“Ак жол” по-казахски означает: “Ату его, ату!”

Итак, кадровые перестановки, которые в Казахстане свершаются осенью и зимой с неизбежностью, с какой происходит смена года, начались…

Итак, кадровые перестановки, которые в Казахстане свершаются осенью и зимой с неизбежностью, с какой происходит смена года, начались. Акимом Северо-Казахстанской области назначен бывший посол Казахстана в России Таир Мансуров. Бывший руководитель области Анатолий Смирнов переведен в Москву для усиления посольства нашей республики.


Автором этих строк давно уже подмечено, что перманентные кадровые перестановки случаются, когда действующему режиму, под действием внешних обстоятельств, необходимо соглашаться на кардинальные подвижки. Так не раз случалось за годы суверенитета, а потому многие аналитики ожидали кадровых перестановок в верхних эшелонах власти сразу после отставки Чрезвычайного и Полномочного Посла РК в России Алтынбека Сарсенбаева. После интервью бывшего министра культуры, информации и общественного согласия еженедельнику “Время” 23 октября 2003 года наблюдатели заявили, что неизбежна отставка как самого экс-министра, так и некоторых персон в верхних эшелонах власти. Отставка действительно произошла, причем, по воле самого Алтынбека Сарсенбаева. Но кадровых зачисток следом не последовало, что наталкивало на аналогии с осенью 2001 года, когда после появления общественного объединения Демократический выбор Казахстана глава государства произвел кадровые перестановки несколько месяцев спустя. Такая заминка объяснялась, очевидно, тем, что в окружении президента страны имеется несколько противоборствующих группировок, которые оказывают в определенной степени влияние на самого главу государства.


О том, что такие группировки есть, и противоречия между ними растут, некоторые политологи говорили давно. Но только появление партии “Ак жол” и, как противовеса ей, – партии “Асар” делает это утверждение реалистичным. В том, что “Асар” возник, как противовес “Ак жолу”, нет никаких сомнений. И что бы ни говорили, “Ак жол” никогда бы не возник, если бы часть казахстанского истеблишмента не поддерживала эту партию. В деловой и политической элите республики давно назревало недовольство тем, как идут реформы в экономике, оборачивающиеся сосредоточением большей части сырьевых ресурсов и промышленного потенциала в руках ближайших родственников президента. Это недовольство вылилось, в конце концов, в создание Демократического выбора Казахстана. Властям удалось раздробить Демвыбор, организовав уголовное преследование Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова. В результате часть ДВК отошла, образовав партию “Ак жол”. А оставшихся инициаторов новой политической силы поддержали представители так называемой “старой волны” казахстанской оппозиции.


“Ак жол” вначале заклеймили как партию олигархов (коих в Казахстане, увы, или, к счастью, нет), предрекая скорую кончину, дескать, чего ждать от бывших чиновников. В том, что некоторые замечания в адрес данной партии справедливы, не приходится сомневаться, ибо их подтверждают итоги выборов в маслихаты нынешней осенью. Вместе с тем партия за прошедший год не только прочно встала на ноги, прошла регистрацию, но и приобрела авторитет на международной арене. А усиление партии за счет Алтынбека Сарсенбаева, Тулегена Жукеева, имеющих весомый авторитет среди части элиты страны, говорит о том, что “Ак жол” — проект долговременный и многоуровневый. Противопоставить такому проекту необходимо силу, которая может за счет административного ресурса быть на равных, а то и выше. Наверное, этот довод принимался во внимание, когда в недрах власти возникла идея превращения “Асара” из общественного движения в политическую партию. Понятно, что речь шла о противопоставлении не просто одной части элиты другой. С самого начала было ясно, что для создания “Асара” власти используют все ресурсы, что и происходит. В этой ситуации ничего не оставалось другого, как усилить “Ак жол”. И появление в его рядах Алтынбека Сарсенбаева, Тулегена Жукеева и Амалбека Тшана, известного ученого Аскара Жумадильдаева преследовало именно эту цель.


После получения “Асаром” регистрационного свидетельства ситуация становится более понятной. В верхах хорошо понимают, что смена власти на постсоветском пространстве – процесс неизбежный и закономерный. Рано или поздно эта проблема встанет и для Казахстана. Однако из имеющихся примеров передачи власти для нынешней власти образцом является российский вариант, о чем недавно заявила Дарига Назарбаева. Хотя, можно предположить, дочь действующего президента страны лукавит. Скорее всего, надо ожидать, что речь идет о преемнике нынешнего главы государства как транзитной фигуре, призванной обеспечить легитимность передачи власти одному из ближайших родственников Нурсултана Назарбаева, скажем, той же Дариге Назарбаевой. За время, пока будет действовать транзитный глава государства, лидер “Асара” приобретет известность на международной арене как самостоятельная политическая фигура. Партия, возглавляемая ею, за это время, с учетом имеющихся ресурсов, окрепнет и сможет реально претендовать на власть.


О том, что такой вариант возможен, говорят многие факты. Отдельные политологи, приближенные к власти, замечают, что варианты передачи власти разрабатывались давно. Говорилось, что они будут пущены в ход, как только Запад надавит на Нурсултана Назарбаева. Пока лидер Казахстана устраивает как США, так и Россию. Вместе с тем следует ожидать, что после победы на выборах весной будущего года Владимир Путин может поднять вопрос о ситуации с русским языком в Казахстане, приграничных территориях и т.п. А такое возможно, ибо подобный шаг будет логичен для человека, заявившего на похоронах Гейдара Алиева, что одной из главных заслуг усопшего патриарха СНГ явилось сохранение школ с русским языком обучения. Американцы, в свою очередь, поднимут вопрос о свободе слова и правах человека, коррупции. В общем, обострение ситуации может случиться в любую минуту, что доказывают события в Грузии. Очевидно, происходящее нынешней осенью на постсоветском пространстве – запланированный процесс. И вряд ли он обойдет стороной Казахстан. Поэтому неудивительно, что власти так стремятся опередить события, пытаясь предусмотреть все возможные сценарии развития политической ситуации. Надо сказать, иногда создается впечатление, что власти, действительно, на несколько шагов идут впереди оппозиции. Скажем, усилился “Отан” за счет избрания и.о. председателя партии Амангельды Ермегияева, известного хозяйственника с умеренно национал-патриотической окраской. Для руководителя крупной строительной компании ничего не стоит поддержать финансово партию власти. Не случайно сразу после появления Амангельды Диновича во главе партии у “Отана” появились свои газеты, в которых пока до поры до времени описываются исторические события. Активизируется же газета и начнет “мочить в сортире” противников власти по мере приближения парламентских выборов. На всякий случай зарегистрирована и партия “Руханият”, за которой, как говорят, стоит госсекретарь Имангали Тасмагамбетов, возможный преемник главы государства (он-то как раз и может стать транзитной фигурой, которая снизит накал страстей и передаст власть Дариге Нурсултановне). У этой партии нет никаких ресурсов. Но зато они имеются у других партий, которых также можно отнести к пропрезидентским – Гражданской, Аграрной и уже названному “Отану”. А теперь создается “Асар”.


На встрече с журналистами 22 декабря уходящего года лидер “Асара” заявила, что уверена в возможности объединения в предвыборный блок пропрезидентских партий. Если же “Асар”, “Отан”, Гражданская и Аграрная партии между собой будут конкурировать и бороться, то проиграют все, отметила она. По словам Дариги Назарбаевой, в будущем количество партий в Казахстане может уменьшиться, поскольку имеют сходные интересы и цели. Исходя из этого, вполне логично предположить, что нас ждут новые изменения в законодательстве, связанные с партийным строительством.


Но самое интересное на данной встрече лидера “Асара” с журналистами заключалось в том, что Дарига Назарбаева сделала комплимент в адрес партии “Ак жол”. По ее словам, именно эта партия станет главным конкурентом “Асара” на будущих выборах. “Ак жол”, — считает дочь главы государства, — реальная, хорошо организованная, очень профессионально работающая политическая структура, в которой собран хороший интеллектуальный ресурс”. Далее она подчеркнула, что “С профессиональной точки зрения, я питаю к ним глубочайшее уважение, а когда у тебя есть хороший конкурент, борьба всегда интереснее”. В таком случае напрашивается наивный вопрос, а зачем же тогда такого хорошего конкурента заранее убирают с дороги? Удивительно, но с регистрацией “Асара” совпала травля в государственных СМИ лидеров “Ак жола”. В республиканской газете “Егемен Казахстан” 22 декабря опубликована заметка руководителя издания Ержумана Смаила с загадочным названием “Остерегаться, так остерегаться”. Материал, написанный в духе передовицы времен стагнации, не заслуживал бы внимания, если бы не следующее. В самом, что ни есть, совковом стиле автор заметки обрушивается на партию “Ак жол”, обвиняя ее лидеров в подстрекательстве к повторению грузинского варианта захвата власти. Не будем говорить, что с логикой не все в порядке у автора, ибо если партия сотрудничает с иностранцами и это чревато последствиями, то тогда как можно назвать тот факт, что иностранные инвесторы в республике имеют преимущество перед отечественными предпринимателями?.. И как тогда относиться к Гражданской партии, финансируемой не гражданами Казахстана?


Появление такого рода материалов в главном официозе страны не случайно. Можно предположить, что получено добро на преследование “Ак жол”. Не секрет, что богатых и успешных у нас не любят. Им завидуют, их ненавидят и радуются, когда у них что-то не получается. Примеров тому масса. Среди тех, кто организовывал “Ак жол”, позиционировавшую себя вначале как партию правых, есть много богатых и удачливых людей. Среди них имеются люди, у которых стартовый капитал был в виде родственников в партийной номенклатуре, но большинство начинали с нуля. Впрочем, дело не в этом, а в том, что, несмотря на отсутствие опыта партийного строительства, лидеры “Ак жол” сумели создать динамичную и действительно профессионально работающую структуру. Учитывая, что сторонники партии имеются во всех сферах общества, а один из сопредседателей возглавляет Антимонопольное агентство, нетрудно предположить, что “Ак жол” становится реальной силой не только на предстоящих парламентских выборах, но и в целом. К тому же в отличие от радикальной оппозиции у данной партии имеются ресурсы различного рода, потому для власть имущих она становится более опасным противником, чем, скажем, ДВК, который в последнее время деморализован из-за отсутствия харизматического лидера.


Борьба против лидеров “Ак жола” ведется сразу по нескольким фронтам. В парламенте дебатируется вопрос о повышении цен на ГСМ, инициируются депутатские запросы. Доходит дело до того, что Ораза Жандосова обвиняют в пособничестве посредническим фирмам, торгующим бензином. Одновременно откровенно заказной материал (практически без доказательств) против Булата Абилова публикует “Экспресс К”, принадлежащий, как известно, Евразийской группе. В казахскоязычных СМИ печатают материалы, критикующие Алтынбека Сарсенбаева и Алихана Байменова. Все это далеко не совпадение, а, скорее, организованная кампания, ставящая своей целью дискредитацию лидеров “Ак жол” не только в глазах населения, но и перед международными организациями. Очевидно, Дарига Назарбаева, публично признавшая “Ак жол” как хорошего конкурента, пытается показать свою непричастность к начинающейся травле и стремится дистанцироваться, чтобы избежать упреков в недобросовестной конкуренции. Что ж, давно известно, что некоторые политики используют принцип, согласно которому нужно хвалить своих врагов, прежде чем их свалить.


Назначение Таира Мансурова акимом Северо-Казахстанской области можно расценивать также как очередной удар по партии “Ак жол”. Ведь именно он, как утверждают некоторые знающие люди, стоял за серией критических материалов против Алтынбека Сарсенбаева в российских изданиях. Появление его в качестве акима области, граничащей с Россией, свидетельствует о том, что оппоненты лично Алтынбека Сарсенбаева, и, следовательно, партии “Ак жол”, свои позиции укрепили. Можно предположить, что новые кадровые перестановки, которые, возможно, последуют за данным назначением, также усилят оппонентов “Ак жола”.


В самом начале появления партии “Ак жол” наблюдатели говорили о том, что за ней, возможно, стоит сам глава государства. В качестве аргументации приводили факт руководства партией бывших высокопоставленных чиновников, которые на протяжении многих лет были близки главе государства. Однако последние события показывают, что данное утверждение далеко от истины. Скорее всего, “Ак жол” — детище тех, кто на деле желает перемен в стране и не согласен с тем, что на смену действующему президенту может прийти кто-то из родственников Нурсултана Назарбаева. Можно, конечно, допустить, что мы становимся наблюдателями неких политтехнологий, в результате которых две партии, поддерживающие власть, ведут между собой так называемую борьбу, демонстрирующую миру демократичность происходящих процессов. Но в такое верится с трудом, уж больно ставки велики, ведь можно и проиграть. Тогда победителем станут некие третьи силы, о которых постоянно говорит советник главы государства Ермухан Ертысбаев. А этого допустить не может никто из действующих игроков. А посему “Ак жол” по-казахски означает не то, что привычно вкладывают в это напутствие казахи — “Светлый путь!”, а совсем другое: “Ату его, Ату!”…