было бы полезней, чтобы он перестал журчать…


И в силе их – слабость, и в слабости их — сила


Природа, как известно, не терпит пустоты. Если сама система государственной системы отторгает от себя яркие личности, то они закономерно оказываются в оппозиции к ней.


На недостаток в этом плане оппозиция, как радикальная, так и умеренная, пожаловаться не может.


Оно и понятно, противостоять долго и упорно государственной машине, не ломаясь под сильнейшим прессингом, могут только крупные субъекты.


Серикболсын Абдильдин вместе со своей когортой смог вытащить Компартию из коматозного состояния (точнее, политического небытия), в котором она оказалась после развала Союза, и превратить ее в реальную политическую силу, способную показать власти зубы.


Акежан Кажегельдин, что бы там про него ни говорили, является сильным бизнесменом, ученым-экономистом и политиком. Именно он вытащил Казахстан из финансовой ямы, в которой страна оказалась при его предшественнике, за что и получил от международной общественности звание “Реформатор года”.


Галымжан Жакиянов и Мухтар Аблязов, получившие московское высшее образование, смогли, несмотря на свою молодость, достичь больших политических постов не только благодаря определенному протежированию их сверху (которое, несомненно, имело место, по-иному просто и быть не могло), но и благодаря своему недюжинному интеллекту.


Всех этих трех лидеров радикальной оппозиции окружает целая плеяда ярких единомышленников: Амиржан Косанов, Ермурат Бапи, Гульжан Ергалиева, Лира Байсеитова, Петр Своик, Балташ Турсумбаев, Толен Тохтасынов, Зауреш Батталова, Сейдахмет Куттыкадам, Ирина Савостина, Маржан Аспандиярова и многие другие.


Лидеров “Ак жола” тоже нельзя назвать серыми личностями. Экономическая эрудиция Ораза Жандосова так же, как и кажегельдинская, признана на международном уровне. Булат Абилов состоялся не только как крупный бизнесмен, но и как политик, и телевизионный ведущий. На их фоне немного бледно выглядит ставший профессиональным бюрократом (в хорошем понимании этого слова) Алихан Байменов. Но нельзя забывать, что в большую политику он вошел на волне перестройки, когда народ “десантировал” во власть оппонентов КПСС, то есть ярких ораторов и нестандартно мыслящих людей.


Такое большое количество сильных личностей в небольшой, в общем-то, оппозиционной “тусовке” понятно: для того, чтобы решиться на противостояние с властью, всегда необходимо определенное мужество и интеллект, отсутствие которых отнюдь не мешает (а, скорее, даже помогает) делать карьеру внутри нынешней власти.


Постоянный прессинг со стороны власти и ее силовых структур оказывается для оппозиции даже, в некотором роде, полезен: в ходе него среди диссидентов происходит естественный отбор, отсевающий слабых духом людей. То есть, силовики играют роль неких “санитаров леса”, “пожирающих” не способных к выживанию особей…


“Возвращенцы” во власть оттираются на последний план и там. Достаточно вспомнить судьбу того же Газиза Алдамжарова, “сосланного” в Белоруссию в качестве посла. Хотя объективно он заслуживает более крупную должность…


Единственный недостаток, присущий нашим лидерам оппозиции, в котором их упрекают как их противники, так и сторонники – неумение или нежелание консолидироваться между собой, перетягивание “одеяла” на себя, в результате чего они не могут добиться поддержки широких масс.


Но, с другой стороны, это вполне закономерно: без здоровой амбициозности, претензий на высшую власть в стране эти люди и не перешли бы в стан оппозиции.


Проявление таких амбиций и претензий внутри самой же власти является политическим самоубийством для их носителя. Вот потому-то отсутствие здоровой конкуренции при наличии монополии на власть рано или поздно губит всю систему.


Это прекрасно понимал Иосиф Сталин, который компенсировал отсутствие внутрипартийной демократии системой регулярных “зачисток” партийных и государственных кадров, периодически их обновляя. Как только эти “зачистки” прекратились, началась стагнация, которая и погубила в конце концов могучую империю…


Ахиллесовой пятой же оппозиции является как раз присущий ей демократизм и избыток самостоятельно и независимо мыслящих людей.


Но, с другой стороны, железная дисциплина и одномыслие вместо единомыслия присущи либо авторитарным партиям, либо тоталитарным, планирующим захват власти вооруженным путем (что является уголовным преступлением).


Поскольку наша оппозиция оппонирует власти исключительно в рамках закона, то любой из ее лидеров может прийти к власти только путем честных выборов. А они нашему обществу, увы, пока не светят…


Политические тимуровцы или новые чиновные квакины?


Партии “Асар”, которая изначально является пропрезидентской, вряд ли удастся избежать болезней, присущих “Отану” и Гражданской партии, и такого же дефицита неординарных личностей.


Об этом уже свидетельствует персональный состав Политсовета, избранного на учредительном съезде “Асара”: худо-бедно яркими и широко известными личностями среди них можно назвать только Владимира Рериха и Ерлана Карина.


Не случайно о том, что новой партии будет не хватать грамотных топ-менеджеров, говорил на съезде и провластный “соловей” Ертысбаев…


Партия “малых дел”, как ее назвала сама Дарига Назарбаева, скорее всего, окажется способной на малое же. По первому впечатлению, это будут некие политические тимуровцы, посильно помогающие то ли не самодостаточным казахстанцам, то ли – государству в решении задач, до которых у него руки не доходят то ли из-за нежелания, то ли из-за нехватки времени.


С учетом забюрократизированности и коррумпированности нашей власти можно смело говорить о том, что любые благие намерения, продекларированные “Асаром”, обречены на провал. Потому что спасение того же ленточного бора под Семипалатинском столкнется с личным интересом чиновников, курирующих эту отрасль, и дальше по вертикали…


Единственный залог успеха – имя председателя партии, которое не должно остаться для чиновников пустым звуком. Но, во-первых, даже сам президент, регулярно публично клеймящий коррупционеров и грозящий им всеми карами, по вполне понятной причине, всегда остается вопиющим в пустыне.


Во-вторых, опыт той же перестройки показывает, что даже такие вроде бы “невинные” движения, типа “зеленых” или антиядерщиков, рано или поздно становятся антагонистами власти. Так что для того, чтобы сохранить свой реальный авторитет в народе, “Асару” рано или поздно придется вставать перед выбором.


С учетом личности председателя партии, понятно, что настоящего асара для решения социальных проблем, так же как и противостояния с властью, ожидать не приходится.


Кроме того, и сама Дарига Нурсултановна по всем статьям уступает, например, популярнейшему в 80-х годах прошлого столетия Олжасу Сулейменову, возглавлявшему антиядерное движение “Невада-Семей”.


Да и сам народ, как говорится, ноныче не то, что давеча. Тогда еще массы верили, что могут что-то изменить…


Хотя с главной задачей – продекларировать Даригу Назарбаеву как политическую фигуру – “Асар” справится. А вот справится ли она сама с этой ролью? Как говорится, война план покажет…


Любая настоящая политическая партия и ее лидер мужают и закаляются в настоящей борьбе либо конкуренции с сильным противником.


Идеологически конкурировать “Асару” все-таки придется. Например, с “Ак жолом”, в котором хватает достаточно сильных политиков и идеологов (плюс наличие у “Светлого пути” таких привлекательных целей, как введение выборности всех органов законодательной власти, пусть даже и постепенной, и других). Но, по большому счету, только с ним, поскольку “Отан”, ГП и аграрии являются полными клонами одной и той же матрицы, которая создала и “Асар”.


Некоторые провидцы сразу после сообщения Дариги Назарбаевой во время турне по стране о создании тогда еще движения “Асар” предрекали, что “Ак жол” ожидает крах, поскольку члены этой партии перетекут в новую партию.


Они не учли одного важного фактора: костяк этой партии создали выходцы из власти, которые прекрасно знают ее изнутри и понимают, что “галдамжаровский” вариант возвращения во власть обречет их на политическое небытие. Их сторонниками являются люди, которых власть не устраивает хотя бы частично, а потому вряд ли они перейдут в партию, которая выступает за полную неизменность Системы.


Так что вряд ли политические тимуровцы смогут переиграть “Ак жол” в политических шахматах, соблюдая правила.


Я уже не говорю о “радикальной” оппозиции, которая загнана властью (точнее, законом “О политических партиях”) в натуральное подполье. Она, если бы ей дали возможность, сразу бы поставила “асаровцам” и ее лидеру лично детский мат в три хода…


Другое дело, что в “Асар” вполне способны переметнуться функционеры “Отана” или ГП (если спонсоры новой партии окажутся богаче “мистера Алюминия”)…


Единственный реальный результат, который можно ожидать от “Асара”, так это, что новая партия поможет Системе окончательно морально разложить молодежь, рвущуюся в коррумпированную власть. Превратить своих юных членов в новых, так сказать, чиновных мишек квакиных.


Впрочем, нынешнее поколение уже и так далеко от целомудрия как физического, так и морально-нравственного….


P.S. Что касается моего сокурсника, то он так и не оправдал больших надежд, которые возлагали на него все мы. И не потому, что так и не вступил в Коммунистическую партию.


Нет, он сумел-таки после института и развала Союза устроиться в акимат Восточно-Казахстанской области и имел реальную возможность пойти и выше.


Однако, в начале 90-х наш регион в плане областных акимов сотрясала настоящая кадровая чехарда: в считанные годы их сменилось аж пять человек. Каждый из них приводил свою команду и вышвыривал из стен креатуры предшественника.


А потому мой сокурсник так и не сумел удержаться в этом бурлящем потоке. Ныне он занимается мелким бизнесом.


Как говорится, сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.


А это даже и не сказка, а быль.