Актуальность восстания

В новом мировом порядке нет ни демократии, ни свободы, ни равенства, ни братства

И пришли другие люди, пробравшиеся сквозь дневной мрак,
и понесли ее по забитым народом улицам — улицам, где за улыбками
скрывается черная ненависть, улицам, где не может жить
ни один честный мужчина, где ни одна порядочная женщина
не может заработать на кусок хлеба, где Дьявол царствует
под одним из своих излюбленных имен, под именем Злата.


А. Кроули, Аллегория


Когда в январе 1994 года отряды партизан-майя во главе с окруженным ореолом таинственности “постмодерным странствующим рыцарем” (как он сам себя назвал в одном из писем) субкоманданте Инсурхенте Маркосом с оружием в руках взяли под свой контроль мексиканскую провинцию Чьяпас, мало кто сомневался в скором поражении дерзких повстанцев, бросивших вызов Системе в тот момент, когда всем казалось, что борьба проиграна, что капитализм, выработавший “иммунитет” против атак и слева, и справа, торжествует окончательную победу. Тем более показателен и поучителен ошеломительный успех этой горстки храбрецов, заставивших многих пересмотреть взгляды на методы и средства борьбы, на самую сущность феномена, называемого современным миром.


1994-й – год окончательной кристаллизации и массового оформления самого яркого молодежного движения современности, антиглобализма, а фигура субкоманданте Маркоса, несомненно, — одна из центральных и значительных при рассмотрении теоретических и экзистенциальных основ актуального мирового антиглобалистского восстания. Обладая ярким публицистическим и поэтическим даром, субкоманданте Маркос стал выразителем умонастроений молодой, наиболее пассионарной части угнетенных масс всего мира. Его анализ современности как качественно новой стадии развития капитализма теоретически безупречен и подтвержден многолетним успешным противостоянием Системе. Можно не принимать или даже оспаривать отдельные высказывания субкоманданте, но общий антиглобалистский и антикапиталистический пафос его мировоззрения, опыт его борьбы вызывают естественное уважение, резонируя с мыслями и чувствами тех, кто в силу своей внутренней природы и личных убеждений не готов согласиться с торгашеской логикой победившего неолиберализма.


В своем манифесте “Семь деталей мировой головоломки” субкоманданте говорит о начавшейся новой, 4-ой мировой войне. Опираясь на понятие глобализации как, в первую очередь, актуализацию некоторых негативных тенденций мирового рынка, Маркос делает вывод о фатальности этих тенденций прежде всего для национальных государств и национальных экономик:


“Если III мировая война происходила между капитализмом и социализмом (возглавлявшихся соответственно Соединенными Штатами и СССР), IV мировая война ведется сейчас между крупными финансовыми центрами с повсеместным сценарием, и интенсивность ее остра и постоянна. Верховный король капитала, капитал финансовый, начал, таким образом, развитие своей воинственной стратегии по отношению к новому миру и ко всему тому, что оставалось еще целым от мира старого. Вместе с технологической революцией, подавшей, посредством компьютера, весь мир к их письменным столам и на их полное усмотрение, финансовые рынки навязали планете свои законы и свои понятия.


“Глобализация” новой войны есть не что иное, как глобализация логики финансовых рынков. Из задающих правила игры в экономике государства (и их правительства) перешли в разряд управляемых, вернее, телеуправляемых, по причине осуществления основного принципа финансовой власти: свободного коммерческого обмена. Кроме того, логика рынка воспользовалась “пористостью”, которую вызвало развитие коммуникаций во всем социальном спектре мира, и проникла и овладела всеми аспектами общественной деятельности. Наконец мировая война стала действительно всеобщей!”


Все проекты по строительству сильного и реально независимого национального государства в такой ситуации либо наивно утопичны, либо являются завуалированным прикрытием интересов все той же мировой финансовой верхушки. Никогда не лишне напомнить, что мы имеем дело не с классическим буржуазным строем, но с новейшей его модификацией, которая является продуктом качественного изменения, своего рода “мутации”, придавшей капитализму новую сущность и новое лицо. В “плавильном котле” глобального рынка невозможно разглядеть какие-либо национальные черты:


“Одной из первых потерь в этой новой войне оказался национальный рынок. Как пуля, выстреленная внутри бронированной комнаты, война, начатая неолиберализмом, рикошетит из стороны в сторону и ранит того, кто нажал на курок. Одна из главных опор власти современного капиталистического государства — национальный рынок — уничтожен пушечным выстрелом новой эры мировой финансовой экономики. Международный капитализм пожинает свои жертвы, отменяя капитализмы национальные и истощая до анемии власть общественных структур. Удар оказался таким мощным и окончательным, что у государств уже нет силы, необходимой для противостояния действию международных рынков, попирающих интересы граждан и правительств.


Аккуратно прибранная витрина, ожидавшаяся, как предполагалось, в качестве наследства после окончания “холодной войны” и наступления “нового мирового порядка”, разлетелась вдребезги в результате неолиберального взрыва. Без малейшей жалости мировой капитализм приносит в жертву того, кто дал ему будущее и исторический проект: капитализм национальный. Сын (неолиберализм) пожирает отца (национальный капитализм) и походя рушит все пропагандистские сказки капиталистической идеологии: в новом мировом порядке нет ни демократии, ни свободы, ни равенства, ни братства.”


Каковы же механизмы, с помощью которых международный капитал пробивает себе дорогу на новые рынки, парализуя волю национальных правительств и превращая в послушных слуг автохтонное население завоеванных территорий? Субкоманданте не оставляет на этот счет никаких сомнений:


“Одновременно с началом IV мировой войны было изобретено новое военное “чудо”: бомба финансовая. В отличие от своей предшественницы в Хиросиме и Нагасаки, бомба финансовая не только разрушает город (страну, в этом случае) и несет смерть, страх и нищету тем, кто там живет, или же, в отличие от бомбы нейтронной, не только уничтожает “выборочно”. Кроме всего этого, бомба неолиберальная реорганизует и приводит к новому порядку все то, что является объектом ее атаки, превращая его в одну из деталей в головоломке экономической глобализации. Результат ее разрушительного эффекта — уже не горы дымящихся руин и десятки тысяч прерванных жизней, а еще один квартал, добавляющийся к одному из торговых мегаполисов нового мирового гипермаркета, и рабочая сила, реорганизованная для обслуживания нового мирового рынка труда.


Целые страны превращаются в отделы неолиберального мегапредприятия. Неолиберализм действует следующим образом: РАЗРУШЕНИЕ / ОБЕЗЛЮДЕНИЕ, с одной стороны, и, с другой, — ВОССТАНОВЛЕНИЕ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ целых регионов и стран, для того, чтобы открыть новые рынки и модернизировать уже существующие.


Если во времена III мировой войны атомные бомбы выполняли задачу навязывания другому своей воли, его запугивания, при IV мировой конфронтации с финансовыми сверхбомбами происходит уже нечто совершенно иное. Это оружие служит для нападения на территории (государства), уничтожая материальную базу национальной независимости (являющейся этическим, юридическим, политическим, культурным и историческим препятствием на пути экономической глобализации) и вызывает качественное обезлюдение этих территорий. Обезлюдение происходит из-за того, что необходимо избавиться ото всех тех, кто бесполезен для новой рыночной экономики (например, от коренных народов)”.


Если у вас есть глаза, уши и хоть немного совести и стыда, вы не посмеете отрицать, что все вышеописанное точно соответствует нашей “независимой” действительности, о которой так любят поговорить и которой так гордятся наши чиновники и политики. РАЗРУШЕНИЕ/ОБЕЗЛЮДЕНИЕ казахского аула, сворачивание собственного производства, полное отсутствие всяких перспектив для большинства населения, а сверху — жалкая кучка “политиков” и “интеллектуалов”, обеспечивающих идеологическое прикрытие неолиберальным “реформам”, – вот и все, что скрывается за громким лозунгом “Наше знамя – независимость”. Когда читаешь бредовые “откровения” и “речения” иных апостолов, возомнивших себя пророками новой “национальной” религии, становится не по себе не столько от бросающейся в глаза неадекватности, болезненной утопичности и дурной литературности текста, сколько от мысли, что подобные “вдохновенные” сочинения пользуются определенным спросом. И это на фоне кричащей, кровоточащей, режущей глаза истины: большинство живущих здесь БЕСПОЛЕЗНЫ для новой рыночной экономики, сильные мира сего сделают все, чтобы избавиться от этого ненужного балласта, предварительно выжав из него максимум прибыли. Единственный смысл частной собственности – ИЗВЛЕЧЕНИЕ ДОХОДА ИЗ ЛЮДЕЙ, разве вы об этом никогда не догадывались, господа? Так богатые стали носителями власти, направленной против бедных.


В этой ситуации и власть, и оппозиция стоят друг друга, предпочитая заниматься чем угодно, но только не защитой своего собственного населения от международных грабителей и проходимцев, одетых в респектабельные костюмы “инвесторов” и “экспертов”. Чем больше называющие себя элитой интегрированы в Систему, тем меньше у них шансов найти общий язык с собственным народом. Но отчуждение элиты от своей органической основы неизбежно ведет к ее вырождению и гибели. И, что важно, такое отчуждение является теоретическим обоснованием и нравственным оправданием всех форм освобождающего творческого насилия по отношению к ней. Так писал Парето. Об этом же свидетельствует весь опыт мировой истории. Послушаем, что говорит по этому поводу “рыцарь антиглобализма” субкоманданте Маркос, один из немногих, кто может позволить себе говорить сегодня правду:


“В этой новой войне политика больше не существует в качестве движущей силы национального государства. Она существует исключительно для обслуживания экономики, а политики играют роль управляющих. Новым хозяевам мира нет нужды править непосредственно и напрямую. Делами за них управляют национальные правительства. Новый мировой порядок представляет собой объединенный мир и единый рынок. Государства — это всего лишь предприятия, управляющими которых являются их правительства, а новые региональные союзы больше напоминают торговое объединение, чем политическую федерацию. Объединение, порожденное неолиберализмом, носит экономический характер: на гигантском мировом гиперрынке свободно обращаются только товары, но не люди“.


Важнейшей составляющей глобализации является пролиферация западных культурных ценностей под маской “общечеловеческих”. Ну, а раз так, значит – make money fast! В крысиных бегах “конкуренции” отныне вынуждены принимать участие все без исключения, если вы по каким-то причинам не можете или не желаете превращаться в проститутку или торгаша, вам ничего другого не остается, кроме как добровольно идти в сумасшедший дом. И о чем еще может идти речь в ситуации, когда изворотливые деятели с неискоренимой психологией фарцовщиков (вспомните, с чего все начиналось, господа “пионеры отечественного бизнеса”), предварительно обогатившись за счет бывшего НАРОДНОГО хозяйства (то есть фактически обокрав народ, это хозяйство, это богатство создавший), прибрав к рукам все, что было возможно, потянулись вдруг в “политику” (еще одну прибыльную разновидность бизнеса), — у них теперь, видите ли, все рычаги и все возможности для того, чтобы регулярно мозолить глаза одуревшему от рекламы телезрителю своей политкорректной гладкой физиономией и своим тошнотворным “собственным” (таким ли уж на самом деле собственным?) мнением. Либеральный тоталитаризм – тоталитаризм манипуляторов и сладкоречивых лжецов, тоталитаризм красочной рекламы и блестящих витрин, содержимое которых доступно лишь “избранным” и “приближенным”. Они-то и становятся носителями и распространителями заразы, именуемой “американским образом жизни”:


“Глобализация также ведет к распространению общей модели мышления. «Американский образ жизни», который американские войска занесли в Европу во время второй мировой войны, затем во Вьетнам и совсем недавно — в регион Персидского залива, в настоящий момент растекается по всему миру окольными путями компьютерных сетей. Речь идет и о разрушении материальной базы национальных государств, и равным образом об историческом и культурном разрушении.


Все национальные культуры, формировавшиеся веками и тысячелетиями, благородное туземное прошлое Америки, блестящая европейская цивилизация, мудрая история азиатских народов и древнее богатое наследие Африки и Океании — разъедаются американским образом жизни. Неолиберализм также уничтожает народы и целые группы народов, загоняя их в унифицированную модель. Поэтому следует говорить о жесточайшей и ужаснейшей мировой войне, которую неолиберализм ведет против человечества».


Подводя итог своего анализа текущей мировой ситуации, субкоманданте Маркос, человек-легенда, символ сопротивления неолиберальному фашизму, чье лицо всегда скрыто черной маской, называет еще раз и пытается собрать воедино детали мировой неолиберальной головоломки. Без правильного решения которой человечеству грозит гибель.


“Чтобы попытаться решить абсурдную головоломку неолиберального мира, необходимы многие детали. Некоторые из них можно найти среди руин, уже оставленных этой войной на поверхности планеты. Может быть, когда хотя бы семь из этих деталей удастся собрать воедино, мы сможем сохранить надежду на то, что этот мировой конфликт не покончит с самым слабым из противников — с человечеством. 7 деталей, чтобы нарисовать, раскрасить, вырезать и попытаться собрать воедино, вместе с другими деталями, мировую головоломку.


1. Концентрация богатства и распределение бедности.


Деталь №1 имеет вид денежного знака.


На протяжении истории человечества предлагалось немало абсурдных концепций мирового порядка. При вручении наград первый претендент — неолиберализм: его концепция «распределения» богатства абсурдна вдвойне — мы имеем концентрацию огромных богатств у единиц и нужду для миллионов других людей. Несправедливость и неравенство являются отличительными признаками реального современного мира. На Земле 5 миллиардов человек; из них 500 миллионов живут в достатке, в то время как 4,5 миллиарда страдают от бедности. Богатые компенсируют свое численное меньшинство за счет своих миллиардов. Состояние самых богатых людей мира, 358 долларовых миллиардеров, приносит годовой доход больший, чем составляют все доходы половины бедного населения планеты (приблизительно 2,6 миллиарда человек). Пропасть между богатыми и бедными огромна; не наблюдается никакого сглаживания социальных различий — напротив, они углубляются.


Этот денежный знак, который вы нарисовали, представляет собой символ мировой экономической власти. Теперь заштрихуйте его зеленым цветом доллара. Не обращайте внимания на тошнотворный душок. Это его природный аромат дерьма, грязи и крови.


2. Глобализация эксплуатации.


Деталь №2 представляет собой треугольник.


Одно из ложных утверждений неолиберализма состоит в том, что экономический рост предприятий приводит к более совершенному распределению богатства и занятости. Это не так. Точно так же как усиление власти короля не приводит к усилению власти его подданных (скорее, наоборот), абсолютизм финансового капитала не улучшает распределение богатства и не создает рабочих мест. Структурными последствиями экономического роста предприятий являются бедность, безработица и социальная незащищенность.


3. Миграция, кошмар скитаний.


Деталь №3 представляет собой круг.


Выше мы уже говорили о том, что в результате третьей мировой войны образовались новые территории (бывшие социалистические страны), оказавшиеся без хозяина, которые можно завоевывать, а также другие, которые можно отвоевывать и перезахватывать. Отсюда — триединая стратегия рынков: стремительное распространение «региональных войн» и «внутренних конфликтов»; преследование капиталом нетипичных целей накопления; мобилизация большого количества наемных работников. В результате миллионы людей стронулись с места, и мы имеем грандиозное переселение народов. «Иностранцы» в «мире без границ», обещанном победителями в холодной войне, они страдают от ксенофобных преследований, нестабильности заработка, утраты своей культурной принадлежности, полицейских репрессий и от голода, не говоря уже о крайних случаях — когда попадают в тюрьму или становятся жертвой убийства.


4.Финансовая и преступная глобализация.


Деталь №4 представляет собой прямоугольник.


С началом четвертой мировой войны организованная преступность вышла на мировую арену и приобрела международный характер. Криминальные структуры пяти континентов восприняли и усвоили «дух мирового сотрудничества» и, объединившись, совместно участвуют в завоевании новых рынков. Они вкладывают в легальные предприятия, и не только для отмывки грязных денег, но и для приобретения капитала для нелегальных дел. Предпочтение отдается следующим видам деятельности: недвижимость класса «люкс», предприятия досуга, средства массовой информации и… банки.


Организованная преступность рассчитывает также на офшорные зоны. Таковых насчитывается около 55 — одна из них, Каймановы острова, является пятым по величине банковским центром и имеет больше банков и зарегистрированных юридических лиц, чем жителей. Помимо отмывания грязных денег, эти зоны помогают также избегать уплаты налогов. Именно в этих местах происходят контакты между правительственными чиновниками, бизнесменами и мафиозными главарями.


5. Законное насилие незаконной власти?


Деталь №5 представляет собой пятиугольник.


В стриптиз-баре глобализации государство уже разделось почти донага, оставив при себе лишь последнюю, необходимейшую свою функцию — функцию подавления. В условиях, когда его материальная база разрушена, суверенитет и независимость аннулированы, а политическое лицо стерто, национальное государство превращается просто в службу безопасности при мегакорпорациях. Вместо того чтобы направлять государственные средства на социальные нужды, оно тратит их на бесконечное совершенствование своего аппарата подавления, позволяющего ему более эффективно контролировать общество.


А что же делать, если насилие закономерно в условиях рынка? Как разграничить законное и незаконное насилие? Где граница между ними? Какой монополии на насилие могут требовать бедные национальные государства, когда любой такой монополии противостоит свободная игра предложения и спроса? Монополия на насилие больше не принадлежит национальным государствам: рынок пустил ее с молотка…


6. Мегаполитика и карлики.


Деталь №6 выстраивается путем изображения матерного слова.


Мы уже говорили о том, что национальные государства подвергаются нападению со стороны финансовых рынков, которые растворяют их во чреве мегаполисов. Но неолиберализм ведет свою войну не только при помощи «объединения» народов и регионов. Его стратегия — деструкции-сокращения населения и реконструкции-реорганизации, помимо всего прочего, вызывает трещины и разломы внутри национальных государств. Неолиберализм не только раскалывает мир, который собирался объединять, но и создает политико-экономический центр, командующий военными операциями. Поэтому необходимо говорить о мегаполитике. Мегаполитика соединяет вместе политики национальных государств и сводит их воедино в одном мировом центре, построенном на логике рынка. Именно во имя и в интересах рынка развязываются войны, выдаются кредиты, покупаются и продаются товары, ведутся дипломатические игры, объявляется экономическая блокада, предоставляется политическое убежище, принимаются иммиграционные законы, рвутся дипломатические отношения, вкладываются инвестиции. Короче, здесь решаются жизненно важные для целых народов вопросы.


7. Очаги сопротивления.


Деталь №7 представляет собой очаг.


Очевидная непреложность глобализации наталкивается на упрямое сопротивление действительности. В то время как неолиберализм ведет свою войну, во всем мире возникают группы протеста, очаги сопротивления. Империя финансистов с туго набитыми карманами встретилась лицом к лицу с бунтом очагов сопротивления. Да, очагов. Всевозможных размеров, цветов и форм. Единственное, что их объединяет, — стремление сопротивляться «новому мировому порядку» и преступлению против человечества, которым является эта четвертая мировая война.


Неолиберализм хочет подчинить себе миллионы людей и избавиться от «избыточного» населения. Но эти «лишние» люди взбунтовались. Те, кого выплюнула «современность», создают сеть сопротивления. И если у человечества есть еще надежды выжить, стать лучше, надежды эти находятся в очагах, которые создают исключенные, излишние, ненужные.”