Халел Турегалиев “Вся оппозиция сейчас должна работать на одного человека”

Халел Мухитович Турегалиев, председатель “Союза ветеранов Чернобыля” Республики Казахстан, кавалер ордена “Айбын” и медали “Г.К. Жукова” — финансист.


С Халелом Мухитовичем мы беседовали и раньше, и как с политиком, и как с общественным деятелем. Но недавно, во время одного городского мероприятия, в неофициальной беседе со мной он стал негативно высказываться о результатах прошедших выборов. Естественно, я как журналист не могла не предложить г-ну Турегалиеву дать интервью. К моему большому удивлению, он с легкостью согласился.


***


— Халел Мухитович, в самом начале предвыборной кампании на прошедших выборах в парламент вы говорили о том, что борьба идет честно, а заявления многих оппозиционных партий и отдельных кандидатов об использовании партиями “Отан” и “Асар” административного ресурса — это всего лишь их попытка набрать политические очки. Как вы сегодня можете оценить прошедшие выборы?


Прошедшие выборы, к моему глубокому сожалению, прошли намного грязнее, чем даже выборы 1999-го года. Все заявления оппозиции, как радикальной, так и мягкой, оценка итогов выборов международными организациями, заявление Жармахана Туякбая о массовых фальсификациях оказались обоснованными.


Было и использование грязного административного ресурса, и массовое давление на избирателей.


— Почему же вы не выступили с таким заявлением раньше?


— Я надеялся, что власть все же остановится и не зайдет так далеко, и в конце концов вступит в диалог с оппозицией. Истина всегда рождается в спорах, но этого, увы, не случилось. Хотя внешне власть вроде демонстрирует готовность к такому диалогу сначала в виде ПДС, а теперь НКВД.


ПДС ушло в небытие, сейчас администрацией президента создана так называемая НКВД, это, конечно, шаг к конструктивному диалогу, но сделанный несвоевременно. На данном этапе, по-моему, диалог уже невозможен, он был наиболее вероятен в канун выборов. Я понимаю, что администрация все равно “продавила” бы эти выборы, но надо было делать это не с такой открытой фальсификацией, паритет в парламенте должен быть. Это бы выглядело более демократично и цивильно.


Вообще на постсоветском пространстве достигли демократии только прибалтийские государства и сейчас Украина. У нас же явка избирателей составила лишь около 25%, в столице государства — 26%.


— Вы баллотировались по 16-му округу в Таразе, какие явные нарушения были там?


Я не открою ничего нового, если скажу, что учителя, которые в основном были членами участковых избирательных комиссий, занимались фальсификацией. Понимаю, на них давили и даже угрожали, но какое поколение они воспитают, если сами преступают закон. Они мне говорили: “…вы меня извините, я не хочу лишаться работы…”. Я им объяснял, что всех не пересажают, всех директоров не уволят, и всем детям, чьих родителей заставляют голосовать за такого-то кандидата, двойки не поставят и на осень не оставят, что их есть кому защитить. Но весь наш менталитет — подчинение и преклонение перед чиновниками. Все боятся.


…И ведь не без оснований?! Кто бы их защитил, если даже сама оппозиция, которая призывает людей к тому, чтобы они способствовали борьбе с государственным беспределом, сами же боятся выйти на митинг, ждут санкций…


— Да, это неправильно. Надо было дать возможность народу после этих выборов сказать свое мнение, пусть бы это произошло в сквере возле кинотеатра “Сары-Арка” или по дороге на Бутаковку, или на Каскеленской трассе, на Кулджинской… А власть должна была ответить.


Но ведь даже после заявления третьего человека в государстве никакого ответа ни со стороны исполнительной власти, ни со стороны администрации президента, ни со стороны лично президента и его команды не последовало.


— Однако президент на месяц раньше издал указ о том, что к работе приступает новый парламент, это тоже своего рода ответ — хватит, мол, возмущаться, парламент новый выбран — и точка.


—Внятного-то ответа не было, и это опять же не украшает наше государство. Что решал этот месяц? Ничего! Вновь принятый бюджет на 2005 год новым депутатским корпусом не легитимен с правовой точки зрения. Это посмешище! И над нашим государством сейчас смеется все мировое сообщество.


— Какой выход?


— Сейчас виден хотя бы путь к этому выходу. Например, сбор оппозиции в Лондоне, призыв Акежана Кажегельдина объединиться всей оппозицией под эгидой “Ак жола”. Однако, акжоловцы хотят мягкой борьбы, они не хотят “драки” в хорошем смысле, не революционном. Еще великий Джефферсон говорил: “Власть — это борьба за электорат”. Последние выборы опять показали, что как власть, так и оппозиция не думают о народе. Из них никто ведь не пошел в народ. Борьба за голоса идет по классическому принципу “от двери к двери”, “от двора к двору”. Этот метод, увы, практически не использовался. В Советское время были агитаторы, а сейчас этого нет, все сводится только к давлению через СМИ, билбордам, оклеиванию заборов и микрофонам в автобусах. Но это не предвыборная агитация. Настоящая агитация должна проходить в беседах с избирателями, пусть это сначала будет 10-15 человек, которым кандидат разъяснит свою позицию и платформу. Надо объяснять каждому, что его голос имеет очень большое значение, чтобы каждый человек чувствовал свою ответственность за то, что он тоже управляет государством.


Как политик, как гражданин этого государства я могу сказать только то, что мне сейчас очень больно смотреть на то, что происходит.


— Но государство все же проводит реформы, готовит большую социальную программу…


— Это популизм чистой воды. Элементарно, уже три года обещают в пять раз увеличить зарплату бюджетникам, в том числе учителям, врачам и д.т. На протяжении несколько лет обещают оградить их от давления акимов и “акимчиков” — где это все?!


Президент перед всем народом говорит об увеличении их заработной платы и тут же выступает министр, говоря о том, что “…нет у нас таких денег”. Они хотя бы договаривались заранее, что ли… И такие заявления на протяжении более десяти лет звучали сотнями.


Проблема в другом. У нас развивается экономика, я знаю это как финансист, но все социальные программы “мертвые”. Всему голова политика! В государстве с процветающей экономикой люди будут нищенствовать до тех пор, пока не станут в унисон работать три главных принципа: политика, экономика и социальная сфера. А этого не случится, пока нет демократии, — вот такой замкнутый круг у нас.


— Кстати, у партии “Асар” ведь как раз вся предвыборная платформа была построена на способах повышения социального уровня нашего населения…


— Начну с того, что выборная агитация партии “Асар”, как и “Отан”, началась задолго до официального объявления начала предвыборных кампаний, что противозаконно. В эфире государственного телевидения они показывали, что “Асар” — единственная партия, которая защищает все слои населения, ветеранов, инвалидов, что всем миром построим дома. Это все блеф. Это — агитация, борьба за электорат, борьба через средства массовой информации.


— Не боитесь говорить так, ведь Алтынбеку Сарсенбайулы уже предъявили иск за его выступления против “Хабара”…


— Это факт! Шло использование громадного административного ресурса, здесь использовались государственные деньги. “Хабар” содержится за счет налогоплательщиков из государственного бюджета.


А по поводу дела, на которое вы намекнули, скажу, что юристы “Хабара” допустили очень большую ошибку, подавая этот иск на Сарсенбайулы — они вырыли яму для себя. Зная Алтынбека Сарсенбаевича лично, я могу уверенно заявить, что он “разотрет” юристов “Хабара” в порошок. Можно даже не сомневаться, что он выдаст все те факты, которые он собрал за девять лет, пока занимал должность министра информации.


Он в своих интервью отмечает, что не надо трогать того, кого не надо, при этом особо отметил, что “…когда меня бьют, я буду обороняться”. Он поступает правильно. Мне странно, что руководство “Хабара” и “Асара”, я не буду называть конкретные фамилии, настолько опустилось, что на ровном месте начинает создавать себе проблемы. Заметьте, не Алтынбеку Сарсенбаевичу, не оппозиции, а себе. Они, наверное, забыли, что у палки два конца и бьет она больно.


— Уже идут разговоры о том, что этим судебным слушаниям дочь пытается подставить своего отца…


— Я думаю, что это постановка “аппарата” и людей, близких к Дариге Нурсултановне. Они хотят дискредитировать своего лидера, как лидера партии, как гражданина РК, это, по-моему, идет “подковерная” игра около Дариги Назарбаевой. И я не удивлюсь, что это была какая-то спланированная акция.


— По-вашему, ее подставили?


— Не исключено. Ведь борьба за президентское кресло уже началась…


Считаете, что президентские выборы пройдут демократично?


— Последние события на Украине и других государствах — это и Грузия, и Азербайджан, и Белоруссия, а сейчас движения начинаются в Киргизии, настораживают как власть, так и оппозицию, они дают определенные уроки. Я уверен, что и администрация президента не сидит сложа руки.


Они почувствовали, что пришла пора оппозиции — пора принимать цивилизованные меры, они уже не могут использовать свои “любимые” методы — подвести всех под тюремную скамью или дискредитировать через сбор компроматов.


Перед предстоящими выборами диалог между властью и оппозицией просто необходим, и на этот раз инициатива должна идти от власти. Это необходимо для нашего общества. Нам сейчас нужен гражданский консенсус, иначе начнутся кровь, война и баррикады.


— Вы считаете это возможным?


  • Конечно. И так уже сделано много глупостей.

Что мы наблюдали, когда начал свою работу новый парламент? У нас по Конституции депутат подотчетен только народу, но не президенту, а Нурсултан Назарбаев открыто дает депутатам задания, как и над чем они должны работать.


А, то, как он поступил с предыдущим парламентом, очень возмутило общество. Сейчас если сравнивать власть и оппозицию, выигрывает, конечно, оппозиция. Выиграет ли наше общество — остается, конечно, вопросом.


— Власть так и продолжает показывать, кто в доме хозяин… Ведь “Ак жолу” отказали в проведении референдума…


— При всем моем уважении к руководству “Ак жола”, я хочу сказать, что нельзя наступать на одни и те же грабли несколько раз. Первая инициатива о проведении референдумов исходила не от них, а от лидеров ДВК. Тогда Галымжан Жакиянов выступил с таким призывом, и к чему это привело?! К тому, что ЦИК все это отклонил. По-моему, это холостой ход “Ак жола”, хотя они люди грамотные. И так считают многие, и Заманбек Нуркадилов, и г-н Масанов, и т.д. У “Ак жола” остается менталитет мягкой оппозиции. Они бы выиграли, я оговорюсь сразу, что не призываю к революции, но им надо было призвать народ, чтобы он высказал свою точку зрения. Хороший пример показал Заманбек Калабаевич 1 Мая. И вообще везде и всегда, напомню, смена власти и революция проходили путем стычек. Не дай Бог, конечно, кровопролития. Но добровольно никогда никто свою власть не отдавал — это не “царь” Борис Ельцин.


— Вы представляете одну из крупнейших ветеранских организаций, неоднократно выступали, обращались с заявлениями к депутатам, в администрацию президента с тем, чтобы ветераном вернули льготы. Этого, как известно, не произошло. Собираетесь ли вы отстаивать свои права дальше и обращаться в новый парламент, хотя вы и не признаете его легитимным?


— Начну с того, что в Казахстане сейчас три ветеранских организации: ветераны войны, воины-интернационалисты и воины-ликвидаторы. Мы являемся такими же гражданами своего государства, как все остальные. Такие же организации есть и в других странах СНГ. За последние пять лет мы сделали очень много заявлений, вносили свои предложения, давали массу нареканий в адрес нашего правительства, и особенно в адрес Министерства социальной защиты, но никто не прислушивался. Мы никому не нужны, просто брошены на произвол судьбы. Что такое замена льгот мизерными госспецпособиями?!


Когда мы ликвидировали аварию на Чернобыльской АЭС, мы защищали весь Советский Союз, и наш Казахстан в том числе, ценой своего здоровья и ценой своей молодости. Молодые ребята шли воевать в Афганистан не по своему убеждению, а по заданию руководства СССР, наши отцы и матери во время Великой Отечественной войны шли не свои дворы защищать, а весь Союз. И все лидеры бывших Советских государств заявляли, что мы преклоняем свои головы перед ними. И как они сейчас живут? Они нищенствуют. Заботу о них должно проявлять, в первую очередь, руководство нашего государства. А оно вместо этого пошло против всех межгосударственных соглашений, которые были приняты после развала СССР.


В этом году юбилей у афганцев, 15 лет со дня вывода войск из Афганистана, приближается 60-летие Дня победы, через год — 20 лет со дня трагедии на Чернобыльской АЭС. И что сделало государство для людей, прошедших через это? Отвечу сам, лишило всего!


Чернобыль — это набат всем после Хиросимы и Нагасаки, после семипалатинского полигона. Ликвидировали аварию на Чернобыльской АЭС 8 с половиной миллионов человек, и все эти люди-инвалиды. У них у всех пострадиоционный синдром, то есть весь человеческий организм, как сито. Все это умалчивается, до сих пор это — закрытая тема. А ведь от этих людей рождаются другие люди — это же генофонд любого государства! А что можно говорить, когда люди, пораженные атомом, рожают. Это же дети-мутанты.


Мы устали делать какие-то бесполезные заявления или обращения в парламент. Пора уже начинать в открытую выражать свою точку зрения, мы — граждане этого государства, и если ситуация в ближайшее время не изменится, то это приведет к массовым демонстрациям, митингам протеста и, не дай Бог, к революции. Инвалиды и ветераны — это не быдло! И это надо хорошо запомнить руководству нашего государства.


— Недавно около здания, где находится центральный комитет партии “Отан”, взорвались две тротиловые шашки. Мы, конечно, не следствие, чтобы выносить какие-либо версии, но все же. Полицейские считают, прежде всего, что это хулиганство, кто-то говорит о “предупредительном выстреле”, о коммерсантах, которые что-то не поделил, или криминальных разборках. Хотелось бы узнать вашу точку зрения?


— Когда растет цена на образование, а большая масса, в основном, сельское население, вообще не может платить за учебу своих детей уже с начала 90-х, о чем можно говорить вообще?


Пятый министр образования использует это министерство как министерство для опытов над подрастающим поколением. Студенты не могут учиться. Если раньше они платили по 600-700 долларов за обучение, то сейчас — по 10 тысяч долларов. Где брать людям такие деньги?! Что мы получим — бомжей, наркоманов. Вот они — главные предпосылки к терроризму. Все это ведет людей к действиям, направленным против государства.


Поэтому взорвать на самом деле здание “Отана” мог любой из 7-8 миллионов человек, проживающих в Казахстане, граждан этого государства, если, конечно, от 15 с лишним миллионов населения отнять стариков, детей и небольшую кучку олигархов и тех, кто на них работает.


А эти версии о коммерческих и криминальных разборках — это чисто полицейские версии. У них все связано с бандитами или бизнесом, логика такая — профессиональная. Коммерсанты на это не пойдут, они другими способами решают свои проблемы, пусть не всегда законными, но с политикой они связываться не будут. Хотя, опять же, если это не “предупредительный выстрел” от тех, кому надоело давать повсюду взятки, начиная с какого-то маленького налогового инспектора, заканчивая чиновником более высокого ранга, или тех коммерсантов, которых сейчас душат, не пропуская те же КАМАЗы через таможни.


Криминальные разборки?! Ну, какой криминальный авторитет даст такое указание?! Бред, ей-богу. И ни один бандит не станет таким образом действовать, они вообще давно все разборки подальше от города проводят. Тем более МВД не так давно снова подняло все старые их дела, они взяты полицией под особый контроль. Многие лидеры ОПГ, кто еще оставался на свободе, в этом году поспешно покинули Казахстан, да и лидеры сидят ниже травы, и ведут себя тише воды.


Кто-то там из журналистов попытался связать это с семьей Кулибаевых… Здесь я поддерживаю спецслужбы и обращаюсь ко всем журналистам: господа, лучше вообще ничего не пишите! Полный бред!


Думаю, что этот взрыв действительно “предупредительный выстрел”…


— Но ведь весной этого года произошло нечто подобное в центре нашего города, и тогда прозвучала эта фамилия…


— Вот это чистой воды криминал, помню, что некоторые журналисты тогда заговорили о терроризме… Я, думаю, что журналистам надо заниматься своей работой, а не сплетнями. А с кем и как это связано, пусть ищет полиция.


— Видите ли вы человека, который мог бы стать достойным оппонентом Нурсултану Абишевичу на президентских выборах?


— Вся оппозиция сейчас должна работать на одного человека, так, как это будут делать силы от власти. Им сейчас нужно найти такого человека. Как говорил Заманбек Нуркадилов, необходимо собраться и выбрать, кто станет кандидатом в президенты. Он и сам готов баллотироваться, и призывал к этому Жармахана Туякбая, может быть, к этому времени освободят Галымжана Жакиянова, который пострадал именно от действующей власти. У него есть все, чтобы оппонировать, он — лидер ДВК и определенной массы людей, которые за него переживают, видят его стойкую борьбу без компромиссов. Еще одна кандидатура — Акежан Кажегельдин, есть и многие другие. У нас много достойных политиков, которые могут баллотироваться на пост президента страны.