О минувшем и будущем. Часть 2

Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ, Герольд БЕЛЬГЕР, Евгений ЖОВТИС

Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ, советник президента РК по политическим вопросам


От комментария “Навигатору” категорически отказался.


***


Герольд БЕЛЬГЕР, писатель


— Не буду говорить о глобальном значении уходящего года. Пусть этим занимаются политики, крупные государственные деятели. Что касается моего родного Казахстана, в нем происходят события и положительные, и не совсем. В числе положительных я бы назвал съезд представителей разных конфессий. Некоторые отнеслись к этому отрицательно, дескать, зачем это нужно и к чему? Вечно Казахстан, как локомотив, мчится вперед. Но я думаю, что это была нужная и важная акция.


Запомнил я и сессию Ассамблеи народов Казахстана. И к этому некоторые мои друзья-казахи относятся отрицательно. Дескать, зачем нужны другие, когда есть главный народ – казахи — и русские? Это тоже неверно. Ассамблея очень нужна для многонационального Казахстана, в этом я давно убедился. Приветствую президента: это его ноу-хау.


Вспоминаю кодекс о земле, который вызвал много дискуссий. У меня к нему отношение отрицательное. Считаю, когда божья земля становится частной собственностью – это неверное решение. Может быть, это будет верно в будущем, но не сейчас.


Помню и то, что касается лично меня. Я очень благодарен прошедшему году, ибо хорошо работал, мало болел, издал три книги. Подготовил еще три-четыре рукописи, опубликовал 60 статей, кое-что перевел с казахского на русский. Так что в личном плане год был для меня приятный. А сейчас лежу на диване, гляжу в потолок, и только полчаса назад фельдъегерь занес мне поздравление Назарбаева. Я, конечно, тронут, что президент нас, бедных пенсионеров, еще помнит, в том числе и меня.


Думаю, событий в нашей республике будет много. Для меня же событием будет то, что в следующем году мне исполняется 70 лет. Мы отмечаем 150-летие Алматы, из них 50 лет я живу в Алматы. Вот чем знаменателен наступающий год!


***


Евгений ЖОВТИС, директор Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности


У нас новый премьер появился. Вступил в действие закон о политических партиях, который практически загнал в подполье все оппозиционные политические партии за исключением коммунистической. Прошли выборы в местные органы власти, которые оставили очень слабые надежды на то, что выборы в парламент в следующем году будут хоть в какой-то степени соответствовать международным стандартам. С моей точки зрения, это наиболее не соответствующие международным стандартам выборы со времени независимости, то есть это худшие выборы, которые я видел когда-либо и за которыми имел честь наблюдать.


Продолжилось давление на независимую прессу. Был вынесен приговор Сергею Дуванову, возбуждены дела против ряда журналистов, включая Геннадия Бендицкого, Ермурата Бапи и так далее. Фактически прекратила свое существование газета “СолДАТ”, была вынуждена периодически переименовываться газета “Ассанди таймс”, превращаясь в “Экономику. Финансы. Рынки” и обратно. Усилился контроль за интернет-пространством, в том числе и за вашим сайтом, включая процесс, инициированный против вас и из-за которого “Навигатор” прекратил существование в том виде, в котором был.


Был выпущен на свободу по прошению о помиловании г-н Аблязов, но не выпущен г-н Жакиянов при прочих равных условиях.


Мировое сообщество все резче и резче стало оценивать ситуацию в Казахстане – от озабоченности, ранее выражаемой, перешли к резолюциям. За этот период была принята целая серия резолюций, начиная от заявления Госдепартамента США и заканчивая резолюциями Европарламента, Евросоюза, заявлениями спецпредставителя ОБСЕ по средствам массовой информации и так далее, так далее. То есть мировое сообщество начало реагировать документально – тем, что раньше было не очень распространено.


В рамки политических событий этого года можно включить такое частное, но все же, это переход в руководство “Ак жола” бывшего министра информации г-на Сарсенбаева. Это, конечно, событие, в определенном смысле. Это как-то укрепило конструктивную, или, как ее называют, внутрисистемную оппозицию.


Есть положительные политические события. Из них можно отметить введение моратория на смертную казнь, присоединение Казахстана к так называемым генеральным соглашениям по правам человека, то есть международным пактам по правам человека, что Казахстан сделал последним из всех стран СНГ.


Для меня также важно, что президент отозвал свой законопроект об НПО — это крайне важный момент для всего гражданского общества Казахстана, но не отозвал, вернее, правительство не отозвало и продолжает упорно продвигать законопроект о средствах массовой информации — это отрицательный момент. Положительно, что следственные изоляторы передаются в ведение министерства юстиции, передается судам санкция на арест. Положительно то, что в следующем году начинается эксперимент с введением суда присяжных, что, может быть, как-то подвинет нашу совершено неповоротливую судебную систему.


В целом, при всей неоднозначности и противоречивости в политическом смысле процессы года можно оценивать скорее негативно, чем позитивно.


Наиболее важным событием следующего года, полагаю, станут парламентские выборы, потому что они вберут в себя все. С учетом избирательной кампании они продемонстрируют: будет ли у нас реально свобода слова и равный доступ к средствам массовой информации; будет ли свободно действовать оппозиция, а не так, как это происходило на выборах в местные органы власти; будут ли зарегистрированы оппозиционные политические партии, в частности, ДВК, и дадут ли ей возможность участвовать в парламентских выборах; будет ли пересмотрен закон о политических партиях; какой закон о выборах будет принят. Я думаю, это самое главное, потому что в какой-то степени определит вектор нашего развития в области парламентской демократии на ближайшие годы до выборов президента и далее. Это можно даже назвать ключевым событием не только следующего года, но и ближайших четырех лет.


Материал подготовлен на основе телефонного опроса