Ермурат Бапи: “Мой приговор может зависеть даже от погоды в этот день!”

Сегодня, 6 ноября, начался суд над главным редактором газеты “СолDат”. Редакция “Нави” от всей души желает коллеге: “Дай Бог, не последнее!” В смысле – интервью на свободе…


“Трибунал” для “СолDат”а


— Итак, Ермурат: завтра начинается суд. В каких же именно, так сказать, грехах Вас обвиняет финансовая полиция?


Следствие инкриминирует мне три статьи. Это нарушение бухгалтерского учета, уклонение от уплаты налогов организацией и лжепредпринимательство.


Первые два обвинения связаны с финансовой деятельностью ТОО “Независимая газета “СолDат”. Я к этому никакого отношения не имею, поскольку я всего был лишь наемным работником, был только главным редактором газеты. Ни директором ТОО, ни финансовым менеджером или кем-то еще в этом роде я никогда не был. Даже временно исполняющим обязанности кого-то из них никогда не назначался.


А потому я изначально отклоняю обвинения по этим двум статьям, о чем неоднократно заявлял в интервью разным средствам массовой информации.


Что касается третьей статьи, то я и об этом публично говорил не раз, но почему-то представители многих СМИ, беседовавшие со мной на эту тему, потом ее игнорировали. Видимо, боятся, что после опубликования этого пункта со стороны финансовой полиции начнутся наезды на их редакции…


Так вот, что касается лжепредпринимательства: в свое время газету регистрировали на свое имя активисты РНПК, люди, некогда занимавшиеся охраной Акежана Кажегельдина.


Оба они – бывшие афганцы. Один командовал там батальоном, был награжден орденом Красной Звезды. Другой был начальником штаба батальона, тоже имеет боевые награды.


Но когда финансовая полиция начала вести уголовное дело против газеты, причем первоначальная сумма, которую собирались навесить на “СолDат”, составляла около 68 миллионов тенге, видимо, ребят сильно прижали.


Причем прижали настолько сильно, что они, прошедшие сквозь огонь, воду и медные трубы, под пулями работавшие, явно испугались. А потому и отказались от учредительства нашей газеты.


Получается так, что я работал и делал газету, учредители которой якобы не знали о том, что она создана ими. То есть, таким образом я и получаюсь лжепредпринимателем.


С учетом того, что этот суд не первый над оппозиционными журналистами и деятелями вообще, и над Вами – в частности, можно ли делать какие-то прогнозы относительно его исхода? Ведь, например, тот же Амиржан Косанов недавно получил условный срок…


Я бы этого делать не стал. Поскольку в последнее время движения властей вообще трудно поддаются логике. Ясно одно: суд будет только утверждать приговор, который уже будет вынесен там, наверху. А то, каким он окажется, может зависеть от множества факторов, даже – случайных. Например, даже от того, какая будет погода в этот день…


— Но ведь уголовным кодексом по этим статьям предусмотрены конкретные наказания, вплоть до конкретного количества лет. Что Вам максимально грозит в чисто юридическом плане?


В общей сложности, если суммировать, то до пяти лет лишения свободы. Но, кроме этого, закон предусматривает и другие виды наказания. Например, штраф или условный срок, а также принудительные работы. Или запрет заниматься профессиональной деятельностью в течение определенного срока либо занимать какие-то ответственные посты. Какую именно альтернативу из этого “букета” определит в виде наказания суд по подсказке сверху, сказать затрудняюсь.


— Газета “СолDат” существует не первый год. Почему же финансовая полиция возбудила против нее дело только в этом году?


Действительно, она выходила длительное время без проблем, носящих юридический характер (хотя другого рода препятствия были, вспомним хотя бы знаменитое нападение и ограбление нашей редакции). Я думаю, что это уголовное дело напрямую связано с тем, что в апреле этого года в аэропорту города Нью-Йорк американскими силовиками был задержан советник президента Казахстана г-н Гиффен.


Это произошло 30 апреля, мы же опубликовали сообщение об этом второго мая. В том числе, и доводы министерства юстиции США, в которых говорилось, что по этому делу фигурируют некие высшие чиновники под шифрами “КО-1” и “КО-2”.


— То есть, речь идет о знаменитом скандале под названием “Казахгейт”, о котором долго и упорно писали мировые СМИ?


Именно. Публикация, повторюсь, вышла второго мая, а шестого мая было возбуждено это уголовное дело. Хотя до этого проводились финансовые проверки, и никаких претензий тогда предъявлено не было.


Примечательно, что 21 мая еще прошлого года офис нашей редакции был, как уже говорилось, ограблен. Я бы сказал, был произведен вооруженный налет, злоумышленники избили наших сотрудников и заклеили им рты скотчем. Потом вынесли компьютеры, телефонные аппараты и, самое главное, весь архив, в том числе – архив Акежана Кажегельдина.


И теперь я теряюсь в догадках: в каких документах копалось следствие, если они были бесследно утрачены? И каким образом набрались эти пресловутые 68 миллионов тенге, не выплаченные в бюджет? Правда, по ходу дела эта сумма “похудела” до 17 миллионов. Видимо, “там” поняли, что навесить такие деньги газете, которая существовала только за счет спонсоров и грантодателей, — это уже слишком…


Значит, Вы считаете, что в этом уголовном деле превалирует именно политическая составляющая?


Вне всякого сомнения. Не будь этой составляющей, то вряд ли бы следствие два месяца держало за решеткой одного из учредителей газеты, пока он не подписал определенные бумаги.


— Где именно будет проходить процесс, и кто персонально будет его вести?


— В суде Медеуского района Алматы, ставшего печально известным из-за того, что в нем постоянно судят оппозиционеров.


Именно здесь в свое время Акежана Кажегельдина лишили возможности баллотироваться на пост президента страны из-за его участия в собрании движения “За честные выборы”. Кстати, судья, сделавший тогда это, нынче возглавляет районный суд.


Именно здесь осудили бывших работников службы охраны премьер-министра Кажегельдина Сатжана Ибраева и Петра Афанасенко.


Здесь же, как уже говорилось, недавно проходил процесс над Амиржаном Косановым.


И вот теперь дошла очередь и до меня…


Видимо, здесь работают судьи-профессионалы по делам, носящим политический мотив…


Ермурат, Вы говорили, что если Вас даже оставят на свободе, то могут все же лишить на определенный срок права заниматься профессиональной деятельностью. “СолDат”, как известно, был Вами не столь давно окончательно закрыт. Означает ли это, что продолжения этой газеты в другом виде больше уже не будет?


Совсем нет. Насколько мне известно, некоторые активисты РНПК и ДВК готовят новую газету, как бы продолжение “СолDат”а. Я лично считаю, что эта популярная газета, ныне закрытая, принадлежит всему народу, а не кому-то персонально, а потому только приветствую такую инициативу. Поскольку я нахожусь под следствием, то не принимаю участия в подготовке нового издания.


Если все же потребуется какая-то помощь с моей стороны, то я всегда готов!


Ходят слухи, что среди некоторых чиновников из высшего эшелона власти существует недовольство в связи с появлением на нашей политической арене партии “Асар”. И потому, якобы, они готовы содействовать появлению как можно большего количества оппозиционных СМИ для того, чтобы они противостояли новой партии…


Я бы сказал, что это не слухи, а достоверная информация. Тому же “СолDат”у и раньше помогали финансово, снабжали компьютерами и бумагой отдельные представители бизнес-элиты. Одной рукой давали нам, другой, скажем, — “Отану”.


Со мной недавно лично беседовали некоторые очень важные персоны (их имена, по вполне понятным причинам, называть не стану). Обещали всяческую поддержку появлению новой газеты. Я, естественно, сообщил им, что сам я вынужден от таких проектов пока стоять в стороне, и назвал нужные им в этом плане имена.


Так что, как говорится, процесс пошел…


Встретились два “политичества”?


Ермурат, Вы являетесь не только журналистом, но и в большой степени политическим деятелем. Как Вы сами оцениваете появление “Асара” и то, что лидером этой партии стала Дарига Назарбаева?


Мне очень жалко в этой ситуации только хорошее казахское слово “асар”. В последнее время мы его подзабыли. И вот нам его напомнили, но ведь это слово используют в неблаговидных целях. Особенно меня поразил рекламный ролик о девочке, торговавшей жвачкой. Там ее якобы обирает рэкет, но, в конце концов, девочку спасают некие “хорошие парни”. Причем тут асар, я так и не понял. Кроме того, ведь народ прекрасно знает, кто у нас самые крутые рэкетиры…


Извините, это просто с Вашей стороны эмоции. Я же хотел бы услышать Ваше мнение о том, насколько политически сильной будет эта партия и какой политический вес обретет ее лидер?


Политическая сила “Асара” будет такой же мнимой, как у “Отана” и Гражданской партии. То есть, как у любого искусственного политического сооружения. “Асар” просто создан “под” человека, для которого, по моему мнению, эта партия является всего лишь увлечением. Таким же, скажем, как сольные концерты.


А ведь тут работать надо, причем труд этот – очень и очень тяжелый… Лично я бы все эти ролики про “Асар” назвал бы другим словом – туфта!


Это увлечение так им бы и осталось, а “Асар” — движением, но не партией. Но тут определенный толчок дал результат президентских выборов в Азербайджане…


Насколько реально можно будет, на Ваш взгляд, использовать в нашей стране азербайджанский вариант передачи власти?


С нынешним административным ресурсом власти и существующим Центризбиркомом можно сделать реальными любые варианты. Другой вопрос, насколько долговечными они окажутся.


Кстати, Алтынбек Сарсенбаев в недавнем интервью газете “Время” весьма скептически отнесся к возможности использования азербайджанского варианта. В данный момент он находится в отставке. На Ваш взгляд, какова истинная подоплека этой интриги?


С Алтынбеком Сарсенбаевым мы лично знакомы еще со студенческой поры, даже, помнится, как-то вместе работали в стройотряде. И хотя он закончил МГУ, а я – КазГУ, но все-таки начинали мы вместе. Так что вроде бы знаю его характер, и на что он способен…


Гадать в этом плане можно долго и упорно. Самый приемлемый вариант: после того, как его убрали с поста Секретаря Совета Безопасности, отправили в дипломатическую ссылку, г-н Сарсенбаев по-новому, со стороны, увидел все то, что происходит в стране. Тем более, что он был одним из идейных вдохновителей ДВК в первом составе. И вот, наконец, наступило прозрение…


Возможен и силовой вариант: его вынудили сделать определенные политические заявления какие-то неведомые события, чем-то грозящие лично ему. Например, тем же судом.


Вполне вероятно, что ему с большим опозданием окончательно аукнулось участие в создании ДВК. Потому что власти поняли, что расколовшуюся тогда элиту теперь никак уже не “склеишь”. И, видимо, до них так и не дошло, что Сарсенбаев действовал тогда для их же пользы, что он хотел сделать этот стихийный порыв управляемым.


И вот теперь его делают козлом отпущения…


Хотя я и не исключаю того, что он действительно не смог, как посол РК в России, пожать нужные для Астаны плоды с Года Казахстана в этой стране.


Но вполне возможно и то, что он сам решил заняться публичной политикой, увидев, что партия “Ак жол”, духовным и идейным отцом которой он является, для этого достаточно окрепла.


Но нельзя исключать того, что все это является его большой политической игрой совместно с властью: продемонстрировав народу разрыв с Нурсултаном Назарбаевым и разыграв роль его непримиримого конкурента на досрочных президентских выборах, Сарсенбаев одержит в мнимой борьбе легитимную победу и получит власть с его же одобрения. Так сказать, вариант операции “Преемник”…


— Недавно в одном газетном интервью известный кинорежиссер и бывший деятель РНПК Рашид Нугманов заявил, что в Казахстане Кажегельдин кончился как политик. Это что – констатация реального факта, сведение политических счетов, плод некой обиды или же выполнение какого-то заказа?


Почему-то про человека, давно снявшего свой единственный популярный фильм, никто не говорит, что он кончился как кинорежиссер. Даже он сам.


Оставим это высказывание про “конченого” политика, который на самом деле играет большую роль в отношении всего мира к существующему в Казахстане режиму, на совести самого Нугманова.


Почему-то не так давно Нурсултан Назарбаев ездил в Европу для того, чтобы встретиться именно с Кажегельдиным, а не с Рашидом!


Это что, шутка?


— Совсем нет. Я точно знаю, что и раньше с ним встречались большие казахстанские чиновники, некоторые из них сами мне об этом говорили. Известно, что с Кажегельдиным встречался и Рахат Алиев, и Дарига Назарбаева. Представляли ли они интересы Назарбаева? Не знаю. Но какие свои у них могут быть интересы для встречи с опальным экс- премьером?


И вот венцом всех визитов стал личный визит Назарбаева.


— И какая же тема обсуждалась?


Я не знаю, о чем именно они там беседовали. Меня там, сами понимаете, не было. Да и потом, в телефонных разговорах со мной Акежан Магжанович ни словом о сути этого разговора не обмолвился. Так что я могу только предполагать, что речь между ними шла о “Казахгейте” и о возвращении Кажегельдина в Казахстан.


В Интернете появился сайт, целиком и полностью посвященный персоне Акежана Кажегельдина. Точнее, его компрометации, причем на двух языках – английском и русском. Некоторые утверждают, что автором этого проекта является сам экс-премьер. Мол, понадобилось поднять его упавшую общественную популярность, пусть даже и скандальным путем…


Появился не только сайт. Недавно вышла еще и книга под названием “Казахстан девяностых”, также направленная против Кажегельдина. Все это звенья одной цепи.


Думается, что все это организовывают чиновные лизоблюды, стремящиеся “прогнуться” перед Назарбаевым. Небось, уже доложили: “Вот, мол, такой-то сайт открыли, причем посещаемость – огромная!”


Если бы это организовал сам Кажегельдин, то сайт не был бы таким топорным. Его дизайн вызывает смех даже у непрофессионалов.