Назарбаева “одолела болезнь Гобсека”, а “простая и наивная женщина” Сара Алпысовна искренне “страдает и переживает за семью”…

Спасти рядового…


Несмотря на то, что с мая 1945-го прошло более полувека, остались еще свидетели и участники тех событий, да и журналисты, помнящие об этом дне и размышляющие о том, что знает сейчас, и будет знать (или не знать) молодежь. Другое дело, что у ветеранов ВОВ, кроме военных воспоминаний, есть реальные ощущения — из жизни после войны… такие же горестные, как на войне.


9 Мая – “это единственный день, когда плачут настоящие мужчины”, — вспоминает журналист “Мегаполиса” Ахас Тажутов. Но “тогда они плакали, вспоминая своих погибших товарищей и все ужасы пережитого в годы войны. А теперь у них слезы зачастую появляются от унижений, которым их, престарелых людей, подвергают в различных кабинетах… от унижений, которые им приходится испытывать из-за нехватки средств на существование…”.


“Теперь таких мужчин в Отечестве не делают. И вообще, утверждают теологи, стал сегодня замес человечества слаб, жидковат”, — считает редактор “Столичной жизни” Олег Квятковский.


Так “почему наши победители живут хуже побежденных?” — этот вопрос задает “Начнем с понедельника”. Газета предлагает ответить на него общественным деятелям. Правда, конкретного объяснения не последовало, одни лишь признания в том, что “мы не много сделали для наших ветеранов”. Хотя все респонденты за то, что “ветераны и участники войны должны быть согреты властью, окружены вниманием и заботой”. Мажилисмен Т.Сисимбаев вообще считает, что наша “государственная казна может себе позволить их полное содержание”.


“29 апреля с.г. по каналу “Казахстан-1” в блоке новостей из Западно-Казахстанской области показали сюжет о ветеране ВОВ, который, переехав в 2001 году из глубинки в областной центр и встав на учет в качестве очередника на получение жилья на льготной основе, до сих пор мается без своей собственной крыши над головой, — пишет в “Мегаполисе” Ахас Тажутов. – Ответственное лицо из горакимата, к которому за разъяснениями обратились журналисты, сообщает, что он в том самом учетном списке сейчас занимает место где-то в пятой сотне”. То есть “за прошедшие годы ветеран, оказывается, продвинулся в очереди вперед на целые сто позиций. Если и дальше дело пройдет такими же темпами, он может надеяться на получение жилья где-то в 2018 году. Но при этом ему, не имея своего жилья, надо еще дожить по меньшей мере до 92 лет”.


Наверное, многие помнят, как где-то с месяц назад президент страны, посещая алматинский Дом ветеранов, пожурил стариков: мол, надо признать, что государство обеспечивает вас жильем уже по третьему кругу, так что квартирами вы уже обеспечили и детей, и внуков.


Журналисты опасаются, что вскоре война СССР с Германией покажется такой далекой и чужой. Есть опасность, что война “…станет восприниматься как неизвестная война и в странах СНГ… Потому что у некоторой части нашей молодежи уже не наблюдается трепета, священного трепета по отношению к победе в ней и к тем, кто принес ее ценою немыслимых жертв и страданий”, — пишет автор “Мегаполиса”. Но у нас еще есть “…шанс – повиниться, прощения искренне, от души попросить. У тех, кому слова “Великая Отечественная война” никогда не были чужой историей, пустым звуком. У тех, кто всегда жил лишь собственными, не заемными убеждениями, своим характером и биографией своей служили нам проводником из будущего в прошлое, посредниками между миром и войной, между чужими землями и собственной державой”, – пишет редактор “Столичной жизни”.


Между тем “Московский комсомолец в Казахстане” провела тематическое тестирование учащихся одной средней школы. Оказалось, что “наши дети знают план Маршалла, но ничего не помнят о партизанах, а Джугашвили считают Штирлицем”. Кроме того, журналисты выяснили, что “…война для детей отнюдь не стала категорически плохим действом. 23 школьника, к примеру, воспринимают ее как “борьбу за независимость и свободу”, одна ученица нашла в человеческой бойне “даже что-то героическое: “это жестокий мир людей, борющихся за выживание, за Родину, за счастье”, другой школьник думает, что “война – это борьба за свободу или из-за нефти”.


После таких изысков остается добавить цитату из статьи Сейдахмета Куттыкадама в “НсП” о том, что “мы не только третируем молодое поколение, но и лишили его ориентиров и перспектив, сделали его больным и агрессивным”. В общем, считает журналист, “власти создают мифические планы земного рая в будущем… и загоняют в гетто молодежь… Поэтому нам сейчас необходимо спасти молодежь и создать для этого специальную государственную молодежную программу. А для ее претворения надо использовать хотя бы часть многих миллиардов долларов, хранящихся в Национальном фонде. Только соединив разрывающуюся нить поколений, мы сохраним себя”.


Победитель на выборах один – 01-ый


“Наша беда сегодня в том, что темпы партстроительства в стране опережают темпы рождаемости”, – отозвался о плодовитости казахстанского партийного поля Сапа Мекебаев во “Времени”.


“В десятку”, — так характеризует пополнение на партийном поле страны “Соз”.


Легитимизация ДВК, с одной стороны, должна помочь партии воспринимать легче упреки в свой адрес, с другой, дает возможность СМИ, ранее исключавшим ДВК из своего эфира, снять информационную блокаду – все же признана. Вопреки радостному заявлению руководства ДВК, что в Казахстане нет радикальных партий, “Литер”, сообщая о регистрации ДВК, называет ее “партией радикальной оппозиции”. По мнению издания, “похоже, что стержневое требование послания президента об обеспечении всеобщей конкурентности активно внедряется…”.


“Мегаполис” считает, что этот “факт однозначно свидетельствует о том, что наша политическая жизнь приобретает устойчивую цивилизованную форму, которая представляет собой залог демократического развития”. Но еще больше издание радует то, что “если раньше политические процессы в Казахстане сильно зависели от мнения международной общественности (ОБСЕ, Конгресс США), то теперь их основным флюгером являются общественные настроения и деятельность гражданских институтов”.


По мнению “Соз”, “регистрация ДВК – это доказательство того, что народ может побеждать, отстаивать свои конституционные права, добиваться исполнения своей политической воли”.


Скорей всего, ДВК присоединится к Хартии о принципах цивилизованной конкуренции, подписанной на днях девятью партиями. К слову, по поводу самой Хартии высказались сегодня многие газеты.


У “Литера” “вызывает сомнение” то, что с подписанием этого документа “средства массовой информации, фактически принадлежащие руководителям ряда партий, а также ангажированные с ними, будут заниматься исключительно пропагандой “своих”, не обижая “чужих”. В то же время, размышляет газета, “какое “ноу-хау” в таких условиях могут предложить рекрутированные зарубежные (по некоторым сведениям, российские и украинские) политтехнологи, закаленные у себя на родине в боях, проходящих со всей классовой ненавистью и таким пропагандистским задором, для которого “черный пиар” и война компроматов – не гвоздь, а лишь часть программы”.


Аналитик центра “Репутация” Николай Кузьмин в “Столичной жизни” говорит, что “документ невозможно реально использовать даже при общем желании. К любой его строчке нужна добавка – “если это не противоречит законам РК”. Также он считает, невозможно доказать, что положения Хартии нарушила партия и нельзя заставить все СМИ подчиняться принципам этого соглашения, за исключением партийных. “Зато… можно в таких нарушениях чохом и громко обвинять сразу все “партии власти”. Если, к примеру, телеканал “Хабар” применит “грязные технологии”. Означает ли это, что такие технологии реально применяет партия “Асар”? Или какая-то районная газета, где юридическим владельцем является журналистский коллектив, применит запретный прием. Какие к ней возможны санкции. Был бы жив сейчас Нуршин, он продолжал бы выпускать газету все в том же ключе. Ведь он же – не партия, Хартию не подписывал… Но партийным газетам подобная Хартия набор приемов ограничивает”.


“И тем не менее победитель в предстоящем политическом тотализаторе уже известен”, — заключает “Литер”. – “Это президент Н.Назарбаев, вновь продемонстрировавший высочайший класс политического искусства, в основе которого скорее не чутье гроссмейстера, а присущая ему ответственность за судьбу страны”. Перечислив последние события, показавшие, по мнению газеты, мастерство президента, “Литер” считает, что “все это просто не может не вызвать хоть и вынужденные, но признательные аплодисменты оппонентов”. Единственным спорным вопросом, наверное, между политическими элитами может быть то, что на самом деле подвигло Н.Назарбаева на демонстрацию методов “политического искусства”.


Их ответ Ертысбаеву


“Соз”, обидевшись на “унизительные характеристики” отдельных партийных боссов и политиков, данные советником президента Ермухаметом Ертысбаевым в недавнем интервью в “Нави”, предоставила первым возможность ответить.


На предположение советника, что между акжоловцами “будет свара очень большая, они между собой не договорятся никогда”, так как трое из них “мнят себя президентами”, отозвались сразу три сопредседателя “Ак Жола”. По словам Алтынбека Сарсенбаева, если раньше он относился к некоторым заявлениям Е.Ертысбаева серьезно, то теперь предпочитает их не комментировать. И “если у Назарбаева такие советники, то президенту никакая оппозиция не нужна”. Алихан Байменов считает, что “комментировать подобные высказывания – значит поддерживать стремление выдавать желаемое за действительное”. Булат Абилов тоже не желает отвечать советнику, “потому что Ертысбаева трудно назвать кем-либо, особенно советником”, однако акжоловец все же сделал выпад: по его словам, президентский советник — “самовлюбленный человек, кайфующий сам от себя”.


Председатель президиума политсовета ДВК Асылбек Кожахметов (Е.Е.: “наверное, кто-то сказал, что он невероятно удачно сочетает в себе Березовского и Наполеона одновременно”) вспомнил: “не прошло еще и года, как он в одном из интервью сказал, что он считает Кожахметова одним из лучших менеджеров Казахстана”, и если “через год он меняет свое мнение, то можно задуматься, стоит ли вообще обращать внимание на “эпитеты” так называемого советника”.


Заманбек Нуркадилов, которому, по мнению Е.Ертысбаева, придется ответить за свои слова, когда выяснится, что президент не причастен к “Казахгейту”, ответил: “Я одно знаю, что к этому времени Назарбаев президентом не будет”. З.Н. “уверен, что “Казахгейт” — это цветочки, ягодки еще впереди”.


На этом З.Нуркадилов не остановился, и в комментарии к случившемуся на первомайском митинге сказал, что у главы государства “феномен психологии бедняка” и “с тех пор, как Назарбаева одолела болезнь Гобсека, страсть к богатству, он потерял всякие чувства”. О супруге президента собеседник “Соза” высказался сочувствующе: “Я знаю, например, что Сара Алпысовна – простая и наивная женщина, она действительно страдает и переживает за семью искренне”.