Заслуживает ли эта страна хорошего руководства?

Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

Смерть Асхата Шарипжанова: вопросы без ответов


Агентство Associated Press передало в пятницу: «Сотни журналистов и деятелей оппозиции в пятницу отдали последние почести известному казахскому журналисту, который умер после того, как его сбила машина. По их мнению, авария могла быть подстроена властями. 40-летний Асхат Шарипжанов, редактор популярного информационного сайта «Нави», умер во вторник в результате травм, полученных, когда в минувшую пятницу он был сбит машиной в казахской коммерческой столице Алматы. Полиция сообщила, что он пересекал улицу в неположенном месте на красный свет«.


В репортаже напоминается о том, что в адрес Асхата поступали угрозы, а сайт «Нави», являющийся одним из наиболее популярных сетевых источников независимой информации в Казахстане, в последние годы подвергается давлению со стороны власти за критические публикации.


Днем ранее в другом материале АР, который попал на страницы Moscow Times, приведены слова Заманбека Нуркадилова, который прямо обвиняет в случившемся власти. Однако получить комментарии по этому поводу в администрации президента автор публикации Багиля Бухарбаева не смогла, поскольку, как ей сообщили, все сотрудники сейчас находятся в отпуске


О том, что причиной подозрительной смерти журналиста могло стать интервью с Заманбеком Нуркадиловым, информирует и радио «Свобода»: «Шарипжанов брал интервью у ведущих игроков на политической сцене Казахстана — главным образом, деятелей оппозиции. Он также расследовал коррупционные скандалы и говорил, что нередко являлся объектом угроз. А на момент инцидента он готовил к публикации статью о Заманбеке Нуркадилове… Нуркадилов и Шарипжанов договорились встретиться 18 июля для проведения заключительного интервью перед завершением статьи«.


Не менее сенсационным обещало быть и другое интервью — с министром информации Алтынбеком Сарсенбаевым. Вот что сказал по этому поводу сам Сарсенбаев сотруднице казахской редакции радио «Свобода» — радио «Азаттык» Дие Кенесовой:


— В прошлый четверг мы с ним встречались в 6.15 вечера, просидели до половины восьмого. У нас был обстоятельный разговор. Сначала общая беседа, а потом конкретно интервью, а после интервью еще беседа. Это было предельно откровенное интервью. Асхат даже в конце сказал, что по уровню откровенности у него очень редко бывают такие беседы. Он был очень доволен.


Корреспондент радио «Азаттык» вновь задает вопросы, на которые нет ответа: «Куда исчез диктофон, где были записаны сенсационные, по словам самого Асхата, интервью с Заманбеком Нуркадиловым и Алтынбеком Сарсенбаевым? Где ключ с лазерной насечкой от входной двери в редакцию «Навигатора»? Кто стер из личного компьютера Асхата все файлы, датируемые 16-ым июля? По словам коллег по редакции, в тот день Асхат занимался расшифровкой этих интервью. Наконец, почему полицейские, медики и водитель автомашины «Мицубиси-Галант» дают разные версии произошедшего дорожно-транспортного происшествия вечером 16 июля на перекрестке улиц Абая и Ауэзова. Кстати, до сих пор не найден и случайный свидетель по имени Ильяс, который в ту трагическую ночь неизвестно откуда нашел номер домашнего телефона Асхата и сообщил его младшему брату, что Асхат Шарипжанов попал под машину, убегая от людей, которые избивали журналиста«.


В заключение хочется привести еще одно мнение, которое высказал директор Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис:


— Уходят личности в мире журналистики. И уходят совершенно не вовремя. В 40 лет человек с большим количеством планов, один из ярких представителей казахстанской журналистики ушел, и в этом смысле осиротели многие из нас, потому что нас стало меньше. Тех, кто придерживается определенных принципов, определенных представлений о жизни, определенных нравственно-моральных ценностей, в серьезном смысле этих слов.


Предвыборная кампания набирает обороты


Набирающая ход предвыборная кампания вызывает определенный интерес зарубежных СМИ. На минувшей неделе в их поле зрения попали сразу несколько событий, в числе которых предвыборный альянс трех оппозиционных партий и первое место Дариги Назарбаевой в списке «Асара».


Информация о создании предвыборной коалиции тремя ведущими оппозиционными партиями страны попала на ленты нескольких информационных агентств, включая Reuters и Associated Press. О подписании объединительного меморандума представителями Коммунистической партии Казахстана, «Ак Жола» и ДВК рассказывает и сайт радиостации «Голос Америки». Отмечается, что, «согласно документу, партии договорились объединить усилия и координировать их действия с целью бросить вызов партии «Отан», основанной президентом Нурсултаном Назарбаевым, и партии «Асар», возглавляемой его старшей дочерью Даригой«.


«Немецкая волна» также информирует о консолидации усилий трех оппозиционных партий на период предвыборной борьбы. Достигнутые договоренности предполагают согласование кандидатур по одномандатным округам и последующую взаимную поддержку. Корреспондент Анатолий Вайскопф указывает на то, что «партии, подписавшие меморандум, имеют разную политическую ориентацию. «Ак Жол» в основном представляет интересы национальной буржуазии, в составе радикально-оппозиционного Демократического Выбора Казахстана больше всего представителей мелкого и среднего бизнеса, а коммунистов традиционно поддерживают малообеспеченные слои населения и люди пенсионного возраста«. Впрочем, различие в идеологической базе не помешало политикам. Вот как видит объединяющие моменты единой платформы Булат Абилов:


— Это и конституционная реформа – переход от суперпрезидентской к президентско-парламентской республике. Это и ситуация с тем, что нужно увеличить количество мест в парламенте, нужно выбирать акимов. Нужны реально независимые СМИ. Не должно быть политических заключенных. В том числе Галымжан Жакиянов должен быть освобожден. То есть это целый комплекс вопросов, которые нас сегодня волнуют, волнуют ДВК, волнуют коммунистов.


Булат Абилов не исключил присоединения к социал-демократической партии “Ауыл”, представляющей интересы мелких фермеров и наемных сельскохозяйственных рабочих.


Подписанты вновь заявили о неприятии электронной системы голосования и пригрозили возможностью бойкота выборов в случае ее введения. Однако, как отмечено в материале радиостанции, Нурсултан Назарбаев, выступая в среду перед руководителями ведущих казахстанских СМИ, по поводу новой электронной системы голосования, заявил буквально следующее: «Кто бы как ни кричал – будем вводить«…


Британская служба ВВС замечает, что приоритеты предвыборного блока включают и децентрализацию власти, которая нынче, по словам представителей блока, сконцентрирована в руках президента Нурсултана Назарбаева. В данном материале также цитируется Булат Абилов. На этот раз приведены его слова о том, что «оппозиция могла бы добиться победы, если бы имела место справедливая конкуренция и был равный доступ к средствам массовой информации«. Лидер «Ак Жола» назвал абсурдной ситуацию, при которой СМИ Казахстана говорят только о партиях «Отан» и «Асар».


Другим важным событием минувшей недели стало появление в качестве первого номера предвыборного списка партии «Асар» Дариги Назарбаевой. Информацию АР на эту тему публикует газета Moscow Times. Как напоминает автор статьи, «создание в октябре 2003 года партии «Асар» («Всем миром») породило спекуляции о том, что это входит в планы президента по установлению династического правления«. К тому же «ранее Назарбаева заявляла, что не будет добиваться места в парламенте«.


В материале говорится, что в минувший понедельник один из наиболее решительных оппонентов президента Заманбек Нуркадилов предупредил о возможности досрочной отставки Нурсултана Назарбаева и передачи его полномочий дочери. По словам Нуркадилова, «предстоящие парламентские выборы — фактически президентские выборы«. Оппозиционер предсказывает такой вариант развития событий: сначала Дарига избирается в Мажилис и получает должность спикера этой палаты, которая является второй по списку на случай отставки президента после спикера Сената. Затем руководитель Сената отказывается занять кресло главы государства и перед Назарбаевой открыта дорога к президентству. В заключение материала сказано, что сама Дарига Назарбаева отказалась обсуждать возможности получения поста президента, утверждая, что она поддерживает своего отца.


Выйдет ли на свободу Галымжан Жакиянов?


Как уже было сказано выше, среди пунктов, по которым объединились три оппозиционные партии, значится и освобождение Галымжана Жакиянова. Агентство IRIN цитирует слова одного из лидеров ДВК Асылбека Кожахметова: «Я твердо уверен, что он будет освобожден«. Далее автор материала говорит, что «Жакиянов, которого радикалы из ДВК рассматривают как политического заключенного, может быть выпущен в следующем месяце в результате продолжительного давления со стороны правозащитных организаций и правительства США«.


То, что такое давление имеет место, и уже далеко не в первый раз, подтверждает и представленная на сайте Госдепартамента США стенограмма пресс-конференции помощника Государственного секретаря США по делам Европы и Евразии Элизабет Джонс (пресс-конференция состоялась еще 16 июля, во время визита Джонс в Казахстан, однако материал появился на сайте Госдепа 22 июля). Вот выдержки из этой стенограммы, касающиеся ситуации с Галымжаном Жакияновым:


ВОПРОС: Обсуждался ли во время вашего визита вопрос об освобождении Жакиянова?


ДЖОНС: Да, я поднимала здесь этот вопрос. Мы регулярно поднимаем этот вопрос по линии посольства. Я поднимаю этот вопрос во время своих визитов в посольство Казахстана в Вашингтоне. Это для нас важный вопрос, и я думаю, что ответ Казахстана лучше всего охарактеризовать следующим образом — существует понимание того, что этот вопрос имеет большое значение для всего международного сообщества.


ВОПРОС: Предпримите ли вы какие-либо действия, если Жакиянов не будет освобожден до 2 августа?


ДЖОНС: Мне бы не хотелось предвосхищать события. Несомненно, этот вопрос обсуждается, но с моей стороны было бы неправильно в данный момент пытаться спрогнозировать возможную реакцию на ту или иную гипотетическую ситуацию.


Что касается предстоящих выборов и возможного наследования власти в Казахстане, то по этому поводу Джонс заявила следующее: «США не верят в возможность наследования государственной власти. Для нас и для Казахстана очень важно — и мы постоянно слышим это от казахстанских государственных деятелей, — чтобы по окончании срока пребывания у власти Президента Назарбаева в стране прошли свободные и честные президентские выборы. Мы в США также не исключаем возможности того, что Президентом станет кто-то из членов семьи действующего Президента. Это произошло в США; но это должно быть сделано посредством свободных и честных выборов, а быстрый путь во власть кому-либо из родственников действующего Президента должен быть закрыт«.


Представительница американской дипломатии считает, что в ситуации с демократией в Казахстане достигнут «огромный прогресс«. Но в конце пресс-конференции она произнесла довольно любопытную фразу: «Эта страна заслуживает хорошего руководства«.


У нас есть свой Хемингуэй и профессиональная на 40 процентов армия



Среди неполитических событий минувшей недели вкратце остановимся на следующих. Газета Miami Herald поведала об участии в конкурсе двойников Эрнеста Хемингуэя представителя Казахстана Владимира Маликова (фото агентства Reuters). В американский городок Кей Вест он смог прибыть из Алматы благодаря гранту в 1400 долларов США, выданному фондом Сороса. Кроме того, для осуществления мечты 66-летнему пенсионеру пришлось распродать кое-что из собственного имущества и просить помощи у друзей.


Маликов, удивительно похожий на знаменитого писателя, не говорит по-английски, но очень полюбил американскую пиццу. Его пенсия ныне составляет 60 долларов в месяц. На всю поездку он взял с собой 500 долларов наличными. В отличие от Хемингуэя, он не пьет и не курит, а трубка в его зубах наполнена не табаком, а тканью — это всего лишь сценический костюм.


Два года назад Маликов прочитал об этом конкурсе в газете и задался целью попасть на конкурс. Самого Хемингуэя он читал с молодости, а любимым произведением называет книгу «Старик и море».


Победитель конкурса двойников Хемингуэя 1997 года Барт Бартон рассказал, что среди участников конкурса были жители Бразилии, Германии, Ирландии, Южной Африки, но никогда не было никого из Казахстана.


Столичная Washington Times рассказывает о намерении Казахстана перейти к более профессиональной армии. В 2007 году 65 процентов состава вооруженных сил должны составить контрактники. Министр обороны Мухтар Алтынбаев сообщил, что к этому времени правительство вновь намерено вернуться к этому вопросу и рассмотреть проблемы и препятствия на пути формирования вооруженных сил. Тогда же будет решен вопрос о возможности увеличения доли служащих по контракту. По словам министра, подобные преобразования «позволят улучшить качество боевой подготовки и повысить боеспособность армии«.


В настоящее время количество контрактников составляет 40 процентов, причем в их число попадают солдаты, прошедшие двухлетнюю службу. Отмечается также, что ныне средняя зарплата контрактного служащего — 170 долларов в месяц.


***


© Есен Смагулов. Перепечатка этого материала возможна только с разрешения автора



smagulove@mail.ru