“Партия работает с казахской аудиторией, с казахским электоратом, привлекая на свою сторону аксакалов, писателей, поэтов”

Послесловие к съезду партии “Ак жол”

Собственно, съезд “Ак жола” больше напоминал пиар-акцию. Видимо, накануне был пленум или заседание политсовета-исполкома, и основные решения были обсуждены и приняты там. Организация форума была на высоком уровне, съезд проходил в санатории “Алатау”, приветственные речи от деятелей науки, культуры, от дипломатических представительств, ветеранов и молодежи в лучших традициях прошлого, похоже, люди соскучились по общению, особенно делегаты, приехавшие из регионов, это ощущалось по скандированию – “Ак жол! Ак жол!”


Все же при всей популярности тройки лидеров партии, мне показалось, что между президиумом и определенной частью зала есть дистанция. Я была среди делегатов и слышала, что люди говорили. Они принимали речи, произносимые с трибуны, как правильные, но отмечали общие места.


Да, стране нужны реформы, да под грохот аплодисментов можно сказать, что надо отправить в отставку правительство, но ни разу не прозвучало слово “президент”, ни разу не прозвучало имя Назарбаева, не было оценки политического режима.


Мне кажется, что определенная часть делегатов с мест была более протестная, чем руководство, тем более, что в областях акжоловцы, двковцы, коммунисты, рнпковцы и поколенцы не противопоставляют себя друг другу. Некоторая часть делегатов, похоже, не совсем представляла интересы региона. Конечно, в основном люди верят лидерам партии, надеются на них, но мне показалось, что делегаты ждали большего.


Слишком много было слухов вокруг Алтынбека Сарсенбаева, но не думаю, что его приход улучшит или ухудшит положение партии “Ак жол”. Возможно, даже, что Астана использует вступление Сарсенбаева в партию, для того чтобы держать организацию на крючке или на поводке. И в связи с приходом еще одного бывшего чиновника в руководство партии, когда число сопредседателей выросло до 5-ти, становится несколько смешно, но это лирическое отступление.


Новым и требующим осмысления является факт, что съезд практически прошел на государственном языке. Не было ни одного человека в зале, который бы выразил по этому поводу недовольство. Кто на каком языке хотел выступать, тот на том и говорил, не было никакого барьера. В этом плане надо отдать должное руководству “Ак жола”, партия работает с казахской аудиторией, с казахским электоратом, привлекая на свою сторону аксакалов, писателей, поэтов.


Конечно, безусловно, “Ак жол” занимает весомое положение в общественно-политической жизни Казахстана. Однако мне не хотелось бы, чтобы эта партия повторила путь партии “Азамат”. Я помню, как создавался “Азамат”, как развивался и называл себя конструктивной оппозицией. Но пришел в итоге к той крайней точке, когда уперся в стену, которая называется авторитарный политический режим. Ведь и лидеры “Азамата” долго контактировали с руководством страны, вели переговоры, питали надежды на перемены, но парламентские выборы 1999 года расставили все по своим местам, их не пропустили. Стало ясно, кто есть кто в Казахстане. В стране идет регресс, откат от международных норм демократии.


Полагаю, что как бы лидеры “Ак жола” ни пытались показать свою лояльность к власти (здесь, под властью, я подразумеваю только одного человека), и при этом призывать к смене правительства, ситуацию в стране от этого не улучшить, мы уже пережили отставку нескольких премьеров, и чем раньше сопредседатели партии поймут это, тем лучше для общества. Уже сейчас можно утверждать, что в мажилис “Ак жол” не пустят. Например, в Алматы всего 5 мест для депутатов в мажилис, наверняка все уже расписано, технологии ЦИК известны. Вероятно, поэтому акжоловцы будут стараться избираться по партийным спискам. Однако Астана предпримет все меры, чтобы сохранить свои позиции.


Материал подготовлен на основе телефонного опроса