Новое процветание в неспокойном регионе

Oригинал публикации в "Уолл-Стрит Джорнал" - сравни с интервью Назарбаева, опубликованным на сайте президента РК

АСТАНА, КАЗАХСТАН — Однажды нефтяные богатства могут столкнуть бывшие советские страны Каспийского бассейна на дорогу авторитаризма и загнивания — на путь других стран Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Но сегодня президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предпочитает подсчитывать положительные моменты.


«Я был очень доволен [в августе], когда мы выплатили наш долг Международному валютному фонду с опережением на восемь лет, — сказал г-н Назарбаев во время интервью в своем новом президентском Боинге-767 стоимостью 80 млн. долларов. — Они закрыли свой офис и сказали: «Спасибо большое, г-н президент. Вы здесь больше в нас не нуждаетесь».


Казахстан переживает сейчас экономический бум, объясняемый, в основном, доходами от добычи нефти, а также ловкими преобразовательскими ходами. Успехи г-на Назарбаева, сумевшего поддерживать внутреннюю стабильность и вывести экономику из состояния коллапса в состояние сильного роста, являются редким и ярким пятном на небосклоне бывшего Советского Союза.


США — а также таким инвесторам, как ChevronTexaco Corp., Exxon Mobil Corp. и AES Corp., — Казахстан предлагает стабильность в центральноазиатском регионе, внушающем большое опасение из-за исламского фундаментализма, пустившего корни благодаря афганскому Талибану и местным террористическим группам. Но это благосостояние и стабильность могут продолжаться только в том случае, если страна сумеет избежать ловушек, обычных для богатых ресурсами стран: коррупции, концентрации власти в одних руках и увлечения экстравагантными проектами.


Сегодня нефтяные и структурные реформы помогли Казахстану перегнать остальные постсоветские страны во многих областях. Экономика с 2000 года растет по 10 процентов в год, а национальный фонд норвежского образца, в котором накапливаются нефтяные доходы, насчитывает уже 3 млрд. долларов, что составляет примерно 10 процентов ВНП. Рахитичный банковский сектор приведен в порядок и превращен, по словам МВФ, в «независимую и прозрачную финансовую систему». Инфляция держится стабильно на уровне 6 процентов, возросшие резервы превратили Казахстан в мирового кредитора с самыми высокими показателями банковских депозитов на душу населения во всем бывшем Советском Союзе.


«Это громадный прорыв на экономическом фронте, даже при том, что мы еще не выпутались из политических затруднений», — считает Фиона Хилл, аналитик вашингтонского Института Брукингса. «Отравляют ситуацию» коррупционные скандалы, «но реально очень много сделано для продвижения новой элиты», — отметила она.


Сегодня в экономическом плане страна далеко ушла от того свободного падения, в котором она находилась десять лет назад. В первый свой год — 1994 — национальная валюта Казахстана обвалилась на 1600 процентов. Когда г-н Назарбаев намеревался отправиться куда-либо с государственным визитом, ему приходилось занимать деньги у местных бизнесменов и просить топливо у стран, в которые он направлялся.


«Тогда я лишь мечтал о подобном [процветании], — сказал 63-летний Назарбаев. Рожденный в семье пастуха, позднее работник металлургической области, он в 1989 г. поднялся по лестнице коммунистической иерархии до поста руководителя советского Казахстана и первого президента независимого Казахстана в 1991 г.


«Мне пришлось повернуть умы людей на 180 градусов, — сказал он в интервью, — Мне пришлось строить страну. Я тренировал себя…Я не был воспитан на демократии и свободе слова».


Казахстан еще остается местом, где милиция может заставить пассажиров целого регулярного международного рейса выйти из самолета на снег и продержать их там без объяснений в течение 5 часов. Журналисты, отважившиеся отойти от генеральной линии и критиковать режим, подвергаются избиениям, их бросают за решетку, а одной журналистке прислали отрубленную голову собаки. Остаются также и проблемы с исламским фундаментализмом в Казахстане — наполовину мусульманской, наполовину христианской стране. Г-н Назарбаев приписывает отсутствие в Казахстане столкновений на религиозной почве кочевническому образу жизни казахов, сравнительно поздно принявших ислам.


Между тем, на экономические достижения страны темной тенью ложатся скандалы. Г-н Назарбаев заявил, что он «не обратил внимания» на обвинения, недавно предъявленные в США его бывшему американскому советнику по нефтяным сделкам — инвестиционному банкиру Джеймсу Гиффену, — подозреваемому в организации взяточнической схемы. Американская прокуратура также занимается делом о выплате крупными нефтяными компаниями 78 млн. долларов на швейцарские банковские счета, включая один, открытый на имя президента. «Американские компании должны быть благодарны [Гиффену], потому что он привел их в Казахстан», — сказал г-н Назарбаев.


Некоторые зарубежные обозреватели считают, что общая картина в Казахстане типична для страны, переживающей нефтяной бум накануне банкротства. «Нефтяные экспортеры всегда вначале выглядят очень здорово… Но с точки зрения развития — это пустышка», — говорит Терри Карл, профессор Стэнфордского университета и эксперт по банкротствам нефтяных государств. Она указывает на признаки загнивания, выражающиеся в выплатах за покровительство и коррумпированнсти бюрократии, которые сдерживают развитие остальных, отличных от нефти, секторов экономики. «Правители сначала используют нефтяные доходы для установления авторитарного правления, а затем тратят средства на то, чтобы удержать власть».


Г-н Назарбаев не извиняется за то, что лепит себя по образу авторитарных основателей современных государств. По его словам, он намерен оставаться у власти до 2010 года, а, возможно, и дольше. «Я не вечный президент, — сказал он. — Но мой принцип: сначала экономика, затем уже политика».


Дочь г-на Назарбаева, Дарига, занимает доминирующее положение в структуре СМИ Казахстана и летает вместе с Назарбаевым, когда тот отправляется с государственными визитами. Как сказал г-н Назарбаев, он неохотно благословил ее на организацию политической партии. На вопрос, желает ли он подобного наследования власти, какое мы наблюдали месяц назад в соседнем Азербайджане, некогда также входящем в состав СССР, где, как в ближневосточной Сирии в 2000 г., на смену республиканскому президенту пришел его отпрыск, г-н Назарбаев не отрицал такой возможности.


«Мы не монархия, — сказал он. — Мы предпочитаем, чтобы передача власти произошла так, как в семье Бушей».


Г-н Назарбаев заметил, что он отверг все попытки своих почитателей начать ставить ему памятники, как это делается сейчас в соседнем Туркменистане. По его словам, единственным памятником его практическому руководству станет новая столица, основанная им в 1997 году в Астане. «Я архитектор, — сказал он о новых сияющих зданиях, выросших посреди голой степи. — Я спроектировал здесь каждый дом. Я даже выбирал тон красок».


21 ноября 2003 г.


«Уолл-Стрит Джорнал»


Источник: ИАЦ Евразия