Молодые “звезды”: рейтинг vs IQ

Каждое очередное видео укрепляет стереотип зрителя о том, что большинству отечественных исполнителей не достает ни ума, ни профессионализма, необходимых для создания по-настоящему интересного, полноценного клипа…

“..хорошие ребята умеют только…” — доносилось из толпы молодежи, распивающей пиво на соседней лавочке в парке. Почему-то эти строчки вызвали дружный смех всей развеселой компании.


Мечты наших эстрадных исполнителей, похоже, начинают сбываться — строчки из их песен цитируют!” — подумал я. И удивился тому, что это вообще возможно – слишком уж мало людей по-настоящему вслушиваются в тот текст, который “скармливают” отечественному слушателю наши певцы.


И что же будет делать обычный человек, вот так вот запросто встретивший на улице поклонников группы “All-давай”, — притом людей, на первый взгляд, довольно взрослых! Не знаю. Лично у меня это вызвало живейший интерес – я подошел поближе, чтобы лучше рассмотреть любителей суперсовременной музыки. Однако, как выяснилось впоследствии, меня ожидало жестокое разочарование. Потенциальные фанаты прыгающих крикунов, пару раз отхлебнув янтарного напитка, повторили:


“Хорошие ребята

Умеют только драться.

Они читать не любят,

А любят понтоваться.

Девчонки вечно будут

Таких парней чураться.

Они ведь не умнеют,

А любят только драться!”


Окончание припева “хитовой” песенки потонуло в громком хохоте…


В представлении обыкновенного обывателя, не имеющего опыта близкого общения с новичками казахстанской эстрады, в течение последних трех-четырех лет стало складываться стойкое убеждение о низком уровне интеллекта “звезд”. Попросту говоря, многие считают большую часть местных певцов и певичек, регулярно появляющихся на телеэкране, слишком юными, малообразованными или вовсе тупыми людьми. Специальные социологические опросы на эту тематику пока никем не проводились – и хорошо. Но доказательства, собственно, и приводить не надо, – вам достаточно спросить мнение десяти-одинадцати знакомых. Если же любопытствующий будет воспринят серьезно, почти все полученные ответы будут заканчиваться следующим эмоциональным возгласом: “И чего такие в эстраду лезут!?


Упрек справедливый. Даже те, кто смотрит творения отечественных клипмейкеров лишь время от времени, могут заметить, что большая часть не так давно появившихся исполнителей обладают внешними данными, не подходящими для “широкого обозрения”. И сказано это очень мягко. Демонстрируются же эти “прелести” явно не от большого ума. Некоторых зрителей с особенно утонченным вкусом иногда передергивает от избытка далеко не положительных чувств, когда они наблюдают за тщетными попытками артистов с телами, далекими от совершенства и откровенно кривоватыми лицами, показаться соблазнительными и стройными. Основная масса аудитории испытывает полнейшее недоумение либо иронически ухмыляется. Чтобы на вашем лице появилось такое же выражение, достаточно посмотреть любой из клипов Сестер Улановых, группы “Pilot” или какой-нибудь Зарины (не Алтынбаевой, конечно – с ней-то как раз все в порядке). Относительно же вышеупомянутых сестер, мнения рядовых граждан сильно не разнятся: в список “звездочек” они попали если не по ошибке, то уж точно не без помощи чемодана с денежками, зажатого в большой волосатой руке.


В самом деле, демонстрацию творений подобных певческих коллективов следовало бы рассматривать, скорее, как диверсию, направленную на подрыв деятельности местных телевизионных каналов. Увидев один из таких “экранных хитов”, любой человек надолго останется с испорченным настроением от уровня самого телеканала. Соответственно пропадет и желание смотреть его вообще.


Но не стоит винить в этом исключительно артистов — одна из причин, может быть, наиболее важная, заключается в отсутствии художественного вкуса. Той способности воплощения внутренней эстетики в конкретных, реальных вещах, которой, видимо, не хватает руководству телекомпаний, создателям клипов или же самим исполнителям.


Дабы не быть чрезмерно жестокими в суждениях, дадим оправдаться труженикам телевизионных студий.


Мы бы и рады вообще не выпускать в эфир клипы “категории ноль”, — сказали бы они, — но нас заставляют. Заставляют обстоятельства – обязательный пятидесятипроцентный эфир, отсутствие качественной продукции на государственном языке, отсутствие должного количества нормальных молодых казахоязычных актеров, отсутствие денег на создание продукции лучшего качества, да и, откровенно говоря, низкая востребованость таких передач”.


Оправдания веские. Тем более, что низкопробные музыкальные клипы, которые приходится демонстрировать господам телевизионщикам, им достаются, как правило, в уже завершенном состоянии. А пока нам остается заглянуть в честные глаза тех, кто снимает такое видео.


Профессионализм режиссера-клипмейкера заключается, помимо прочего, в том, чтобы во время съемок в кадре не могло появиться никаких отвлекающих предметов. Зритель должен увидеть в первую очередь то, что ему хотят показать. А это — в минимуме — исполнитель песни, внешний вид которого выдержан в определенном стиле, и соответствующие декорации. Демонстрация каких-либо внешних дефектов актера (кривые, страдающие от явно не подрисованного кариеса зубы; далекие от идеальной прямоты ноги; плохо удаленная растительность на оголенных частях тела; излишняя полнота) просто запрещена – это азы, преступать которые не решился бы даже скандалист Мерлин Мэнсон. В идеале каждая сцена должна быть “конфеткой”, и для того, чтобы добиться желанного результата, существует много способов: можно загримировать актера или заснять его с более выгодного ракурса, затемнить или растянуть изображение и т.д. В конечном счете, видео – это товар, имеющий свои критерии качества, соблюдать которые следует из уважения если не к зрителю, то хотя бы к собственному труду.


На деле нередко оказывается, что режиссеры и сценаристы некоторых клипов “серьезно трудятся” только на словах. После просмотра их шедевров напрашивается вывод о том, что они не стремились приложить какие-то серьезные усилия для создания этих творений. Ошибки, допущенные в одной работе, появляются в следующей. В результате вроде бы сносное видео приносит прямо противоположный эффект – внимание телезрителей отвлекается на постоянно присутствующие в кадре огрехи, а исполнители не могут найти причину медленно растущей популярности.


Появляется впечатление, что клипмейкеры поставили производство визуальной продукции “на конвейер”, не проявляя при этом никакой фантазии. Так, уже существует около десятка музыкальных клипов, снятых в стенах полуразрушенного стадиона, поныне умирающего в Самале. Компьютерная графика, на фоне которой появляются танцующие “звезды”, набила оскомину своей однообразностью, отчего исполнителей часто вообще перестают различать. О съемках в ночных клубах лучше вообще не упоминать – в них вяло двигающаяся толпа, среди которой иногда заметны растерянные либо скучающие лица, хорошо дополняет стиль выступающего артиста.


А между тем юные дарования опускаются в глазах тех, на кого направленно их “искусство”, все ниже и ниже. И каждое очередное видео укрепляет стереотип зрителя о том, что большинству отечественных исполнителей не достает ни ума, ни профессионализма, необходимых для создания по-настоящему интересного, полноценного клипа.


Или это не заблуждение?