“Асар” станет молодежным подбрюшьем в блоке пропрезидентских партий?..

Заметки по итогам внеочередного съезда партии “Отан”

То, что “Отану” предназначается роль ведущей политической партии страны, было понятно после всех выступлений советника главы государства Ермухана Ертысбаева на съездах других политических партий. И с этой стороны VI съезд партии “Отан” ничего нового не дал. Любопытно другое. Все то, о чем вскользь упоминал советник, нашло отражение в выступлении самого Нурсултана Назарбаева, который формально вроде не состоит членом партии, а де-факто является даже ее лидером.


Съезд партии “Отан” проходил сразу вслед за кадровыми перемещениями в верхах. Нурсултан Назарбаев в канун сбора своих товарищей по партии произвел кадровые перемещения. Председателем сената стал срочно назначенный сенатором (как известно, глава государства имеет право назначать 7 членов верхней палаты парламента) Нуртай Абыкаев. Пост руководителя администрации президента страны, которую он занимал последние два года, перешел к Имангали Тасмагамбетову. А бывший спикер сената Оралбай Абдыкаримов стал госсекретарем. Такие перестановки Нурсултаном Назарбаевым проводятся перманентно; и именно в них – залог стабильности его режима. Другое дело, что нынешние кадровые перестановки говорят и о другом: ставку президент решил сделать на проверенных соратников (правда, все ли таковыми могут считаться. – А.О.). И не только потому, что скамья запасных игроков коротка, и не только потому, что ряд взращенных им чиновников оказались оппонентами. В этом году исполняется 15 лет, как Нурсултан Назарбаев пришел к власти. Вначале как первый секретарь ЦК Компартии, а потом как избранный Верховным Советом 12-го созыва президент Республики Казахстан. За эти годы действующий президент только один раз прошел через горнило выборов. Было это в 1999 году. Для создания демократичности избирательной гонки тогда привлекли даже ряд лиц, которых вначале всерьез никто не рассматривал в качестве соперников. Однако потом выяснилось, что один из них обладает харизмой и выглядит привлекательным в глазах пенсионеров и женщин. Вкупе с лидером Компартии Серикболсыном Абдильдиным еще мало кому известный Гани Касымов отобрал не один процент у действующего президента. Но победил все же Нурсултан Назарбаев, на стороне которого были не только административный ресурс, финансы и огромный опыт аппаратчика, но и симпатии рядовых казахстанцев. Сегодня эти симпатии значительно уменьшились. А о расколе среди элиты свидетельствуют ноябрьские события 2001 года, создание партии “Ак Жол” и ДВК. Претендентов на пост президента становится больше. В том числе, видимо, и старшая дочь президента страны Дарига Назарбаева. Во всяком случае, ее оговорка по поводу того, что любая партия создается для захвата власти, дорогого стоит.


В такой ситуации ничего не остается, как опираться на проверенных соратников. Замена Оралбая Абдыкаримова Нуртаем Абыкаевым весьма красноречиво говорит о том, в какую сторону будет сделан уклон. Экс-спикер сената известен как человек мягкий и дисциплинированный. Нуртай Абыкаев, наоборот, человек жесткий, и в то же время многие чиновники обязаны ему своим кадровым возвышением. К тому же спикер сената – второе лицо в государстве. А в случае непредвиденных обстоятельств он сможет заменить главу государства (не будем забывать о законе “О первом президенте РК”). Об Имангали Тасмагамбетове и говорить не приходится. Человек, публично назвавший себя “продуктом Назарбаева”, уже одним этим названием показал, чего он стоит.


Кадровые изменения необходимы для проведения каких-либо крупномасштабных операций. В первую очередь, это выборы в Мажилис нынешней осенью. А затем, очевидно, и это подтвердил съезд “Отана”, — досрочные президентские выборы. Активизация ряда игроков на политической арене также говорит в пользу этого предположения. Скажем, открытое письмо, с которым обратился к президенту страны теперь уже бывший председатель АЧС Заманбек Нуркадилов, последние интервью лидеров партий “Ауыл” и “Ак Жол”, Компартии означают, что политическая ситуация в стране обостряется под действием обстоятельств, неизвестных широким массам.


В такой обстановке внепланового съезда партии “Отан” ожидали как события, способного пролить свет на некоторые вопросы. И в определенной степени это было сделано. По уровню организации съезд не уступал другим партийным съездам. Однако он был менее эмоциональным, чем учредительный съезд ДВК, менее содержательным, чем III съезд партии “Ак Жол”, и менее претенциозным, чем I съезд “Асара”, ибо главным здесь было другое. 600 делегатов и огромное количество гостей ждали выступления лидера партии – Нурсултана Назарбаева. Накануне съезда ходили различные слухи. По одним выходило, что будет создан институт сопредседателей, и даже назывались фамилии. По другим — предполагалось внесение изменений в Конституцию страны. Третьи говорили о том, что глава государства даст решительный бой отщепенцам во власти и политическим противникам. Часть слухов оправдалась, что еще раз подтверждает природу их происхождения (уже давно аналитики предполагают, что слухи зачастую запускаются в массы из самой администрации президента страны, наверное, для «проверки на вшивость» отдельных политиков).


Институт “сопредседателей”, действительно, создан. Новыми “сопредседателями” стали председатель Мажилиса Жармахан Туякбай и вице-президент АО “Казахмыс” Александр Павлов. Если с первым все понятно, то избрание опытного финансиста Александра Павлова не совсем логично. Но это только на первый взгляд. На самом деле все выглядит весьма логично. В свете того, что сам Нурсултан Назарбаев еще раз обозначил приоритеты во внешней политике – дружба с двумя великими соседями – Россией и Китаем, можно ожидать того, что премьер-министром Казахстана станет русский человек. И для этого вполне подходит Александр Павлов. Человек он, не замаранный дружбой с младотюрками (как Григорий Марченко), к тому же уравновешенный и имеющий большие связи как в России, так и в Беларуси и в Украине, умеющий ладить как с журналистами, так и с коллегами. А в свете того, что будет усиленно развиваться Евразийское экономическое сообщество, то такому человеку и карты в руки. О том, что такое назначение возможно, говорит и вопрос из зала, заданный главе государства во время съезда. Один из делегатов – руководитель Союза фермеров Борис Косунов спросил у президента, почему премьер-министра не назначает лидер победившей на выборах партии. Понятно, что такие вопросы рождаются не спонтанно, а имеют почву под собой. О том, что следующим премьером станет чиновник – русский по национальности, говорилось давно. И в самом деле, в стране, где число русского населения достигает примерно 40%, не совсем политкорректно выглядит пребывание на всех уровнях власти лиц только казахской национальности. Даже в соседней России одно из силовых министерств возглавил казах. Ответным жестом, видимо, и станет назначение Александра Павлова.


Обращает на себя внимание и другой тезис в докладе президента. По словам Нурсултана Назарбаева, “радикальная оппозиция – факт вчерашнего дня”. И в этом он видит признак стабильности Казахстана. По мнению главы государства, сегодня идет развитие реальной конкуренции на политической арене. Зарегистрировано уже 9 политических партий, которые конкурируют меж собой. Правда, при этом президент забыл сказать, что конкуренция далеко не равная, ибо государство не создает предпосылок для такой конкуренции. Скажем, в состав избирательных комиссий предлагается ввести представителей всего 7 партий. Понятно, что при таком раскладе за бортом останутся те, кто неугоден нашей власти. Кстати говоря, рассуждения о многопартийности в выступлении главы государства можно понять как начало создания трипартизма. Не случайно он заговорил и о тенденции к реформированию блоковой системы. В среднесрочной перспективе, по словам Нурсултана Назарбаева, укрупнение партий и создание массовых общенациональных партий с поддержкой де-юре и де-факто. Парламентские выборы в 2009 году, отметил президент, будут проходить по иной схеме, на базе консолидированных партийных блоков. Глава государства убежден, что “народ этому поверит”. Можно привести еще одну цитату: “Существование политических партий – признак здорового общества”. Очевидно, все эти пассажи следует понимать так, что власти республики пойдут на некоторые послабления, которые будут служить демократическим антуражем всего того, что реально происходит в стране. Исходя из слов главы государства, можно предположить, что, во-первых, будет зарегистрирована партия “Демократический выбор Казахстана”. Таким образом, всегда можно будет козырнуть перед Западом в ответ на упреки о нарушении прав человека и свободы слова, что, дескать, вот оппозиционную партию зарегистрировали. Во-вторых, уже на этих выборах будут созданы избирательные блоки. Скорее всего, на базе партии “Отан” объединятся Гражданская и Аграрная, а точнее, их могут слить вместе. Вряд ли власти станут финансировать несколько пропрезидентских партий сразу. А то, что выбор пал на “Отан”, не случайно. После того, как, используя административные меры, сюда “загнали” тысячи чиновников и бюджетников, ничего не остается, как активизировать одну из самых старых партий республики.


В-третьих, “Асару” дали отмашку. Именно так многие делегаты и гости съезда “Отана” поняли выступление главы государства. В лучшем случае “Асар” станет мягким подбрюшьем “Отана”, вобрав в себя молодежное крыло партии и собрав молодых.


Есть еще ряд моментов, на которые пока не обратили внимание аналитики. А представители оппозиционной прессы, в силу своей зашоренности, не смогли правильно расставить акценты. Статья 43 Конституции РК гласит: “1. Президент Республики Казахстан не вправе быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности и осуществлять предпринимательскую деятельность. 2. На период осуществления своих полномочий Президент Республики приостанавливает свою деятельность в политической партии”.


Иными словами, президент страны на период своих полномочий не может возглавлять ту или иную политическую партию, ибо это означает нарушение Конституции. Тон же выступления президента на съезде “Отана” был однозначным, и слова о том, что, в конце концов, он является председателем как партии, так и Ассамблеи народов Казахстана, говорят о том, что бразды правления действующий президент страны упускать не собирается. Кто какие бы прогнозы ни строил, съезд “Отана” дал понять, что власти опережают оппонентов. И в самом деле, у большинства политических партий схожие программные установки, нет доминанты в конкретной деятельности. Социальная база также четко не представлена. Если Компартия идентифицирует себя как партия всех социально униженных, то лидеры большинства других партий не могут ясно сказать, на кого они опираются. У подавляющей части партий нет конкретных начинаний, которые бы получали реализацию в повседневности. И с этой стороны, “Отан”, увы, выглядит привлекательнее для неискушенных масс, так как с приходом Амангельды Ермегияева ставка идет на конкретные дела. Конечно, имея в руках неограниченный административный ресурс и огромные финансовые потоки, можно возводить школы и больницы в районах, потерпевших стихийные бедствия. Но, к сожалению, циничные дирижеры “Отана” знают, что говорят, когда утверждают, что важен результат. Пока, к несчастью, все другие политические партии не противопоставили “Отану” каких-либо конкретных дел, получивших поддержку масс.


Слова о том, что политическому радикализму нет места в современном Казахстане, можно расценить не просто как предостережение всем, кто пытается высказать альтернативное мнение. Это можно понять и как угрозу тем, кто открыто выступил против режима. Гайки будут закручивать постепенно. Не случайно, что на следующий день после съезда “Отана” был снят с должности Заманбек Нуркадилов. Видимо, власти считают, что подобный шаг остудит иные горячие головы. Между тем, обвинение теперь уже бывшего председателя АЧС в некомпетентности оборачивается просчетом самой власти. Спрашивается, если некомпетентен, то почему держали целых три года на посту? Держали бы и дальше, если бы Заке не выступил со своим открытым письмом, в котором содержатся вопросы, на которые действующему президенту не хочется отвечать. Как бы сегодня публично ни обвиняли г-на Нуркадилова, в душе многие чиновники поддерживают его. И власти это знают, а потому стараются облить экс-чээсника черной краской, чтобы неповадно было другим.


Не случайно упоминание в выступлении об Ассамблее народов Казахстана. Вполне возможно, что именно на очередном заседании ассамблеи президент озвучит слова о необходимости внесения новых поправок в Конституцию страны. А такие поправки потребуются с учетом нового выборного законодательства и принятия законов о местном самоуправлении. Одним словом, после ответов главы государства на вопросы делегатов съезда стало понятно, что власти на самом деле пойдут на ряд послаблений, призванных демонстрировать приверженность демократическому курсу. Так, повторюсь, вероятно, что вскоре зарегистрируют ДВК, ибо все другие партии имеют право на жизнь. Какая партия чего стоит, покажут выборы. Учитывая внушительную победу “Отана” на выборах в маслихаты, ни о чем “партии власти” можно не беспокоиться. О пресловутом административном ресурсе, естественно, глава государства упоминать не стал. А если об этом вспомнить, то становится понятным энтузиазм советника главы государства, закончившего свое выступление на съезде следующей фразой: “В Казахстане партий много, но Родина одна. И с этим кличем мы пойдем на выборы и победим!” Кстати, последнее предложение Ермухан Ертысбаев произнес на казахском языке, тем самым посрамив тех, кто упрекает его в незнании родного языка. Родина и в самом деле у нас одна, только для кого-то она сегодня мачеха. На съезде не упоминалось ни о Галымжане Жакиянове, ни о Заманбеке Нуркадилове, ни о других оппонентах, но как стало понятно после выступления главы государства, в скором времени Галымжана Бадылжановича не освободят, а Заманбек Калабаевич прав, когда заявил об угрозе его физического устранения. И страшнее эти люди не столько для президента Назарбаева, сколько для тех, кто его окружает. Уж слишком многим могут они помешать, если вернутся в большую политику.


Ничего нового съезд “Отана” не принес по большому счету, кроме одного: акценты расставлены, и теперь партия власти никому не уступит места.