Ни слушать, ни петь не умеем

Вот и отшумели фанфары 15-го по счету конкурса “Азия Дауысы”…

Из песни слов не выкинешь.

Но можно выкинуть песню.


Вот и отшумели фанфары 15-го по счету конкурса “Азия Дауысы”. Ликвидированы последние следы пиршества – обертки из-под “Сникерсов” и бутылочки с остатками “Коки”. Душа же, словно после великого перепоя, требует соленого огурца. В принципе, все логично и закономерно. В очередной раз продемонстрированное конкурсом лицо отечественного шоу-бизнеса, увы, опять оказалось лишенным индивидуальности и ярко выраженных привлекательных черт. Все то же болото, все та же рутина, в которой вольно или невольно тонет и 15-миллионная аудитория казахстанцев.


Хотя, если говорить откровенно, при таком “мелководье”, явно ощутимом на казахстанской эстраде, по-своему правы и те, кто считает творческие потуги молодых побегов попсы неким “уровнем”, стартовой чертой в неизведанное будущее. “Сказка для Золушки” или завоевание российского эстрадного небосклона Юрием Лозой, Виктором Цоем, “А-студио”, “Мюзиколой” создали некий миф благополучности. Но на деле даже от грандиозного проекта “Superstar.kz”, имевшего целью по признанию его отца-вдохновителя Актана Суюншалина “оживить болото”, веяло плесенью. Начавшийся за здравие проект закончился многочисленными скандалами и разборками. В итоге от новой вехи развития отечественного шоу-бизнеса вновь остался лишь пшик, внешний лоск и кастрюльная позолота. Не доведя “междоусобицу”, разразившуюся между участниками “Superstar.kz”, до логического конца, организаторы проекта объявили второй гон. Но на толчок, способный вытеснить казахстанскую эстраду со дна около культурной жизни, учитывая предыдущий опыт, рассчитывать уже не приходится. Главное, чтобы новые звезды в стадии дележа денег и славы не взялись теперь за автоматы. Хотя, это, наверное, было бы неплохим стимулом к активным действиям. Сейчас же, увы, мы от стадии реанимации входим в период реабилитации, потом вновь впадаем в агонию, после которой остается лишь одно – свесив лапки ждать, что ситуация вырулится сама по себе.


К сожалению, приходится констатировать, что казахстанская фабрика звезд все чаще и чаще стала производить некачественный товар. Если раньше хоть один номинант таких престижных конкурсов, как “Азия Дауысы” и “Жас Канат” выбивался в люди, то теперь нам впору заложить братскую могилу безымянной славы. Новые звезды, словно мотыльки, отпорхают один праздный вечер и канут в пучину неизвестности. Кто-то из них потом успешно поет в ресторанах (поговаривают, что и в сауну можно вызвать такую певичку), кто-то, забив на все, ищет себя в иной сфере, и лишь единицы с упорством, достойным лучшего применения, продолжают продираться к Славе через непроходимые джунгли отечественного шоу-бизнеса. Но даже если они и достигнут заветной цели, госпожа капризная Фортуна навряд ли им преподнесет поднос с лакомыми пирожками, скорее уж подсунет горшок с неаппетитным содержимым.


Через такой, пардон, пердимонокль, прошли многие казахстанские исполнители, включая и динозавров сцены, таких как Роза Багланова, Бибигуль Тулегенова, Роза Рымбаева, Нагима Ескалиева. Несмотря на истинный талант, на стремление постоянно самосовершенствоваться, литавры счастья пробили под их окнами лишь на склоне артистической карьеры. Бытовая неустроенность и шлепки по причинному месту (по крайней мере в этом, заливаясь краской, когда-то прилюдно созналось Роза Тажибаевна) сопровождали и их. Но тогда было другое время, и порядочность ценилась превыше всего. Сейчас же шлепки можно и не заметить, если “пощипыватель” в качестве компенсации расплатится с “жертвой”, к примеру, новым клипом. Хотя, это я, конечно, загнула, такие невинные шалости стоят куда более дешево, примерно столько, сколько ночь любви с жрицами с улицы Саина. Впрочем, мораль тут — дело второстепенное. Главное, что, несмотря на всевозможные барьеры, которые преодолевало казахстанское искусство середины прошлого века, оно ни на минуты не переставало быть искусством. Как говорила когда-то все та же Роза Багланова, “лучше иметь хорошую голову, чем красивую попу. Все, что сделано посредством “ниже пояса”, – недолговечно”.


Ныне же… Как в одном из своих интервью призналась солистка группы LeLoo — “главное, чтобы была скрипелка, пыхтелка и качало толпу. Они ведь все аморфные, так что, по большому счету, толпе по барабану, кто и что поет. “Живая” же банда: с гитарами, духовиками, ударниками — оказывается никому не нужна”. Что верно, то верно. Однажды случайно попав на молодежную тусовку в “Stars club”, мне довелось лицезреть дивную картину. Рокенрольная команда “Мотороллер”, знаменитая тем, что сам БГ приглашал ее подшаманить в Москву, вынуждена теперь дарить свое искусство между сеансами заунывного стриптиза. Причем младое племя, наплевав на “живой” звук, предпочла предаться обуявшему ее экстазу под “кислотное” тарахтение. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет. Так было, и так будет всегда. Но стоит ли стяжателям на ниве отечественной попсы сползать до уровня прыщавых юнцов, желая урвать свой кусок пирога? Вопрос, конечно, риторический.


А все от того, что скучно живем, братцы кролики. Я, конечно, не призываю проповедовать с музыкального амвона идеи не перепетого еще никем Филлипа. Площадная ругань и разговоры о резкой смене ориентации способны расшевелить кого угодно, но навряд ли подобный эпатаж станет выходом из лабиринта. А делать что-то надо, ибо продолжать быть пятой лебедью у седьмого пруда при нашем –то потенциале не просто обидно, но и не простительно. Пока что, несмотря на возгласы протеста, шоу-бизнес отечественного разлива продолжает оставаться для его вершителей хобби. Даже до уровня соседней России, нам, решившим не мелочиться, а сразу ориентироваться на европейские стандарты, ой как далеко. Музыка с брэндом “kz” не интересна ни Западу, ни Первопрестольной, ни, честно признаться, нам с вами. Ради “прикола” и вуйареистского интереса еще куда ни шло, но чтобы расценивать все эти “там-тарарам”, снабженные этническими мотивами, серьезно – просто глупо. Что же касается таланта, то местами он, конечно, кое-где проглядывает – группа 101, Батыр, та же Дильназ Ахмадиева, но без должной финансовой опоры он больше походит на добротную художественную самодеятельность в колхозном клубе. И чтобы там ни говорили о вековых традициях песенного искусства, которыми, безусловно, богат Казахстан, культуру нельзя унаследовать. Ее можно только завоевать. Только вот найдутся ли Александры Македонские?