Отставка Марченко – демарш в адрес России?

Основными темами сегодняшней российской прессы по Центральной Азии стали отставка первого заместителя премьер-министра Казахстана Григория Марченко и визит президента Узбекистана в Москву.


“Коммерсантъ” пишет, что вчера президент Казахстана Нурсултан Назарбаев освободил от занимаемой должности первого вице-премьера Григория Марченко, известного в стране либерального экономиста. Увольнение господина Марченко состоялось спустя всего несколько дней после его возвращения из Москвы, где он участвовал в международном экономическом форуме, участников которого принял президент Владимир Путин.


И это вполне может быть расценено в Москве как демарш в ее адрес”, — делает неожиданный вывод Ъ. Суть дела в том, что по завершении форума господин Марченко вместе с некоторыми другими его участниками был принят Владимиром Путиным, который поинтересовался у казахского вице-премьера опытом проведения в его стране пенсионной реформы. Отсюда делается вывод, что отставка Марченко вполне может быть расценена в Москве не только как намерение Астаны отойти от курса на либеральные реформы в экономике, но и как демарш в адрес России.


Многие прочили Григорию Марченко пост премьер-министра страны. В Казахстане даже поговаривали, что Даниал Ахметов является премьером де-юре, а господин Марченко — де-факто… Тем самым, как говорят в Казахстане, правительство страны лишилось последнего либерала — предыдущее увольнение либеральных экономистов из правительства произошло в конце 2001 года, когда было создано движение «Демократический выбор Казахстана» и многие либералы вошли в число его учредителей”.


“Ведомости” продолжают тему и пишут, что главный реформатор Казахстана уволен из правительства.


Архитектор казахских финансовых реформ Григорий Марченко не проработал первым вице-премьером правительства и 100 дней. Вчера он был назначен помощником президента Нурсултана Назарбаева. А казахские политологи уверены, что политическая карьера Марченко не закончена — просто он не вписался в структуру исполнительной власти”.


Москвичи дают полную биографию чиновника, однако, возвеличивание Марченко до архитектора финансовых реформ кажется преувеличением.


Но правительственные чиновники Казахстана считают, что не все так гладко. «У него был жесткий конфликт с премьером Даниалом Ахметовым, который видел в Марченко своего преемника«, — говорит чиновник одного из экономических ведомств. Другой близкий к правительству Казахстана источник поясняет, что Марченко «обидел всех чиновников открытыми высказываниями, что члены правительства ничего не понимают в экономике, а он со своей командой быстро наведет порядок«. Сам Марченко признает, что его позиция иногда расходилась с позицией премьера, но не считает это причиной ухода из правительства.


Еще в феврале Марченко настоял на переводе бывшего министра финансов Ерболата Досаева на должность министра здравоохранения, а министром финансов сделали первого вице-премьера Армана Дунаева. «Ультиматум Марченко был почти удовлетворен, но такое обострение отношений с премьером простить было нельзя«, — рассказывает чиновник правительства.


А теперь про узбекско-российские отношения.


“Время новостей” сообщает, что сегодня с двухдневным рабочим визитом в Москву прибывает президент Узбекистана Ислам Каримов. Сразу же после прилета он отправится в Ново-Огарево — там, в своей загородной резиденции, во второй половине дня его будет ожидать Владимир Путин.


Принципиальная договоренность о встрече президентов в Москве была достигнута уже давно. Поэтому и в Москве, и в Ташкенте не склонны прямо связывать нынешнюю встречу с событиями, происходившими в Узбекистане в конце марта — начале апреля.


Можно быть уверенным, что в разговоре с Владимиром Путиным Ислам Каримов подробно изложит свое видение ситуации в Узбекистане. Скорее всего президент России согласится с основным тезисом коллеги: случившееся в Ташкенте и Бухаре — звенья одной цепи, проявления международного терроризма. Но если так, то рецепты борьбы с этим злом, выписанные в Москве или в Ташкенте, не должны сильно отличаться друг от друга. Реальная координация действий более чем назрела, и «собственные представления» о безопасности должны быть увязаны с общим вектором антитеррористической деятельности. Разумеется, исламский экстремизм узбекского образца имеет свою специфику и свои причины. Но вряд ли он настолько уникален, что противоядие ему можно изготовить только в Ташкенте”.


“Российская газета” выдает свою версию и утверждает, что Узбекистан по горло сыт нравоучениями западных финансистов и политиков и ищет поддержки у России.


Действительно, хронический застой между Россией и Узбекистаном был взломан летом прошлого года на саммите в Самарканде, родине Ислама Каримова. До этого Москва делала вид, что «солнечная» республика ее мало интересует, а официальный Ташкент нарочито дистанцировался от «имперского центра». На практике это привело к тому, что Узбекистан почти выпал из Содружества, позиции Ташкента и Москвы все больше расходились. Торговля между двумя странами замерла на уровне в миллиард долларов — в десять раз меньше, чем, скажем, у России с Белоруссией”.


Издание делает осторожный прогноз, что возможен и более масштабный прорыв. “Ташкент, как известно, отклонил все приглашения сначала в Таможенный союз, затем и в ЕврАзЭС, опасаясь, что не выдержит экономической экспансии более продвинутых партнеров. Сегодня ситуация изменилась. Без выхода на рынки соседей, без свободы для капиталов узбекская экономика рискует оказаться на мели. Если учесть, что у Ислама Каримова хорошие отношения с Леонидом Кучмой, то вполне реально, что Ташкент решит войти в экономический союз, который затеяли Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия. Для Ташкента это кардинальное решение многих проблем и шанс на будущее”.


По прошествии двух недель “Известия” подводят итоги трагических событий конца марта в Узбекистане. Заголовок статьи гласит “Жители Ташкента удивляются, что теракты не случились раньше”.


После описаний плачевного экономического положения населения и отсутствия политических свобод, корреспондент “Известий” так заканчивает свою статью:


Позиции исламских радикалов достаточно прочны. Однако их популярность — во многом следствие политики Ташкента. «Сегодня даже в Ферганской долине, где особенно много верующих людей, можно купить проститутку всего за два доллара. Женщины решаются пережить этот позор, так как иначе их дети останутся голодными. В этой ситуации я готов поддержать даже исламистов. Эти не будут по крайней мере брать взятки и воровать!» — приходилось слышать корреспонденту «Известий» от вполне светских узбеков. Нищета, дополняемая политическими репрессиями, рождает людей, которым больше нечего терять. В беседах с «Известиями» многие родственники политзаключенных признавались, что с радостью взялись бы за оружие, если бы им представилась такая возможность”.


***


При составлении обзора использованы материалы дайджеста «Центральноазиатские новости» от ИА «Фергана.Ру«