Миссия “Честные выборы” выполнима?

Схема, исключающая фальсификацию голосов избирателей

Подтасовка выборных результатов, как “казус белли”


Итак, новый политический год стартовал. Ежу понятно, что главным его событием, причем определяющим будущее Казахстана на несколько лет вперед, станут выборы в парламент.


В последнее время на нечестность любых выборов и фальсификации при подсчете голосов со стороны избиркомов жалуются претенденты в органы законодательной власти всех уровней не только от так называемой радикальной оппозиции, но даже и таких “мягких” оппозиционеров, как “Ак жол”, или “нейтралов” типа Партии Патриотов.


Если вдуматься хорошенько, то эти жалобы являются не чем иным, как обвинением в тягчайшем уголовном преступлении, нарушающем Основной закон государства – Конституцию РК!


Но странное дело: никто из представителей ЦИКа, начиная с г-жи Балиевой, не подал в суд на кого-нибудь из этих “жалобщиков” за клевету! Одно из двух: либо избиркомовцы – абсолютные “пофигисты” в плане репутации не только своей личной, но и власти вообще. Либо они боятся сделать это, поскольку рыльце, как говорится, действительно в пушку, и судебное разбирательство может вскрыть этот факт.


Хотя практически все слушания исков от кандидатов, не прошедших “горнило” выборов, по их мнению, из-за подтасовок голосов избирателей? терпели фиаско. Несмотря на то, что нарушения выборного законодательства порой были даже зафиксированы видеокамерой.


Впрочем, и ваш покорный слуга, в силу своей профессии постоянно бегающий по избирательным участкам в дни выборов, частенько воочию видел, как, например, один избиратель бросал в урну целую кипу бюллетеней. Но его возмущение оставалось гласом вопиющего в пустыне: избиркомовцы делали невинные глаза и бурчали в ответ что-то типа “не пойман – не вор”…


Впрочем, история фальсификаций так же стара, как история самой демократии. Не помню, писали ли на эту тему классики античной литературы. Но вообще в мировой литературе можно найти подобные сюжеты. Вот как, например, описал избирательный процесс в городке Макондо Габриэль Гарсиа Маркес в своем бессмертном произведении “Сто лет одиночества” (прошу прощения за длинную цитату):


“Выборы прошли спокойно. В воскресенье, в восемь часов утра, на площади была установлена деревянная урна под охраной шести солдат. Голосование было совершенно свободным, в чем Аурелиано мог убедиться сам – почти весь день он простоял рядом с тестем, следя за тем, чтобы никто не проголосовал больше одного раза.


В четыре часа дня барабанная дробь возвестила о конце голосования, и дон Аполинар Москоте опечатал урну ярлыком со своей подписью. Вечером, сидя за партией в домино, он приказал сержанту сорвать ярлык и подсчитать голоса. Розовых бумажек было почти столько же, сколько голубых, но сержант оставил только десять розовых и пополнил недостачу голубыми. Потом урну опечатали новым ярлыком, а на следующий день чуть свет отвезли в главный город провинции.


“Либералы начнут войну”, — сказал Аурелиано. Дон Аполинар даже не поднял взгляда от своих фишек. “Если ты думаешь, что из-за подмены бюллетеней, то нет, — возразил он. – Ведь немного розовых в урне осталось, чтобы они не смогли жаловаться”. Аурелиано уяснил себе все невыгоды положения оппозиции. “Если бы я был либералом, – заметил он, — я бы начал войну из-за этой истории с бумажками”. Тесть поглядел на него поверх очков.


— Ай, Аурелиано, – сказал он, — если бы ты был либералом, ты бы не увидел, как меняют бумажки, будь ты хоть сто раз моим зятем”.


Тот, кто читал книгу, скорее всего, помнит, что эта заваруха с “бумажками” в конце концов подвигла скромного ювелира Аурелиано Буэндиа превратиться в профессионального вояку, настоящего полковника, наводившего ужас как на радикалов, так и на либералов. Поскольку те, за интересы которых выступил Буэндиа, оказались в итоге ничем не лучше своих политических оппонентов, сфальсифицировавших итоги голосования….


Политическая орфоэпия против “грузинского акцента” выборов в Мажилис


Впрочем, фальсификация результатов выборов приводит к революции не только в художественных произведениях, но и в исторической действительности. Последним наглядным примером в этом плане недавно стала Грузия, в которой Шеварднадзе лишился власти именно из-за того, что оппозиция объявила итоги голосования за депутатов нового парламента подтасованными.


Трагедия “Белого лиса” заключается еще и в том, что его “свергли” питомцы “гнезда Эдуардова” же. Некоторые российские аналитики, правда, утверждают, что сделали они это чуть ли не с прямой подачи вашингтонского Белого дома и при непосредственном участии американского посла в Грузии. Мол, новый президент Михаил Саакашвили был заботливо выпестован в качестве проамериканского политика еще в Ю-Эс-Эй…


Проводить прямые аналогии в этом плане между Казахстаном и Грузией было бы делом не только неблагодарным, но и, мягко говоря, не очень интеллектуальным: слишком не похожи эти страны по своим геополитическим, экономическим и сырьевым параметрам. Да даже по расстояниям между столицей и остальными населенными пунктами страны: пока “протестанты”, скажем, из того же Жанатаса, будут ехать на поддержку своих единомышленников в Астане, их сто раз успеют остановить и “раскассировать” силовики…


Да и тот же Акежан Кажегельдин, несмотря на свое длительное пребывание на Западе, все же не столь прямолинеен, как Михаил Саакашвили…


И все же, представим в порядке бреда, что российские аналитики правы – именно США сняли фигуру Шеварднадзе с доски политических шахмат. И что они не исключают возможность водружения на аналогичную казахстанскую доску очередного “Саакашвили”: Кажегельдина ли, Жакиянова или кого-нибудь из ближайшего окружения президента – не суть важно…


А потому при таком раскладе власть во время грядущих парламентских выборов должна сделать все, чтобы не дать повода оппозиции обвинить ее в подтасовке голосов в свою пользу. И избежать таким образом даже бледного подобия грузинской “бархатной революции”.


В качестве своеобразного ноу-хау предлагаю нашим мажилисменам перед рассмотрением нового законопроекта “О выборах” новую схему голосования.


Избиратели, пришедшие на свой участок, получают на руки от комиссии помимо бюллетеня еще и квитанцию, подтверждающую получение оного. В ней указываются фамилия, имя, отчество избирателя, номер его удостоверения личности, домашний адрес и все – никаких имен кандидатов и тому подобного. Подлинность квитанции заверяется подписями члена комиссии, ее выдавшего, и самого представителя электората.


Сбросив бюллетень в урну, расположенную в кабинке, избиратель по выходе из нее отдает сию квитанцию наблюдателям от баллотирующихся кандидатов.


То же самое происходит и при голосовании, проводимом с помощью переносных урн: жители, голосующие на дому, отдают квитанции представителю наблюдателей, сопровождающему урну вместе с избиркомовцами.


Никакого нарушения принципа тайны голосования в этом случае не происходит: квитанция фиксирует только факт голосования конкретного избирателя на участке либо на дому, а за кого именно – остается известным только ему и Всевышнему.


По завершении процесса голосования избиркомовцы вместе с наблюдателями считают количество как использованных бюллетеней, так и заполненных квитанций. Причем после этого в любом случае квитанции оставляются на хранение доверенному лицу, избранному всеми наблюдателями: вдруг придется судиться, тогда эти квитанции могут вполне послужить юридическим вещественным доказательством.


Пока же “палочки”, которыми заполняют наблюдатели свои листы, считая количество избирателей, пришедших на избирательные участки, по большому счету, в юридическом плане являются не чем иным, как обыкновенной филькиной грамотой…


Если данные в обоих случаях совпадают – количество бюллетеней аналогично количеству квитанций, то, как говорится, нет вопросов. Если же нет – то тут уж впору писать заявление в соответствующие органы…


Честность – понятие дорогое?


Пессимисты могут скептически ухмыльнуться: вы больны, г-н Шарипжанов, разве станет власть добровольно рубить сук, на котором сидит…


Но, по моему скромному убеждению, власть, в том числе и законодательная, сама должна быть в первую очередь заинтересована в юридическом подтверждении своей легитимности. Чтобы потом никто не мог игнорировать ее деятельность, “педалируя” презумпцию ее изначальной виновности и нечистоплотности.


В качестве примера для властей Казахстана можно привести итоги парламентских выборов в России: там Кремль получил практически “ручную” Государственную думу и возможность изменить Конституцию в выгодном для себе ключе. И поставить в “отстой” традиционно сильных коммунистов.


И это все, особо отмечаю, – без всяких подтасовок, по крайней мере, массовых.


Другой вопрос, хорошо это или плохо, и насколько политически грамотным оказался российский электорат. Недаром еще Черчилль обмолвился как-то, что демократия является не самой образцовой формой правления, но, увы, ничего лучшего пока человечество не придумало…


Секрет успеха Кремля заключался в грамотном использовании политтехнологий, неважно, “белых” или “черных”. Победителей, как известно, не судят. Особенно – законопослушных победителей…


Кто мешает власти Казахстана сделать то же самое? Вполне возможно, что наемные сильнейшие политтехнологи из той же России смогут переломить протестное настроение, преобладающее ныне в отечественном массовом сознании электората. Тем паче, что нынешняя экономическая ситуация в РК благоприятна для официальной Астаны.


Правда, эти наемные мозги стоят очень дорого, если не баснословно. Но ведь еще Генрих IY, циник и прагматик, сказал: “Париж стоит мессы”.


Да и власть у нас вроде бы не нищая…