В семье Назарбаевых, как и во всем Казахстане, царит политический патриархат!

Ответ Казису Тогузбаеву

Говорить о том, что Нурсултан Назарбаев находится “под каблуком” у своей жены и дочерей, было политически неверно. Если это было бы так, то тот же Рахат Алиев вряд ли бы стал послом в Австрии…


Ошибка Казиса Тогузбаева


Появление на политической арене Казахстана партии “Асар” и заявка Дариги Назарбаевой на роль политического тяжеловеса в качестве лидера этой партии вызвали появление многих публикаций, в том числе – и автора этих строк.


Однако самым оригинальным и нестандартным видением этого явления отличился Казис Тогузбаев в своей статье “Кто третий лишний? Или феномен Дариги Назарбаевой”.


Если говорить коротко, он утверждает, что сие политическое действо является прямым следствием матриархата, царящего в семье президента страны (состоящей, как известно, из четырех женщин и одного мужчины).


Усиление Дариги Назарбаевой, по мнению г-на Тогузбаева, автоматически свидетельствует об ослаблении политических позиций ее мужа Рахата Алиева, согласно некому “закону треугольника”, в котором третья сторона становится лишней.


Далее, по версии автора, могут ослабнуть позиции уже Александра Машкевича, хотя полное политическое небытие ему и не грозит.


Главной жертвой, мол, станет нынешний премьер Даниал Ахметов, которого Дарига Нурсултановна вытеснит с позиций “передаточного звена” между Нурсултаном Назарбаевым и Александром Машкевичем.


“Можно сказать, что в уже недалекой перспективе в Казахстане еще один раз должен свершиться семейно-правительственный и одновременно своего рода матриархальный переворот с прицелом на династическую передачу в перспективе высшей власти в руки женщины. В котором Дариге Назарбаевой явно предназначена главная роль”. Таков главный вывод г-на Тогузбаева, предрекающего старшей дочери президента страны премьерское кресло уже в скором будущем.


Написано, повторюсь, нестандартно и оригинально.


Мнение г-на Тогузбаева, естественно, является всего лишь версией, не претендующей на роль истины в последней инстанции. Однако в голову автора этих строк невольно закрадывается мысль о том, что она выглядит столь свежо и необычно именно потому, что изначально построена на ложных предпосылках.


То есть, версия эта изначально ошибочна.


Начнем с того, что многоуважаемый г-н Тогузбаев, считающий, что сейчас отечественная большая политика ведется по правилу “третий лишний”, почему-то напрочь игнорирует другую закономерность, известную еще из курса школьной физики: самой устойчивой является конструкция, имеющая три опоры.


Если в ходе внешнего или внутреннего воздействия эта конструкция потеряет одну из своих опор, то она еще сохранит свою устойчивость. Но ее после этого уже будет гораздо легче свалить. Для этого достаточно будет убрать еще всего одну опору и толкнуть конструкцию, балансирующую на последней “ноге”.


Наивно полагать, что такой многоопытный политик, каковым является Нурсултан Назарбаев, не знает такой элементарной вещи…


Матриархат и автократия – не совместимы!


Не будем говорить об этической стороне статьи, обсуждающей частную, семейную жизнь Нурсултана Назарбаева. Публичность, по определению, присущая политикам такого рода, и бесспорная политическая важность семейного фактора (вы заметили, что холостяки в демократических странах очень редко становятся главами государства, хотя прецеденты имеются?) дают г-ну Тогузбаеву определенное право поднимать эту щекотливую тему.


А потому сделаем некоторое допущение: г-н Тогузбаев прав, и в семье Назарбаевых царит матриархат. Но тогда в ней, по определению, должна главенствовать мать семейства, но отнюдь не старшая дочь.


Об этом свидетельствует и сам автор: “Был я однажды в такой семье, где неосторожно задал вопрос, кто же в доме хозяин? Хотя и было понятно без того, кто в доме хозяин. Муж смутился, хотя он был весьма добычливым бизнесменом, образовалась неловкая пауза, которую затем властно прервала его жена. “Ахмет! — сказала она мужу. — Что же ты молчишь! Ты же в доме хозяин!”


Правда, осознавая определенную алогичность предпосылки о главенстве Дариги Нурсултановны, г-н Тогузбаев тут же оговаривается:


“Конечно, в рассматриваемом отношении в чем-то было бы интереснее рассмотрение психологии супруги казахстанского Президента. Но в данном случае она нас абсолютно не интересует, хотя мы и должны учитывать, что именно она является тем базовым основанием, которое не только питает психологию матриархата в семье Президента, но и сама, того не замечая, постоянно демонстрирует ее, то есть является достаточно выраженным носителем матриархальной психологии”.


Не будем говорить о том, что по сравнению с той же покойной Раисой Горбачевой (вот в чьей семье, вероятнее, и царил матриархат) восточная женщина Сара Назарбаева является прямо-таки воплощением скромности. Помимо работы в “Бобеке” и пропаганды учения Порфирия Иванова, она никак открыто не демонстрирует себя (хотя, вполне возможно, и влияет скрыто на какие-то кадровые перестановки в высшем эшелоне власти). Но, повторюсь, согласимся с тем, что работа в “Бобеке” и “Самопознание” являются той самой “демонстрацией психологии матриархата”, о которой говорит Казис Тогузбаев.


Тем более, что недавно Сара Алпысовна стала первой женщиной-лауреатом премии Чингиза Айтматова, которой были удостоены такие персоны, как Папа Римский, Джордж Сорос и Кофи Аннан. Однако, супруг же ее сей награды не удостоен (возможно, пока?).


В семье, где царит матриархат, мужчина уступает лавры первенства спутнице своей жизни, но отнюдь не своей дочери. Господин Тогузбаев, видимо, очень плохо разбирается в женской психологии, если допускает возможность того, что женщина, старшая не только по возрасту, но и по положению в семье, позволит младшей командовать собой…


Кроме того, матриархальная Дарига Назарбаева должна в первую очередь довлеть в семье Алиевых, как бы копируя традиции семьи, в которой выросла. Однако, если вспомнить стремительную карьеру ее мужа в конце 90-х годов и начале сего века, особенно – события, предшествовавшие его отправке в Австрию в качестве посла, то мы видим абсолютно противоположную картину, в которой отсутствует персонаж мужа-“подкаблучника”…


Казис Тогузбаев в качестве подтверждения “матриархальности” Дариги Нурсултановны приводит факт того, что она отказалась последовать за мужем в Вену.


Однако, при здравом рассуждении из этого факта можно сделать другой вывод: семья Рахата Алиева и Дариги Назарбаевой – это не что иное, как союз равноправных партнеров, в котором нет превалирования одной персоны над другой.


Кроме того, об ослаблении чьих-либо политических позиций свидетельствует потеря этим человеком своих капиталов, принадлежащих ему СМИ или (в отсутствие таковых) поддержки дружественных масс-медиа и “своих” людей в важнейших властных структурах. Ничего подобного в случае с Рахатом Алиевым не произошло, кроме, разве что, увольнения части его сподвижников из силовых структур.


А потому мнение г-на Тогузбаева о том, что Рахат Мухтарович политически “похудел”, звучит, мягко говоря, не совсем убедительно. Скорее, он просто на время ушел в тень, причем периодически в обществе муссируются слухи об его триумфальном возвращении.


Другое дело, что действительно сама Дарига Нурсултановна вышла из тени своего супруга. Но это выглядит вполне нормально по современным, если хотите, западным, меркам. Но, видимо, г-н Тогузбаев, просто в силу своего восточного менталитета, видит в этом признаки матриархата…


В силу всего вышеизложенного можно сделать только два логических вывода:


1. Дарига Нурсултановна не стала устанавливать матриархальные порядки в своей семье, поскольку они не были приняты в семье родительской.


2. Она не смогла сделать это из-за сильной натуры своего мужа.


Автор этих строк склонен больше к первому выводу, чем второму.


Человек, который не может командовать в своей семье, никак не может стать успешным и полновластным лидером государства. Даже если такой человек по капризу судьбы окажется вдруг на “троне”, его рано или поздно ждет крах, а государство во время его недолгого правления сотрясают политические катаклизмы, вызванные слабоволием его главы.


Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить бесславный конец царствования Николая Второго или правления того же Михаила Горбачева. Или посмотреть на одну маленькую центральноазиатскую страну, которую сотрясают перманентные смуты…


Уже в современной истории Казахстана известны случаи, когда международные отношения нашей страны ухудшались из-за того, что более сильная жена властвовала над мужем-послом в той или иной стране, хотя сама она никакого отношения к дипломатии не имела…


Государство же, управляемое Нурсултаном Назарбаевым, одни критики называют авторитарным, другие – вообще тоталитарным, в котором все решает один человек. Разве может таких результатов добиться политик, в семье которого царит матриархат?


Мухи – отдельно, котлеты — тоже


Еще ошибочнее доводы г-на Тогузбаева о том, что после “ослабления” Рахата Алиева, согласно закону “третий-лишний”, следующим на “мушке” Дариги Нурсултановны окажется Александр Машкевич.


Точнее, нынешний премьер-министр Даниал Ахметов: “ей необходимо будет выиграть предстоящие парламентские выборы. А для этого необходимо, чтобы при этом потеснилась Гражданская партия, чтобы эти выборы проиграл если не Александр Машкевич, то уж, наверняка, Даниал Ахметов, который играет пока роль передаточного звена между А.Машкевичем и Н.Назарбаевым и именно которым он пока силен”.


Во-первых, из контекста этой фразы невозможно толком понять, кто же кем силен? Машкевич – Ахметовым или же наоборот? А может, Даниал Кенжетаевич – ролью передаточного звена (тогда фраза сконструирована не совсем по-русски)?


Во-вторых, всем известно, что г-н Машкевич в своих отношениях с Нурсултаном Назарбаевым абсолютно не нуждается ни в каком “передаточном звене”. Даже если в качестве такового будет выступать дочь президента. Причем Александр Антонович, как глава Евразийского еврейского конгресса, нужен главе страны, по крайней мере – сейчас, в основном для внешней политики: именно его мировые связи используются для улучшения пошатнувшего имиджа Казахстана и персоны его лидера.


Впрочем, говорят о большой востребованности г-на Машкевича в Семье и в качестве финансиста…


Казис Тогузбаев и сам признает непотопляемость Александра Антоновича, а потому и выставляет в качестве мишени Даниала Ахметова. Однако, непонятно, какое официальное отношение премьер имеет к Гражданской партии и почему он, лицо назначаемое, должен проиграть вместе с ней выборы? Советуем г-ну Тогузбаеву поступать, как Путин, который любит, чтобы котлеты и мухи находились отдельно друг от друга…


Кроме того, ГП и “Асар”, как и другие легальные партии, в любом случае пройдут в парламент по партийным спискам. Даже если партийная фракция “гражданцев” в новом высшем законодательном собрании станет малочисленнее, то интересы г-на Машкевича при его вхожести в “ближний круг” вряд ли пострадают.


Еще фантастичнее выглядит версия г-на Тогузбаева о том, что Александру Антоновичу от имени Дариги Нурсултановны (читай, президента) будет сделано некое предложение, от которого будет невозможно отказаться. Видимо, в политическом плане, поскольку, мол, г-н Машкевич финансово ничего не потеряет, “ если вовремя отойдет от Даниала Ахметова и перейдет на сторону Дариги Назарбаевой. Именно Дарига Назарбаева к тому времени, а не Даниал Ахметов, должна стать необходимым передаточным звеном между Александром Машкевичем и Нурсултаном Назарбаевым, подобно тому, как два года тому назад она исполняла такую же роль между отцом и своим мужем, что принесло ей соответствующие политические дивиденды. Отличие только в том, что теперь она может получить не только политическую прибыль…”


Во-первых, финансовый, общественный и политический вес Александра Машкевича настолько тяжел, что он сам может кому угодно делать такие предложения.


В-вторых, вряд ли г-н Машкевич держит свой капитал в Казахстане и не имеет возможности в случае чего легко и безболезненно “сделать ноги” из страны пребывания…


В-третьих, кто такой Даниал Ахметов, чтобы от него отходил Александр Машкевич, пусть даже и к Дариге Назарбаевой? Хотя и она вряд ли станет когда-нибудь такой персоной, которая сможет “крышевать” таких финансовых тузов…


“Чего только стоит очередная резкая Резолюция Европейского парламента, в которой Нурсултан Назарбаев поставлен на одну доску с кровавым Туркменбаши. И Н.Назарбаев, думается, достаточно умен, чтобы понять, что одним из поводырей, на которого он так слепо положился, и который завел его в такое тупиковое политическое положение, является именно Даниал Ахметов. Так что Д.Ахметова в обозримой перспективе может ждать сегодняшняя должность (или подобная, ссыльная) Рахата Алиева, но вряд ли последнего ждет сегодняшняя должность Д.Ахметова”.


Этим пассажем Казис Тогузбаев полностью копирует провластных журналистов и политологов, которые, чуть что, сразу начинают вопить: “президента подставили!” А так, мол, сам Нурсултан Абишевич белый и пушистый…


А потому слова Тогузбаева о том, что Ахметов является поводырем Назарбаева, смотрятся, мягко говоря, забавно. Еще смешнее звучит то, что президент слепо на него положился, а тот завел своего шефа в тупиковое положение.


Казис Тогузбаев считает, что то самое “неотказное” предложение Александру Машкевичу поручат сделать Рахату Алиеву. Видимо, он забыл, из-за кого разгорелся сыр-бор, в результате чего и появился на политической арене ДВК…


Нурсултан Назарбаев не из тех людей, что два раза наступают на одни и те же грабли.


Автократ всегда платит во сто крат


Единственное, что извлек полезного автор этих строк из статьи Казиса Тогузбаева, так это своеобразное “ноу-хау” по снятию ответственности с глав государств.


Согласитесь, что такого в мире еще не было: президент или король оправдывается перед народом и соседями: “Я не виноват, это все жена (бабушка, сестра, дочь, внучка, любовница)!”


Правда, помнится, в фильме “Обыкновенное чудо” гениальный Евгений Леонов играл короля-самодура, который свои деспотические приказы обосновывал тем, что в момент их отдачи в нем просыпались гены того или иного монархического предка.


Вполне возможно, что женитьба Нурсултана Назарбаева на Саре Алпысовне сыграла определенную положительную роль в его начальной карьере. И по-человечески вполне понятно, если стареющий лидер, устающий от своего более молодого и алчного до власти окружения (которому никогда полностью не доверяет ни один политик мира), делится своими тяготами и заботами с многолетней спутницей жизни.


Однако, говорить о том, что Нурсултан Назарбаев находится “под каблуком” у своей жены и дочерей, было политически неверно. Если это было бы так, то тот же Рахат Алиев вряд ли бы стал послом в Австрии…


У политика-подкаблучника, по определению, не может быть харизмы. У Нурсултана Назарбаева (особенно у НАНа конца 80-х, начала 90-х годов) она определенно есть. Да и вообще, возможно ли без ее наличия пройти путь от простого рабочего до главы государства?


Зато абсолютно не харизматична Дарига Нурсултановна.


Выше уже говорилось о том, что самой устойчивой является конструкция с тремя опорами.


У главы государства их должно быть гораздо больше. Ведь прописной политической истиной является вечное, как мир, “разделяй и властвуй!”.


Было бы глупо оспаривать факт того, что Нурсултан Назарбаев хорошо усвоил искусство властвовать учетом его “правленческого” стажа.


Особо гадать о причинах, побудивших Казиса Тогузбаева написать такую статью, не приходится.


Но как бы то ни было, не стоит забывать прописную истину: за ошибки любого правителя во время его правления расплачивается народ.


Но потом, после, рано или поздно, наступает время его личной расплаты перед народом: юридической, политической, исторической, моральной, как хотите.


Нурсултан Назарбаев, создавший тот Казахстан, в котором мы ныне живем, в первую очередь несет персональную ответственность за все то хорошее и плохое, что мы имеем (что бы там ни гласила существующая Конституция и закон “О первом президенте страны”).


В том числе и за то, что члены его семьи становятся политическими деятелями (причем не вопреки его воле).


С этой точки зрения, аргументы Казиса Тогузбаева воленс-ноленс воспринимаются как некая адвокатская речь в защиту президента, семья которого рисуется как некое форс-мажорное обстоятельство.


Потерпите, г-н Тогузбаев! Время адвокатов Нурсултана Назарбаева еще не настало. Пока – не настало. Но лучший судья – время – работает уже давно. И безостановочно…


P.S. Кстати, газета “Экономика. Финансы. Рынки” в номере от 7 ноября на своей первой полосе опубликовала еще одну версию в доказательство того, что в семье Назарбаевых матриархат отсутствует…