Назарбаев остается, а “мамбетоватый” Нуркадилов раскручивает нового президента РК

Перемены вызывают смешанные чувства


Имя Заманбека Нуркадилова продолжает мелькать на страницах газет, но теперь уже не только оппозиционных, но и, скажем так, СМИ “не из этого муравейника”. Впрочем, некоторые из последних прокомментировали только его отставку с поста председателя АЧС.


Например, “Караван” (вскользь упомянув о скандальной “прессухе” Заке и процитировав уже известные обществу мнение о нем премьера Ахметова и алкогольные подробности от нового главного чрезвычайщика Бижанова) задался вопросом: “почему должно было пройти три года, прежде чем выяснилось, что человек, оказывается, не на своем месте был?” Причем эта “народная газета” заявила, что алматинцы, мол, это знали давно и для них “…Заманбек Калабаевич – пожалуй, из последних людей, кого хотелось бы видеть в своих спасателях”. И, мол, каким это образом он не на своем месте оказался, не сам же себя-де назначил? Вся эта “высокоинтеллектуальная” ирония была подана под заголовком “А председатель – не настоящий!”, причем анонимно, без подписи автора…


Сергей Козлов в своем НП-“Взгляде” (под заголовком “Любовь и ненависть к чрезвычайным переменам”) с первых же строк предрекает эти самые перемены. Поскольку де “…знающим его людям хорошо знакомо… его “расчетливое чутье”, которое он неоднократно проявлял в своей бурной деятельности. Когда оно ему подсказывало – “остановись, результата не будет”, он останавливался немедленно, невзирая на моральные или иные издержки”. Он считает, что причиной сего скандального шага ЗКН были его “неудовлетворенные гигантские амбиции”, и намекает, что Нуркадилов, возможно, уйдет в оппозицию. Мол, кое-кто от предстоящих перемен в первую очередь ожидает передела собственности. При этом г-н Козлов мимоходом проехался по поклонникам “бархатной революции”, совершаемой с розами в руках…


Даже традиционно нейтральная “Деловая неделя” в редакционной заметке с красноречивым заголовком “Бомба” базарного масштаба” провела параллель между этим скандалом и творением Гоголя “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифорычем”. Правда, один из выдуманных участников выдуманного диалога в этой заметке оговаривается, что у него не вызывают симпатий ни “Иван Иванович”, ни “Иван Никифорович” казахстанского розлива. И заканчивает “ДН” эту аналогию немой сценой из гоголевского же “Ревизора”. Для приверженцев эзопова языка очень даже смело и круто!


Рупор умеренно-оппозиционного “Ак Жола” на этой неделе, в отличие от прошлой, уделил персоне Заке целую полосу. Статья Юлии Кисткиной “Глас вопиющего в пустоту власти”, снабженная эпиграфом из “Сказа о Федоте-Стрельце” Леонида Филатова, представляет собой, в основном, пространное цитирование открытого письма Нуркадилова. Но все же говорить о нейтральном тоне “Эпохи” говорить не приходится: эта статья разделена на три части с подзаголовками – “Ревизор истории”, “Дворцово-туалетный переворот” и “Базар чисто по понятиям”. Видимо, школа покойного Эрика Нуршина крепко впиталась в менталитет г-жи Кисткиной, когда-то работавшей под началом легендарного Кайдарыча…


Под этой “эпохальной” статьей о ЗКН размещен комментарий политолога Нурбулата Масанова (по слухам, ставшего в последние дни чуть ли не “тенью” опального Заке). По его мнению, президент РК, сняв Нуркадилова с поста, “поступил не как политик, а как обиженный ребенок. Ему надо было сначала ответить на вопросы, а уже потом отправлять Нуркадилова в отставку”. Далее г-н Масанов задается сакраментальным вопросом в том же “каравановском” духе: “Если он некомпетентный, как он мог столько лет возглавлять такие должности, вершить судьбу страны?” Но при этом он добавляет, что будь все так на самом деле, то вместе с ЗКН в отставку должны были уйти если не президент, то хотя бы премьер-министр Ахметов. Дальнейшее политическое будущее скандалиста Нурбулат Эдигеевич предсказывать не берется, отметив только, что теперь все конституционно-легитимные партии будут вынуждены так или иначе позиционировать себя с Нуркадиловым.


“Assandi-Times”, еще на прошлой неделе с ходу откликнувшаяся на демарш ЗКН, продолжила “Сагу о Заке”. Первой ее частью является пространное интервью Нуркадилова, взятое у него неким Маратом Альжановым (“Я просто потребовал, чтобы Назарбаев извинился перед народом…”). В нем Заке отрицает, что его поступок был спровоцирован Алтынбеком Сарсенбаевым, что он хочет принять участие в парламентских и президентских выборах, и заявляет, что он не собирается ни вступать в какую-либо из действующих партий, либо создавать новую, под себя. Но несмотря на это, все равно он готов ко всему, поскольку “Назарбаев на все способен, единственное, чего я желаю, чтобы беда не коснулась моей маленькой дочки Мерейки, других моих детей, внуков и жены Макпал Мухамедьяровны”.


Заманбек Нуркадилов утверждает, что у него есть “своя” кандидатура на пост президента РК, но, дескать, этот человек еще не знает, что Заке готов приступить к его “раскрутке”. Имя этого человека Заке в целях конспирации и безопасности не называет, но считает, что с этой кандидатурой согласится и оппозиция, и народ.


Мухамеджан Адилов в той же “А-Т” считает, что совпадение по времени тройной рокировки Абыкаева, Абдыкаримова и Тасмагамбетова с демаршем Нуркадилова явно не случайно (“Бунт на корабле”). “Скорее всего, как Заманбек Калабаевич и его союзники в казахстанской элите, так и “ старая гвардия” президента, знают что-то такое, что и вынудило их на соответствующие действия”. В общем, налицо кризис. Тривиальный вывод, конечно, но зато – верный…


Самой экзотичной из саг о Заке оказалась версия аксакала Алдана Аимбетова (“Казахская правда”, “Взбунтовался Нуркадилов на всю железку” (а разве не на катушку, как принято говорить обычно, Алдеке? – Обозреватель)). “Личность он, безусловно, незаурядная. Мужественный, властный, решительный и мамбетоватый. Что-то между Чапаевым и Котовским…Я также сразу понял, что это человек, никогда не читавший “Братьев Карамазовых”.


Пересказав вкратце историю политических взлетов, падений и новых взлетов ЗКН, его манеры телефонных бесед с Назарбаевым, Алдеке-ата львиную долю своей саги о Заке посвятил истории его личных взаимоотношений с вновь опальным экс-чиновником. Аксакал с умилением вспоминает золотую для него пору “крышевания” “Казахской правды” и лично ее главреда всесильным мэром Алматы Нуркадиловым, подарившим даже Алдеке новенькую двустволку-вертикалку. И затем почти с детской обидой вспоминает, как холодно встретил его Заке, уже будучи акимом Алматинской области, во время второго по счету приема на этом посту. “Часа полтора сушил он меня в приемной. Когда, наконец, оказавшись у него, только присел было, он несколько отчужденно сказал: “Аксакал, коротко”. И я коротко выпалил: деньги! Он в ответ: “Я же всего девять месяцев на этом посту, дайте мне возможность разобраться, что к чему”. Ну и свинья же ты, сказал я про себя. Короче, я ушел от него, как говорится, не солоно хлебавши”.


Несмотря на “предательство” (термин Алдеке-ата. — Обозреватель), аксакал в конце саги желает скандалисту Заке удачи, но тут же оговаривается, что “он очень скоро окажется в вечном офсайде”. Какой-то двусмысленный прогноз, причем весьма мрачноватый…


Однако аксакал продолжает противоречить сам себе: “предстоящие выборы в парламент – единственная его надежда, оправдается ли она? В одну и ту же воду трижды войдет Заманбек?”


И напоследок – еще одно газетное “мочилово”, но только уже не Заманбека Нуркадилова. “Отановская” газета “Страна и мир”, соловьем разлившаяся по поводу съезда родной для нее партии, резко меняет тон в реплике под названием “Дочь классика”, посвященной персоне Гульжан Ергалиевой. Поводом для нее послужила статья оппозиционной “пассионарии” “Назарбаев – президент партии “Отан”, размещенная в “Нави” (хотя позже, в среду, эта статья вышла и в газете “Соз”). Не будем пересказывать все контраргументы “отановского” рупора ее статьи. Заметим только одно: а стоило ли вообще поднимать тему фамильного происхождения идейной оппонентки этой пропрезидентской партии? Особенно двусмысленно этот “классический фактор” выглядит с учетом того, что один из руководителей самой “Страны и мир” тоже имеет некоторое семейное родство с другим классиком казахской литературы. Так и вертится на языке: Классики (точнее – их дети) дерутся, а у не классиков чубы трещат…


Президент пообещал остаться и быть жестким


Несколько часов назад обозреватель “Нави” с интересом прослушал традиционное послание президента страны народу, по неизвестным причинам перенесенное с апреля на март. К слову, слухи и предположения о возможной отставке Н.Назарбаева не подтвердились. В последних строках своего выступления глава государства на казахском языке дал ясно понять, что время первого президента Казахстана еще не закончилось, и настоящее требует от него быть жестким. Н.Назарбаев вновь озвучил планов громадье во всех областях социальной сферы — надо было видеть при этом выражение лиц их будущих исполнителей: кому как, а им будущий год медом не должен показаться. Возникло ощущение о невыполнимости некоторых президентских поручений, но об этом – ниже…


Тем временем “Новое поколение” подводит итоги того, что было и не было реализовано правительством после прошлогоднего выступления президента. Отдавая дань тому, что многое из обозначенного им уже сделано (а сделано, как оказалось, почти все, ну, может быть, с незначительными погрешностями), “НП” отмечает: “…всегда надо отдавать себе отчет в том, что ни одна страна не достигла совершенства в государственном и политическом устройстве, никто не построил идеальных межбюджетных отношений. Даже у развитых цивилизованных стран этапы либерализации и децентрализации сменяются резким усилением роли государства и централизацией”. Тем самым, видимо, признается и оправдывается то, что оппозиция обычно называет “закручиванием гаек”. Правда, издание дополняет также, что “пока нельзя сказать, что все положения… послания выполнены. Но ведь и 2004 год еще не закончен. Так что впереди еще и упрощенные налоговые механизмы, и развитие законодательной базы финансовых институтов, и закон “О СМИ”, и новые мероприятия по программе развития Астаны”.


“Панорама” отмечает, что на съезде “Отана” “Назарбаев напомнил о задачах, сформулированных в прошлогоднем послании, среди которых — разграничение полномочий и финансовых ресурсов между центральными и местными органами управления, что становится реальным, в сторону эффективного местного самоуправления и “выборности глав местных исполнительных органов”. Качественно меняется также избирательная система, где партии будут контролировать прозрачность выборного процесса и получили исключительное право выдвижения кандидатов”.


О простом человеческом надеялась услышать от президента “Деловая неделя”, потому как “последние события, как и предстоящие в этом году, вызывают смешанные чувства у казахстанцев, которым, видимо, хочется услышать что-то и об этом”. Ну, как не согласиться с “ДН”, что “людям, уставшим жить в переходный период, необходимо понимать, как конкретные вещи будут менять их жизнь к лучшему, как именно и на что ориентируясь строить свою судьбу. При общей политической стабильности у нас – каждого из подавляющего большинства казахстанцев – по-прежнему нет уверенности в завтрашнем дне”. И по большому счету, подавляющее большинство интересуют вещи глобальные или даже тот же закон о средствах массовой информации, или программа развития столицы. Другой вопрос, что обозреватель “Нави” и коллеги, успевшие ознакомиться с нынешними тезисами президента, очень сомневаются, что по прошествии нескольких лет они не останутся теми же тезисами. Высказанные почти в приказном порядке пожелания президента, в частности, по жилищной программе, программе образования вызывают большие сомнения. Как вы думаете, какие меры должно применить правительство, дабы заставить частные банки (а их у нас на 99 процентов больше, чем государственных) выдавать кредиты на покупку жилья на еще больший срок (до 20 лет), за еще меньшую сумму первоначального взноса и еще меньшее вознаграждение (до 10% годовых)? Заставить, конечно, можно, но не приведет ли желание развивать жилищную сферу к истреблению банковской? Что касается образования, оказывается, по словам Н.Назарбаева, минобразования запросило слишком большие деньги на реализацию государственной программы. Можно и 12-летку ввести, и деньги сэкономить, – считает наш президент.


Радикализму конец?


Недавний съезд “Отана” “расставил все точки над “i” во властных приоритетах. Фактически стране назвали итоги предстоящих осенью парламентских выборов”, – считает “Ассанди-таймс”.


Издание, интерпретируя слова Н.Назарбаева, пишет: “зная исполнительность отечественных чиновников, особенно на местах, которые каждое слово президента воспринимают буквально, можно почти на 100 процентов уверенно заявить: лидерство “Отана” на парламентских выборах уже обеспечено. Центризбирком, акиматы и маслихаты приложат к этому все усилия”. “А-Т” также не исключает возможности возвращения в первую президентскую партию “блудных сыновей” — перебежчиков в “Асар”. При этом автор отмечает, что “надо отдать должное” лидеру “Асара” на съезде “Отана”: “внешне она эмоции практически никак не проявляла. И хотя наблюдательные люди все же заметили тень на ее лице, она тут же брала себя в руки и “лицо” соблюдала”.


“Панорама” пишет, что “желательность для власти попадания абсолютно всех провластных политических партий в парламент не выглядит на сей раз безусловной”, а “отведение безусловно главной роли “Отану”, возможно, позволит эффективней использовать административный ресурс, но определенным образом “консервирует” провластный политический спектр, замедляя его эволюцию”. Ну а “радикализм в Казахстане себя изжил”, – повторяет эхом утверждение Н.Назарбаева “Караван”. “Да и вообще в Казахстане нет радикальных политических партий – в принципе нет”, – передает “Деловая неделя” мнение сопредседателя партии “Ак Жол” Алтынбека Сарсенбаева.Возьмите программы политичексих партий, нашу программу, и определите для себя, что здесь никаких радикальных политических партий. Есть другое – радикальные действия или ориентированные в этом плане действия властей по отношению к определенным партиям, и любое действие вызывает противодействие”. По мнению акжольца, “радикализм (в том смысле, в котором все его понимают) создается не партиями, а именно властью”. В этом случае слова президента о том, что радикализму в нашей стране пришел конец, воспринимаются совсем по-другому.


И даже “золотая середина” лишь приближает нас к развитым странам


Правительство Казахстана, несмотря на шипение западных партнеров, проявляет стойкое желание поменять отношения с инвесторами. “Казахстанские государственные чиновники сменили тон в разговорах с инвесторами”, – пишет “Караван”. И “как заметил министр энергетики и минеральных ресурсов РК Владимир Школьник, “когда правительство бьют за налогообложение недропользования и справа и слева, это означает только одно – оно на правильном пути, занимая золотую середину”, – цитирует министра “Известия-Казахстан”.


Не далее как позавчера, сообщают газеты, представители казахстанского правительства обсуждали с инвесторами, работающими в добывающем секторе, готовящиеся изменения в налоговое законодательство и законодательство о недропользовании, “повышающие отдачу от сырьевых отраслей”. “Панорама” напоминает, что до сих пор налоговая нагрузка, по признанию специалистов, была “крайне низка”, составляла 13-15 процентов от доходов в 2002 году и 25 процентов в прошлом с ростом мировых цен на нефть. Предполагаемый же уровень нагрузки “по новому законодательству (которое не действует в отношении прежних контрактов) около 60% лишь приближает Казахстан к развитым странам-нефтедобытчикам”.


Естественно, отмечает “Панорама”, что “обсуждение предстоящих изменений в налогообложении нефтедобычи вызывает ожидаемый протест инвесторов”. По предположению газеты, “похоже, главное изменение, которого хотели бы добиться инвесторы, — это налогооболожение с использованием одного показателя, ограничивающего сверхприбыли, в то время как правительство особо довольно именно введением платежей, привязанных к мировым ценам, позволяющим добиться поступлений в бюджет вне зависимости от завышения уровня затрат на том или ином месторождении”. Однако в кабмине считают иначе: “неправильно говорить только о рисках, которые несут инвесторы, поскольку Казахстан, допуская любого инвестора на шельф, несет такие риски, которые трудно измерить деньгами, связанные с ущербом для экологии и ответственностью как перед своим народом, так и перед “мировой цивилизацией”. Что ж, “незаменимых инвесторов не бывает”, – резюмирует “Караван”.