Даешь “крылья и силы”!

Или “плод” коллективного парттворчества превратится в простую бумагу

У политиков могут быть случайные связи с честностью,


но женятся они на власти.


Джеймс Борен


Политические партии Казахстана заявляют, что готовы отказаться от “войны компроматов” и административного ресурса в борьбе за голоса избирателей. И приглашают коллег и СМИ присоединиться…


Девять из девяти зарегистрированных партий страны подписались под Общественным договором (Хартией) о принципах цивилизованной политической конкуренции. Об этом вчера в алматинском Национальном пресс-клубе сообщили Максут Нарикбаев (движение “За правовой Казахстан”), Болатхан Тайжан (“Отан”), Булат Абилов (“Ак Жол”) и Гани Касымов (партия Патриотов). По словам одного из организаторов встречи, последним подписантом стала вчера партия “Ак Жол”. И дело, задуманное почти год назад, закончилось полюбовно. Теперь этот факт межпартийного согласия воодушевленные партийцы называют “исторической вехой”, “знаменательной датой”, “редким явлением” в политической жизни страны.


В “плоде” коллективного партийного творчества говорится, что добровольцы “подтверждают свою приверженность” законам, “категорически против использования грязных технологий, манипулирования общественным сознанием, эксплуатации низменных инстинктов и пороков, развязывания “войны компроматов”, распространения лжи и оскорбления личности”, также “категорически выступают против использования межконфессиональных проблем и вопросов…”. Кроме того, решительно осуждается “позорная практика подготовки и издания заказных” материалов в прессе с непроверенной, недостоверной или ложной информацией. Партии договорились сотрудничать в “пресечении любых форм незаконного финансирования политических партий…” и избирательных кампаний.


Как можно заметить, авторы соглашения своеобразно использовали обычно применяемый в подобных документах лексикон, позволивший избежать слова “обязуемся”. Впрочем, они прекрасно понимают, что Хартия, как выразился находившийся в пресс-клубе соратник Гани Касымова, есть “узда” только для партий, но не для власти. Активист ППК также обратил внимание коллег на то, что в документе сделан упор на электоральных процессах. “Что, значит, до выборов можно друг друга мочить и поливать грязью?” — поинтересовался патриот.


Понятно, что Хартия не законодательный акт, да и кровью подписываться не пришлось, и за ее нарушение оступившийся может быть наказан лишь презрением коллег. Советник зампредседателя партии “Отан” Болатхан Тайжан обратил внимание на то, что речь идет именно об этической стороне конкуренции и именно между партиями, а нарушение норм соглашения какой-либо партией покажет ее “лицо”. Было бы неплохо, считает он, если бы создавался правовой механизм регулирования отношений, но цель данной Хартии – все же межпартийная конкуренция.


По мнению лидера партии Патриотов, Хартия – только маленький мостик к обеспечению честных выборов, и ей нужно “придать крылья и силы”. Поэтому принципы Хартии должны срочно попасть в законы о выборах и средствах массовой информации, “иначе осенью она превратится в простую бумагу”, считает Гани Касымов. Кроме того, патриоты, не избалованные деньгами, обеспокоены тем, как объявленные принципы будут обеспечивать равенство доступа партий к государственным СМИ, в частности, “Хабару”. Г.Касымов признал, что документ неполный и к нему нужно принять еще один. Например, положение к Наблюдательному Совету Хартии, в котором партии могли бы указать власти на использование с ее стороны административного ресурса, финансового неравенства.


Сопредседатель “Ак Жола” Булат Абилов считает, что, несмотря на то, что Хартия подписана, придерживаться ее будут в основном оппозиционные партии. Как всегда, на стороне проправительственных и президентских окажутся административный и — медиа-ресурсы. “Было бы хорошо, если бы Хартию подписал сам глава государства, наш президент, являющийся членом партии “Отан”, — помечтал Б.Абилов. Но Б.Тайжан тут же заметил, что пока Н.Назарбаев выполняет обязанности главы государства, подобные партийные документы подписывать не может. В то же время ответ представителя “Отана” на вопрос замредактора “Ассанди-таймс”, обнародует ли “Отан” факты, если обнаружит, что власть работает на партию, вызвал смех аудитории. “Вы понимаете, если власть будет в пределах закона работать на эту партию, тут нет разговоров. А нарушения закона мы не сможем принять…” — произнес отановец.


В общем, видимо, “выдающемуся юристу” Максуту Нарикбаеву, как отозвался о ректоре КазГЮА Гани Касымов, придется еще какое-то время поработать над Хартией и сопутствующими бумагами.


Кстати, после презентации Хартии М.Нарикбаев провел еще одну пресс-конференцию по случаю создания Общественного объединения “Демократическая партия Казахстана”, которое он же и возглавляет. Своей социальной базой ДПК считает, в первую очередь, “юридическую общественность страны”. По словам М.Нарикбаева, прежде всего, “партия права и законности” будет заниматься правовыми вопросами, приводить национальное законодательство в соответствие с международным стандартом, что, возможно, потребует от нее “в какой-то мере” встать в оппозицию к власти.