Никого не осталось, чтобы защитить “Диапазон”?

Итак, свершилось, шумиха, возникшая вокруг актобенской газеты “Диапазон”, вышла за рамки города…

Итак, свершилось, шумиха, возникшая вокруг актобенской газеты “Диапазон”, вышла за рамки города. Республиканские СМИ (и не только они) заинтересовались “душителями свободы слова в Актобе”.


Обычно на преследование средств массовой информации первыми реагируют коллеги-журналисты. Обычно, но не в случае с закрытым в 2002 году радио “Рифма”, и не в случае ныне “гонимой” газеты “Диапазон”, которые работают в общей команде. Возникает вопрос: почему? Почему же молчат журналисты, работающие в едином медиа-пространстве с “терпящими бедствие” коллегами?


Все просто: “Диапазон” оказался очень неуживчивым и за все свои годы существования успел поссориться практически со всеми независимыми СМИ города.


В 1998 году закрыли газету “Провинция”. Это была нашумевшая история с участием тогдашнего учредителя “Провинции” Кажегельдина. Вернее, издание не закрыли в прямом смысле, а просто создали невозможные условия для работы. В ход шли все методы: ОМОН, финансовая полиция, налоговая инспекция, препоны на таможне (газета печаталась в России), уголовное преследование главного редактора и все, что гоже и не гоже. Журналисты в то время остались без работы, без зарплаты, без содействия учредителей и… без поддержки коллег. Ни единой строчкой коллеги из “Диапазона” не упомянули о творящемся беспределе. Хотя были в курсе происходящего: звонили в редакцию, узнавали о развитии гонения.


“Провинция” бездействовала полгода. Все о ней забыли, в том числе и “Диапазон”. Позже, когда издание вышло под новым именем “Новая Провинция” и стало набирать тираж, “Диапазон” на своих страницах стал “покусывать” издание, умаляя в глазах читателя серьезного конкурента.


С городской газетой “Эврика” у “Диапазона” возник спор из-за программы телевидения местного телеканала “РИКА ТВ”. “Диапазон” обвинял последних, что, печатая программу только в своей газете, “Эврика” искусственно поднимает собственный тираж. Так сказать, диапазоновцы радели за читателя, права которого нарушаются. Но не долго журналисты придерживались своей позиции “защитников” интересов читателей. Через пару лет, получив право распространять программы каналов НТК и КТК, собственник “Диапазона” ТОО “Рифма” отказывает местным газетам в покупке этих программ. Понятно, как к этому относились работники других изданий. А читатели? Вот только один пример письма, опубликованного в газете “Новая Провинция”.


Зачем “Рифма” залезла в мой карман?


Местную прессу я традиционно покупаю по пятницам. Обычно беру “Провинцию”, но вот уже вторую неделю там нет телевизионных программ НТК и КТК. Из прошлого номера любимой газеты я узнала, что подобное “новшество” введено благодаря ТОО “Рифма”, которое является дистрибьютором (слово-то какое!) этих телеканалов и отказывается продавать “Провинции” программу ТВ.


То, что актобенские газеты конкурируют друг с другом, – явление нормальное. Собственно, против здорового соперничества никто ничего против не имеет – это ваше личное дело. Но, господа хорошие! При чём же здесь я? Как человек безработный, имею возможность купить раз в неделю только одну газету за 20 тенге. По духу мне ближе “Провинция” — её и приобретаю (на что имею полное читательское право). Но моим свободным выбором пытаются управлять господа предприниматели. Потому как, кроме газеты “Провинция”, меня теперь искусственно вынуждают покупать ещё и другое независимое издание, которое мне не интересно. Вот и получается – мой семейный бюджет страдает из-за того, что господа из ТОО “Рифма” решили увеличить покупательский спрос на отдельно взятое издание – газету “Диапазон”. Добро бы, если это произошло из-за творческих перемен в самой газете. Но вынуждать подобным образом читателей на покупку ради телевизионной программы… Пахнет не хорошо! Видимо, конкуренция “забодала”? Не стану задавать глупых вопросов типа: “Законно ли это”? По отношению к моим семейным деньгам – это вымогательство в завуалированной форме. А у ТОО “Рифма” хочу спросить: “Честно ли вы поступаете относительно нас, простых горожан?” Ведь в эфире так часто звучит: “Мы работаем для вас!” Я, по наивности, приняла сей факт и на свой счёт. Но, говорил Толстой, “как не впасть в сомнение при виде того, что свершается”? А на мой обывательский взгляд свершается то, что кто-то кое-где пытается перетянуть общее одеяло на свою сторону! Нехорошо-с!


Людмила СЕМКИНА


В 1997 году телекомпания “РИКА ТВ” оказалась в сложной ситуации: независимый канал изгнали с метровой частоты. Вещать приходилось как придется и где придется. Сложное было время. Был утерян с огромным трудом завоеванный зритель, рекламодатели требовали отработки уплаченных денег, а журналисты и телеведущие были в отчаянии. Что будет завтра, не знал никто. Финансовое положение “РИКА ТВ” было на грани разорения. Как бы там ни было, телеканалу удалось выжить, но вовсе не благодаря моральной поддержке независимой газеты “Диапазон”. Последняя предпочитала не замечать трудностей коллег…


В конце 2001 года в Актобе выходит в свет новая газета “Автограф”. “Диапазон”, зная наверняка, что нераскрученное издание вряд ли ему может составить конкуренцию, сразу лепит ему ярлык “акиматовской”, видимо, в расчете, что читатель не станет интересоваться какой-то “продажной” газетенкой.


В 1998 году молодые парни и девчонки собираются под руководством Натальи Бандровской и запускают “Актобе радио”. Понятно, что сравниться с радио “Рифма” новое СМИ не могло: опыт не равный. Но в газете “Диапазон” стали частенько откровенно насмехаться над ляпами молодых коллег в эфире “Актобе радио”. Ни конструктивной критики, ни добродушных поучений старшего более младшему – исключительно язвительность и желание показать незадачливых радийщиков в глупом свете. Однако, когда за невыполнение Закона “О государственном языке” стал вопрос о закрытии радио “Рифма”, в “Диапазоне” №43 от 31. 05 2002 года появились следующие строки:


Кази ЖАСЕКЕНОВ, продюсер, автор юмористических произведений: «У казахов очень много хороших поговорок и пословиц. Одна из них гласит: «Сен сынама, колдан келсе комектес», то есть, лучше помоги, чем критиковать».


Понятно, что журналисты “Диапазона” и радио “Рифма” искали поддержки и использовали любую возможность получить ее, правда, забыв, что сами никому и никогда среди независимых СМИ в Актобе помочь в трудной ситуации так и не удосужились.


Кому же пенять? А на ум приходит старый анекдот. “Когда били красных — я молчал, ведь я не красный. Когда били белых – я молчал, ведь я не белый. Когда убивали евреев – мне не было до этого дела, ведь я не еврей. А когда пришли за мной, то не осталось никого, чтобы за меня заступиться”.


Хотя, по совести говоря, и заступаться-то не за что. Все претензии хозяйственного толка и решаются в законном порядке – в суде. А фраза в статье “Диапазона” №8 от 26 февраля 2004 года “Было ваше – станет наше” вообще вызывает недоумение: “За короткое время предприятия подверглись проверкам 12 различных структур, включая экологов, пожарных, санитарно-эпидемиологическую службу и т.д. и т.п.”.


Какую интересную информацию сообщили читателю. Надо же! Но может ли хоть одно СМИ любого масштаба (или даже не СМИ) похвастать тем, что его не проверяют? “Актобе радио” спорило с энергетиками по поводу того, что было обесточено в течение нескольких дней и не могло выходить в эфир, в день визита Дариги Назарбаевой на “РИКА ТВ” очень настойчивый дядечка из СЭС требовал срочной проверки, которая у него значилась в плане, и не взирал ни на каких высоких гостей, в “Провинции” за неуплату не подавали тепло… Примеров множество. Но никакому изданию в голову не приходило выносить все это на страницы газет и искать в этом политическую подоплеку. Может быть, стоит вспомнить учредителям газеты “Диапазон”, кто такие журналисты и какая роль им отведена в обществе. В ОБЩЕСТВЕ, а не во владениях отдельно взятого хозяина…