Таджикистанская оппозиция несет потери

Ведущие партии Таджикистана, входящие в оппозиционную коалицию, накануне выборов понесли серьезные потери.

Положение центристских оппозиционных партий значительно осложнилось после снятия их лидеров с предвыборной дистанции. Теперь у этих партий стало еще меньше шансов добиться успеха на парламентских выборах 27 февраля.

В своей очередной статье, посвященной партиям, участвующим в предвыборном марафоне, IWPR расскажет о двух из четырех партий, входящих в Коалицию за свободные и честные выборы, созданную в прошлом году и объединившую оппозиционные силы Таджикистана.

Демократическая партия – основной участник коалиции – оказалась фактически обезглавленной. Ее лидеру Махмадрузи Искандарову грозит экстрадиция и арест. Более малочисленная Социал-демократическая партия нажила себе проблемы, сотрудничая с другой политической партией, не имеющей официальной регистрации.

Первоначально в состав коалиции, созданной в конце мая 2004 г., входили Социал-демократическая партия (СДП), Социалистическая партия (СПТ) и Партия исламского возрождения (ПИВ). Демократическая партия присоединилась позднее, когда Искандаров выступил с критикой нового Закона “О выборах”, являющегося, по его мнению, дискриминационным в отношении небольших партий.

15 января 2005 года Центральная избирательная комиссия (ЦИК) отказала Искандарову в регистрации на том основании, что по запросу Генпрокуратуры РТ он был задержан российскими правоохранительными органами 10 декабря прошлого года в Москве и в настоящее время ожидает экстрадиции в Таджикистан. Генпрокуратура Таджикистана обвиняет Искандарова по нескольким статьям, в том числе — организации теракта, в покушении на убийство, в незаконном хранении оружия и коррупции.

Демократы были вынуждены исключить своего лидера из списка кандидатов. Председатель ЦИК Мирзоали Болтуев сообщил СМИ, что по Закону РТ “О выборах”, лица, подозреваемые в совершении тяжких преступлений, не имеют права баллотироваться в парламент.

Сторонники Искандарова убеждены, что обвинения против него сфабрикованы с целью устранения его со сцены как политического конкурента. Коалиция выступила с заявлением, требуя освободить Искандарова и прекратить преследования в отношении членов коалиции.

Демпартия – одна из старейших партий, созданная еще в эпоху перестройки в 1990 году. В годы гражданского противостояния деятельность партии, члены которой встали в оппозицию правительству Рахмонова, войдя в состав Объединенной таджикской оппозиции (ОТО), была приостановлена и возобновлена только в 1998 году. В настоящее время ДПТ является третьей по величине оппозиционной силой после не вошедших в коалицию коммунистов и ПИВ.

По заявлениям лидеров партий, численность ДПТ составляет около 10 тыс. человек, СДП – 4-4,5 тыс., а СПТ – до 15 тыс. чел. Однако эксперты считают, что реальная их численность почти в два раза ниже, и только данные СДП могут соответствовать действительности. Как ранее неоднократно заявлял сам лидер СДП Рахматилло Зойиров, его “партия не гонится за количеством, а стремится к качеству”.

12 января СДП была вынуждена исключить из своего партийного списка кандидатуру лидера незарегистрированной оппозиционной партии “Тараккиет” (“Развитие”) Султона Кувватова, известного своими радикальными воззрениями.

Ранее — на съезде СДП в декабре 2004 года — между лидером СДП Зойировым и лидером тараккиетовцев Кувватовым было достигнуто соглашение о включении в партийный список СДП пяти членов “Тараккиет” во главе с ее лидером. Не имея официальной регистрации, “Тараккиет” не будет допущена к выборам в качестве самостоятельной партии.

Как пояснил Зойиров, его партия “была вынуждена снять кандидатуру Кувватова после получения письма из Министерства безопасности и Генпрокуратуры о том, что он подозревается в совершении преступления”.

По данным правоохранительных органов, речь идет о том же самом преступлении, по обвинению в котором в сентябре 2004 года был арестован заместитель Кувватова Рустам Файзиев, а именно – в оскорблении чести и достоинства президента РТ. Кроме того, он обвиняется в разжигании экстремистских настроений и межнациональной розни.

Партия “Тараккиет” — одна из самых молодых партий страны – была основана три года назад по инициативе бывшего председателя Налогового комитета РТ, кандидата в депутаты на выборах 2000 года Султона Кувватова после того, как он был снят со своей должности и оказался в опале у главы государства. После неоднократных попыток зарегистрироваться осенью 2004 года Кувватов попытался обратиться с иском в Международный трибунал в Гааге. Через некоторое время его заместитель Рустам Файзиев был арестован спецслужбами страны по обвинению в оскорблении чести и достоинства президента, так как именно он готовил иск в Гаагу. Само исковое заявление было конфисковано во время обыска в штаб-квартире партии в августе 2004 г.

Устранение Искандарова и Кувватова с предвыборной дистанции выглядит как целенаправленная кампания по ослаблению их партий и подрыву их шансов на успех в ходе предстоящих выборов. Уже несколько лет оппозиционные партии говорят о преследованиях и маргинализации своих лидеров, однако недавние успехи оппозиции на Украине и в Грузии, вероятно, заставили власти Таджикистана усилить меры по нейтрализации оппонентов.

“Задержание известных политических лидеров в РТ, отказ в регистрации партии “Тараккиет”, а также закрытие оппозиционной газеты “Рузи нав” свидетельствует о том, что некоторые члены руководства страны находятся под впечатлением событий в Грузии и на Украине и опасаются их повторения в Таджикистане”, — считает глава представительства Международной кризисной группы в РТ (ICG) Майкл Холл.

Однако Холл считает, что повторение бархатной революции в РТ невозможно. “Положение Таджикистана отличается от положения в Грузии и на Украине, — сказал он. — В Таджикистане нет фигуры, подобной Саакашвили и Ющенко, которая могла бы составить серьезную конкуренцию президенту Эмомали Рахмонову”.

Но оппозиционные партии страдают не только от прессинга со стороны власти, но и от низкой партийной организации и слабой поддержки у населения на местах. Именно поэтому cоциал-демократы и включили в свой список коллег из “Тараккиет”. При этом ряд кандидатов от СДПТ отказались от участия в выборах, заявив, что были выдвинуты без их ведома.

Несколько кандидатов сошли с предвыборной дистанции, не найдя средств на уплату избирательного взноса. Четверо из пяти кандидатов “Тараккиет”, включенных в список СДП, не смогли собрать по $800 за каждого и были исключены из списка.

Но представители оппозиции все еще не теряют надежды на успех при условии, что выборы будут в основном свободными и честными.

“Есть вероятность прохождения трех кандидатов СДП по партийному списку и двух — по одномандатным округам, если в ходе предстоящих парламентских выборов будут соблюдены нормы избирательного законодательства РТ и не будет фальсификации”, — заявил IWPR зам. председателя СДП Шокирджон Хакимов.

Вскоре после того, как Хакимов сделал это заявление, окружная избирательная комиссия отказалась предоставить ему листы для сбора подписей избирателей в поддержку своей кандидатуры.

Как выразился первый зампред ПИВ Мухиддин Кабири, “в Центральной Азии президенты так просто власть не отдают”.