Ничего личного

Перед политтехнологами “Асара” вовсе не стоит задача по продвижению Дариги Нурсултановны в президентское кресло

После того, как была создана партия “Асар” и ее лидером была объявлена Дарига Назарбаева, отдельные политические обозреватели поспешили заявить о том, что вопрос преемственности президентской власти в Казахстане практически решен. Это мнение особенно укрепилось в свете того, что в Азербайджане путем выборов новым главой государства стал сын действующего президента Ильхам Алиев.


Сама Д.Назарбаева отрицает возможность прихода ее к верховной власти в стране. С другой стороны, как правильно отметил советник Н. Назарбаева Ермухамет Ертысбаев, никто не может запретить старшей дочери президента баллотироваться на самый высокий пост в государстве, “иначе придется менять Конституцию”. Ведь главный закон нашей страны говорит о равных правах для всех, а значит, Д. Назарбаева имеет право выставить свою кандидатуру наравне со всеми на будущих президентских выборах.


Однако, думается, что перед политтехнологами “Асара” вовсе не стоит задача по продвижению Дариги Нурсултановны в президентское кресло. Для создания этой партии были несколько иные предпосылки. Главу Казахстана Нурсултана Назарбаева нередко обвиняют в узурпации власти, и даже авторитаризме. Но чем вызвана была такая необходимость жестко централизовать власть в президентских руках? Оставив размышления по поводу излишней коррумпированности режима на долю оппозиционных СМИ, взглянем на эти аспекты с другой стороны.


Сразу после получения независимости Казахстан столкнулся с серьезной проблемой отсутствия единого государственного мышления. Главам областных администраций было трудно враз воспринимать за лидера только лишь президента республики, ведь все всегда делалось с оглядкой на союзный центр. Поэтому с республиканским руководством считались, но тем не менее не воспринимали за верховное начальство. Кроме того, первый секретарь ЦК Компартии республики был своего рода компромиссной фигурой между сложившимися за годы Советской власти региональными элитами. Причем обеспечивал этот компромисс союзный центр. Получение независимости нарушило этот баланс. Поскольку независимость означала усиление республиканских органов власти. Естественно, что Нурсултану Назарбаеву пришлось приложить гигантские усилия, чтобы суметь сохранить сложившийся баланс и не вступить в конфликт с региональными элитами. Ведь даже на первых этапах строительства нового государства президент делал ставку на молодых технократов. Как намекал не раз Н.Назарбаев, расчет был прост: соблюдался баланс регионов, потому что так называемые младотюрки были выходцами из разных областей республики, а во-вторых, молодежь не была так завязана на внутриполитических интригах. Как потом покажут события будущих лет, молодые технократы много чему научатся и начнут не менее изощренную борьбу за влияние.


Принятие в 1995 году новой Конституции практически обозначало то, что в борьбе с за влияние и централизацию власти с региональными элитами Нурсултан Назарбаев одержал первую победу. Скрытое противостояние все же в Казахстане присутствовало. Причем отдельные аналитики по сию пору пытаются представить все трения внутри казахстанской элиты как банальный трайбализм. Это, естественно, чревато разными последствиями. Автору этих строк пришлось некогда беседовать с одним из участников по созданию СП “Тенгизшевройл” с казахстанской стороны. Он говорил, что до сих пор удивлен, почему высшее руководство республики, долгое время сопротивлявшееся кабальным условиям договора с американцами, вдруг пошло им на встречу. Но, как оказалось, этот период совпал с появлением в Западном Казахстане некоего местного интеллигента, объявившего о необходимости создания автономной республики Адай одноименного казахского рода.


В регионах давно уже сложились разные группы влияния, которые состоят не только из представителей разных казахских родов, но и национальностей. Иначе, зачем новый премьер после назначения сразу же отправляется в поездку по регионам? Мне не раз приходилось слышать, что это он так едет — договариваться, представляя себя от имени президента, дабы местные элиты оценили кандидатуру. И, несмотря на попытки разрушить сложившуюся систему путем назначения на должность акимов сторонних людей, все же местные элиты сохраняются. Более того, они начинают высказывать свое недовольство, особенно это заметно на примере элиты Западного Казахстана. Они недовольны перераспределением средств от доходов нефтегазового сектора.


Рыночная экономика породила еще и такой сегмент борьбы за власть — финансово-промышленные группы. Они более мобильны и способны всерьез конкурировать с региональными элитами. Более того, возможны союзы между ними.


Учитывая, что наше общество все более приближается к западному варианту устройства, сегодня началась борьба за настроения масс. Отсюда — возникновение массы партий, даже несмотря на барьеры в виде огромного для Казахстана количества членов. Но таковы требования времени. Как-то нужно уметь себя защищать, тем более что в политических процессах республики намечаются медленные, но верные подвижки в сторону большей демократизации.


Даже “Отан” создавался не только для того чтобы получить массовую пропрезидентскую партию, но и максимально вовлечь туда представителей региональных элит. Опыт удался, но при этом возникли якобы президентские партии, которые находятся на коште либо финансово-промышленных групп, либо определенных региональных элит. И поэтому потребовалось создание принципиально новой пропрезидентской партии. Таковой должна стать “Асар”. Недаром она намерена опираться больше на молодежь, ведь эта категория населения не очень помнит первые годы независимости, и становление ее происходило в то время, когда в Казахстане начался этап экономического роста.


Возникновение “Асара” заметно смутило все пропрезидентские и оппозиционные партии, потому что при реальной оценке ситуации приоритет будет отдан новой организации. А значит, интересы в будущем будут смещены в сторону защиты позиций Семьи. Это может вызвать недовольство со стороны региональных элит и финансово-промышленных групп, и главным козырем в противостоянии будет муссирование возможности наследования власти. Что, впрочем, и делается сегодня во многих СМИ.