Балгимбаева укроют от американской тюрьмы в казахстанской “зоне”?

Шекспир из АЧС


“Казахстанские политики борются не за электорат, а за любовь президента” — такую красноречивую аннотацию поставил Руслан Сулейменов к своей статье под еще более говорящим заголовком “Держа партийный нос по ветру” (газета “Литер”). Мол, политические партии и аналитики оказались в полных “непонятках” после того, как Нурсултан Назарбаев принял у себя и побеседовал с сопредседателем партии “Ак Жол” Алиханом Байменовым. Причем глава государства-де вполне благожелательно отозвался об этом фигуранте политического поля: поддерживаю, мол, “Светлый путь”, верной дорогой идете, господа!


По мнению Руслана Сулейменова, президент РК этим своим ходом вызвал некую прострацию у самих лидеров “Ак Жола”: “…вроде он (Светлый путь. – Обозреватель.) теперь и не оппозиция…президент их поддерживает”.


А что уж там, дескать, говорить о “главной” партии страны под названием “Отан”, которая в последнее время то и дело не может самоопределиться на политической арене страны? То “Асар”, возглавляемый старшей дочерью президента, начал свое триумфальное шествие по регионам страны, собирая “перебежчиков” отовсюду, даже – в парламенте. То вот теперь Назарбаев одобряет деятельность “Ак Жола”. Голова, что называется, кругом – кто “свой”, кто “чужой”…


В этой связи автор статьи вспоминает политические традиции недолгой суверенной истории РК: “…пальма первенства принадлежит тем партиям, которые были удостоены чести получить ощутимые знаки внимания со стороны президента. И это всегда рассматривалось как сигнал обществу: смотрите, дескать, начальник назначил меня “старшей женой”. Сейчас же, если продолжить аналогию г-на Сулейменова, в партийном “гареме” полный кавардак и неразбериха – кого из них больше всего любит “муж”?


И тут мудрый автор дает совет партийным функционерам всех мастей, считая, видимо, что сами они до такого “ноу-хау” не додумаются: партии, мол, “должны бороться не за любовь президента, а за влияние на своих избирателей… кто выиграет конкуренцию за народ, тот и окажет лучшую услугу президенту”.


Г-н Сулейменов, а может партиям проще бороться за любовь председателя республиканского Центризбиркома Загипы Балиевой? Шутка, конечно, но как говорится, в каждой шутке…


И еще: автор, рассуждая о нынешней ситуации в партиях, вскользь упоминает о том, что коммунисты в аккурат перед парламентскими выборами затеяли “разборки” между собой. Причем ни словом не упоминает о роли в расколе Компартии парламентского скандалиста-“ручья” Ерасыла Абылкасымова. Который, кстати, воспылал вдруг желанием восстановить свое коммунистическое статус-кво тоже в аккурат после беседы “тет-а-тет” с Нурсултаном Назарбаевым. Что это – профессиональный “склероз” г-на Сулейменова, претендующего на роль политического аналитика, или что-то другое?


Газета “Соз”, начавшая было публиковать тюремные дневники Галымжана Жакиянова, на этой неделе почему-то вышла без них. Зато в казахскоязычной его половине печатается поэма Заманбека Нуркадилова “Халиф Нир”, написанная им, как указано в аннотации, по мотивам Шекспира. Исходя уже из одного только названия сего нуркадиловского творения, нетрудно догадаться, что Заке просто переложил на восточный лад пьесу великого англичанина “Король Лир”. У шекспировского сюзерена, как известно, было три дочери и трагический жизненный финал…


Да и во всем остальном же сей рупор ДВК остался верен себе: его страницы полны анти-назарбаевских статей, в которых Нуреке (или теперь “Ниреке”? – Обозреватель.) “мочат” то прямо, то косвенно, путем пересказа биографий тиранов времен новой истории мира.


Особое внимание заслуживает открытое письмо президенту РК аксакалов Сапабека Асип-улы, Каришала Асан Ата и других общественных деятелей Казахстана. Его содержание можно понять хотя бы из того, что традиционные послания президента народу названы “филькиной грамотой”, авторы письма требуют вернуть на Родину Кажегельдина и освободить Жакиянова и т.д. и т.п. Но самое интересное не это, а то, что “…идут разговоры о том, что вы собираетесь под надуманным предлогом возбудить уголовное дело против Нурлана Балгимбаева, еще одного подозреваемого по “Казахгейту”, чтобы посадить его в тюрьму и не отдать в руки американского правосудия”.


Что это – попытка выдать желаемое за действительное и тем самым поссорить двух Нуреке между собой накануне знаменательного судебного процесса в США? Или же эти слухи действительно могут сбыться? Да, незавидна участь свидетелей, по крайней мере – в хрестоматийных гангстерских боевиках…


Представляю, как, скажем, атырауская газета “Туран” публикует из номера в номер тюремные дневники нефтебарона Нурлана Утебовича…


Евразиец Н.Назарбаев: “Да что ты, в самом деле? Там уже и русских-то не осталось”


Десятилетие евразийской идеи Н.Назарбаева не обошла вниманием газета “Аргументы и факты Казахстан”, и поместила размышления специализирующегося на этой теме журналиста Юрия Киринициянова. Он вспомнил, что “стихийные евразийские флюиды, пусть и слабые, пронизывали общество и раньше, будоражили его”. Еще Олжас Сулейменов “задолго до “мартовских тезисов” Назарбаева (здесь Ю.К. отметил – “надеюсь, что не обижу этим президента”) высказал здравую мысль: Русь и Степь не только враждовали – здесь торговали, заводили знакомства, любили и брали в жены “басурманок”. И кончено, перенимали язык друг друга”. Однако сегодня “под аккомпанемент разговоров о якобы “свободной торговле”, о “едином пространстве” набирают силу изоляционистские настроения…”.


Как “кажется” автору, “и в России, и в Казахстане существует мощное антиинтеграционное лобби” (тут обозреватель вспомнил словесно-идейную битву Александра Дугина и Азимбая Гали в Алматы. А выражение “кажется” журналист применил, скорее для того, чтобы смягчить высказывание). Ю.К. же припоминает момент, когда “последний раз на заседании Интеграционного комитета жестко заспорили постоянный представитель Казахстана в Евразийском сообществе Рустам Джиенбаев… и Виктор Христенко…”. Тогда российский вице-премьер “без особых объяснений отклонил документ, уже подготовленный экспертами и даже завизированный многими министерствами и ведомствами, в том числе и российскими. Джиенбаев, обычно сдержанный и корректный, воскликнул с досадой: “Тогда зачем нам вообще ЕврАзЭС?”.


По мнению журналиста, в реализации ЕЭП главными союзниками Н.Назарбаева могли бы стать русскоязычные казахстанцы и часть интеллигенции, “которая связывает будущее страны не только с вековыми традициями, но и с европейской культурой”, “но на практике все оказалось иначе”. Ю.К. пишет, как “ноль первый” ответил на его вопрос, зачем надо было переводить делопроизводство на юге на казахский язык, когда можно было оставить двуязычие: “по лицу президента мелькнула легкая тень, но он тут же широко улыбнулся и ответил: “да что ты, в самом деле? Там уже и русских-то не осталось”.


“Теперь, — пишет автор, — когда друзья из России спрашивают меня о последствиях нашей, внешне очень доброжелательной пикировки, я отвечаю, что последствий никаких не было. Если не считать заявления Имангали Тасмагамбетова…, что к 2008 году все делопроизводство в стране будет переведено на казахский язык”. И хотя, делится журналист, “мне смешно, когда оппозиция разыгрывает “русскую” карту. Но что-то мешает мне и многим моим русским соотечественникам, гражданам Казахстана, сразу и безоговорочно высказать свою точку зрения. По большому счету, суверенный Казахстан в ней не нуждается. И это горько. И, если уж быть до конца откровенным, нерасчетливо”. И все-таки автор, наверное, следуя за надеждой, живучей бестией, не хочет верить, что “доктрина Назарбаева” не выдержала испытание временем и оказалась на обочине политического процесса”.


Российский инвестор, кажется, уходит. Кто следующий?


Продолжается начало противостояния между правительством Казахстана и инвесторами, в котором наверняка будут задействованы средства массовой информации. Объективное желание Казахстана получать большую прибыль от собственных месторождений может сократить инвестиционную подпитку из-за рубежа, в том числе и ближнего зарубежья. И теперь “Казахстан может остаться без инвесторов?” — вопрошает “Комсомольская правда Казахстан”. Как пишет газета, “начали сбываться самые худшие прогнозы экспертов, предупреждавших, что из-за последних изменений в Налоговом кодексе Казахстана иностранным инвесторам станет невыгодно вкладывать деньги в нашу нефтегазовую отрасль”. И первыми, сообщает газета, собираются сворачивать свои проекты российские нефтяники. “Итак, “Роснефть” заявила, что, возможно, откажется от разработки месторождения “Курмангазы”, за которое очень долго “воевала” с “ЛУКОЙЛом”…”. Руководство “Роснефти” заявляет, что “теперь разработка месторождения… станет нерентабельной”. И еще на прошлой неделе “с подобным заявлением выступила франко-бельгийская компания Total. Именно ей намеревалась продать 25% участия в разработке “Курмангазы” НК “Казмунайгаз”. Теперь сделка на грани срыва”.


И здесь же “Комсомолка” сообщает, что Григорий Марченко “не согласен с пессимистическими прогнозами относительно “бегства” инвесторов из нашей страны”. Вчера вице-премьер сказал, что “заявлений одной российской компании для этого явно недостаточно” и “дал понять, что в мире есть еще немало компаний, готовых сотрудничать с Казахстаном в деле освоения наших нефтегазовых месторождений”. В то же время кабмин, видимо, в случае чего, собирается “пополнить бюджет еще и за счет “теневиков”, “и вот сейчас Марченко объявил о начале второго этапа боя с “тенью”. Правда, “Комсомолка” не передает, какие средства собирается правительство извлечь из очередной легализации предприятий и когда это произойдет. И надо полагать, что и инвесторы сдадутся казахстанскому правительству не сразу, будут упираться, аки бык рогами о землю. Тем более что уже сейчас правительство в лице вице-премьера оговаривается, что “прежде чем возвратиться к вопросу об увеличении налогов…, намерено дождаться результатов. То есть раньше, чем через год, к рассмотрению вопроса вряд ли подойдут”.


Либо “вымрем, как мамонты”, либо прозреем…


Чем дальше в лес, тем меньше света. Судя по последним публикациям “Экспресс К”, газета, отличавшаяся умением подавать под аппетитным “соусом” “правильную” информацию, вспомнила времена “Ленинской смены”. В последних номерах газеты натыкаешься на кондовые, казправдинские заголовки типа “Государства разные, задачи общие” (№ от 30.03.04.), появляются материалы с советскими душком. Лично у обозревателя “Нави”, выросшего в СССР, лозунги и шаблоны, независимо от того, кто их произносит – власть или оппозиция, вызывают рвотный рефлекс. Душа требует, если не объективности, то хотя бы “неоднобокости”. Как говорится, каждый волен верить в то, что он хочет, лишь бы не заставляли верить во что-то одно.


“Экспресс К” публикует письмо – отзыв на мартовское послание президента страны в духе присказки “верной дорогой идем, товарищи!” предпринимателя из Северо-Казахстанской области. “Прослушав послание президента к народу Казахстана, мы хотим сказать, что действительно идет большое развитие страны по всем отраслям. Этого сегодня не может не видеть только незрячий”, — пишет бизнесмен. “И Казахстан большими шагами идет вперед. Во-первых, Казахстан приобрел большой авторитет на международной арене. Наш президент пользуется большим авторитетом”. Приведя в пример свое предприятие, он выражает уверенность, что “то, что сказал президент, действительно свершится до 2030 года”.


Каково в стране казахстанской жить, и в частности, в СКО, откуда прилетело упомянутое письмо в “Экспресс”, рассказывает и корреспондент “АиФ Казахстан”. Как пишет автор статьи “Вымрем, как мамонты”, “несмотря на отдельные положительные сдвиги, демографическая ситуация в …области остается сложной. В первую очередь это выражается в сокращении численности населения. За прошедший год число жителей области уменьшилось на 7400 человек. За первый месяц 2004 года население сократилось еще на 700 человек и составило 673,9 тысячи”. Одной из причин сокращения населения статистика называет естественную убыль: “к сожалению, людей здесь умирает больше”. Кроме того, “среди ста опрошенных горожан в возрасте от 18 до 50 лет 57% считают, что низкая рождаемость связана прежде всего с плохим материальным положением семейных пар. 39% думают, что причина кроется в социальной незащищенности населения и многодетных мам”, а “рождение первого ребенка в семье нередко является результатом неосторожности и непредусмотрительности”, — отмечает журналист. В этом же номере газета сообщает, что труженикам “казахстанской Магнитки” – коллективу АО “Испат-Кармет” — удалось вытребовать повышение зарплаты, но только на шесть процентов. Однако профсоюз настаивал на двадцати, и “профсоюзные боссы… считают, что все эти льготы (социальные пособия, путевки в санатории, оплата сверхурочных, скидки, в том числе и на ритуальные услуги) не имеют никакого отношения к повышению заработной платы”. Так что “трудовой коллектив остался на своих позициях и намерен далее добиваться желаемого повышения зарплаты”.