Открытое письмо президенту Республики Казахстан

О нормах потребления коммунальных услуг и о ценах и тарифах для населения

Уважаемый Президент!

В день Конституции, обращаясь к народу, Вы сказали, что страна живет по Конституции. Ошибаетесь, Нурсултан Абишевич, страна живет по неписаным чиновничьим законам.

Однажды на совещании при очередной кадровой перестановке Вы сказали: “Как бы не получилось, что кучеров поменяли, а клячи остались”. Практика показывает, что и новый кучер рулит по старому курсу и все начинается сначала. Каждый раз подтверждается основной закон математики: от перестановки мест слагаемых сумма не меняется.

В феврале прошлого года на одном из заседаний Правительства премьер Даниал Ахметов сказал буквально следующее: “Все госорганы работают формально и поверхностно, указания главы государства не выполняют”. Потому на ум приходят слова Собакевича из “Мертвых душ” бессмертного Гоголя: “… мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет…”. Пока из госорганов Вы не выдворите всех мошенников, Казахстан не будет правовым государством.

Чиновники, к которым попадают мои заявления в защиту прав потребителей коммунальных услуг, пишут глумливые отписки одного содержания, потому что знают, что до Вас правда о нарушениях ими Конституции и прав человека никогда не дойдет, т.к. они этого не допустят. Я пишу про Фому, чиновники — про Ерему. И потому, будучи жертвой чиновничьего произвола, не нахожу другого выхода, как обратиться к Вам с настоящим открытым письмом о масштабных нарушениях прав потребителей коммунальных услуг чиновниками высоких рангов. Факты таковы.

Главный антимонополист страны Б.Сагинтаев с прошлого года обещает населению, причем с постоянной улыбкой на лице, повысить на 20% цены на все виды коммунальных услуг. Как говорится: кошке смех — мышонку горе.

Между тем население с 1997 года ежемесячно переплачивает за коммунальные услуги из-за преднамеренно завышенных акимами норм их потребления, а в Алматы вдобавок еще из-за манипуляции городского антимонополиста с налогом на добавленную стоимость.

Основания для такого утверждения следующие:

1) О Постановлении Правительства РК от 29 марта 1997 г. № 889 “Об упорядочении применения норм потребления тепла, горячей и холодной воды” (далее — Постановление).

Выдержки из постановления:

“Результаты проведенных проверок показывают, что в ряде областей и особенно в г.Алматы срывается поручение Президента и Правительства Республики Казахстан по рационализации потребления коммунальных услуг, повсеместной установке приборов их учета. До сих пор во многих городах республики приборами учета оснащены лишь единичные жилые дома.

До настоящего времени населению устанавливается плата за коммунальные услуги по нормам, которые введены в действие еще в 1984-м, 1988 гг., тогда как фактическое потребление коммунальных услуг в домах с установленными приборами учета значительно ниже. В целях защиты прав потребителей Правительство Республики Казахстан постановляет:

1. Министерству экономики и торговли Республики Казахстан совместно с местными исполнительными органами:

в десятидневный срок провести работу по определению фактического потребления коммунальных услуг согласно данным приборов учета, ввести новые нормы потребления и доложить об исполнении Правительству Республики Казахстан;

до 1 октября 1997 г. обеспечить закупку и установку приборов учета для бюджетных организаций и населения за счет поставщиков коммунальных услуг (индивидуальных — по холодной воде, коллективных — по теплу и горячей воде)…

до установки приборов учета ввести с 1 мая 1997 г. коэффициенты к нормам потребления тепла, горячей и холодной воды, разработанные на основе показателей среднефактического потребления, рассчитанного по приборам учета;

одновременно с введением коэффициентов обеспечить проведение соответствующих перерасчетов по платежам за коммунальные услуги…

2. Ввести для г. Алматы с 1 мая 1997 г. и до установки приборов учета понижающие коэффициенты к нормам потребления тепла, горячей и холодной воды, разработанные на основе фактического потребления коммунальных услуг жильцами дома №70 в микрорайоне \»Самал-2\» г. Алматы (прилагается). Акиму г. Алматы обеспечить проведение соответствующих перерасчетов.

3. С 1 января 1998 г. взимание платы за коммунальные услуги (холодную и горячую воду, тепло), как правило, производить по показаниям приборов учета…”.

Из приложения к Постановлению: понижающие коэффициенты для Алматы на отопление (Гкал/кв.м) – 0,425, горячую воду (л/чел) – 0,425 и на холодную воду (л/чел.) – 0,572, т.е. Постановлением признано, что население Алматы ежемесячно переплачивает за тепло и горячую воду по 42,5%, а за холодную воду 57,2% при строительной норме 180 л/чел.

Однако в нарушение требований пункта 2 Постановления аким Алматы Храпунов не ввел понижающие коэффициенты, зато норму потребления холодной воды своим решением № 572 от 23 июня 1998 г. повысил якобы временно до 280 л/чел. в сутки при действующей строительной норме 180 л/чел. Повысил лишь с одной целью, а именно: с целью повышения платы с одного человека. В результате с 1 июня 1998 г. плата с одного человека повысилась на 82% и составила 132,65 тг. при действовавшей 73,07 тг., т.е. плата повысилась без повышения тарифа за куб. м.

Решение № 572 принято якобы “во исполнение Постановления Правительства Республики Казахстан от 29 мая 1997 г. № 889…” (из решения, которым я располагаю). “Решение Акима Алматы № 572 от 23.06.98 г….является законным, оснований для его опротестования не имеется” (из отписки прокурора Алматы от 31.03.00 г. № 7/131-2000).

2) О Постановлении Правительства РК от 29 сентября 1999 г. № 1377 “О порядке установления платы за коммунальные услуги”.

Постановлением установлено, что “размер платы за коммунальные услуги, взимаемой с собственников жилища, определяется, исходя из утвержденных тарифов и фактического их потребления по показанию приборов учета, а в случае отсутствия приборов учетаисходя из норм потребления, установленных в соответствии с действующим порядком”.

Принятие такого порядка установления платы за коммунальные услуги свидетельствует о том, что Правительство считает выполненными требования его предыдущего постановления от 29 мая 1999 г. № 889 и что акимы установили новые пониженные нормы потребления за тепло, горячую и холодную воду; в частности, что в Алмате установлены новые нормы, а они таковы: на отопление – 0,0073 Гкал/кв.м, горячую воду – 69 л/чел. в сутки и холодную воду – 77 л/чел. в сутки.

3) О Постановлении Правительства РК от 9 апреля 1999 г. № 400 “О дополнительных мерах по государственному регулированию цен и тарифов на услуги предприятий-монополистов” (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РК от 26 марта 2003 г. № 297). В пункте 1 Постановления отмечено, что монополисты свое доминирующее положение на рынках используют для необоснованного повышения цен и тарифов на свои услуги. И потому Постановлением установлено, что “при отсутствии приборов учета коммунальных услуг размер платы за газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, теплоснабжение определяется, исходя из действующих норм потребления, не превышающих нормы по состоянию на 1 января 2003 г.”.

Из чего следует, что Правительство считает выполненными требования постановлений № 889 от 29 мая 1997 г. и № 1377 от 29 сентября 1997 г., а нормы потребления, рассчитанные с применением понижающих коэффициентов, не только установленными, но и действующими; т.е. считается, что в Алматы действуют не старые завышенные нормы, а новые – пониженные (вышеуказанные).

Потому Постановления Правительства № 889 и № 1377 отменены Постановлением от 17 марта 2003 г. № 258, т.е. они отменены не потому, что утратили силу, как утверждает Генпрокуратура, а потому, что считаются выполненными.

Из комментария к Постановлению Правительства № 400 от 9 апреля 1999 г. Н.Радостовца, бывшего в то время председателем Антимонопольного агентства РК: “Постановление также упорядочивает вопросы установления норм потребления коммунальных услуг. Практически с 1 апреля 1999 г. акимам запрещено повышать эти нормы.

Почему принято такое решение? В последнее время получила распространение практика повышения платы, взимаемой с населения без роста цен на производимое тепло, горячую и холодную воду и т.д. Такое повышение происходит даже при снижении стоимости производства этих услуг. Причина — увеличение акимами норм потребления…”.

4) Об общедомовых водомерах.

С 1997 г. \»Водоканал\» Алматы в сговоре с нерадивыми и вороватыми председателями КСК начал вести расчеты с населением за холодную воду по так называемым водомерам, в большинстве своем установленным еще в советские времена, следовательно, бесхозным. С тех пор ежемесячно предъявляет потребителю счет за якобы потребленную им холодную воду в объеме аж 25-30 куб. м в месяц, что соответствует 850-1000 литров на человека в сутки; в результате: предъявляемая к оплате сумма многократно превышает плату, установленную городским антионополистом на 1 чел. в месяц.

Если бы такой ежесуточный расход холодной воды на одного человека на самом деле имел место, то существующие как внутренние, так и наружные водопроводы и канализация под таким напором разорвались бы давно, т.к. их пропускная способность рассчитана на 300 л/сутки на 1 человека (120 л/сутки горячей воды плюс 180 л/сутки холодной воды) в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП) 2.04.01-85, утвержденными Госстроем СССР в 1985 г., и действующими на территории Казахстана (есть подтверждение комитета по делам строительства Мининдустрии РК от 29.01.2004 г.).

Про авантюру \»Водоканала\» аким Алматы не только знал, но и поддержал своим решением от 22.07.1997 г. № 369 “Об установке и эксплуатации приборов коллективного учета тепла, горячей и холодной воды”. Данное решение в части установки приборов коллективного учета холодной воды (общедомовые водомеры) противоречит Постановлению Правительства РК от 29 мая 1997 г. № 889, которым акимам предписывалось обеспечить установку индивидуальных приборов учета по холодной воде, а коллективных по теплу и горячей воде, потому что по теплу индивидуального прибора учета нет и быть не может.

5) О налоге на добавленную стоимость (НДС).

Долгое время для населения Алматы напастью стали ежеквартальные заявления Антимонопольного комитета (далее — Комитет) о якобы новых требованиях бельгийской компании АПК еще повысить цены на электро- и теплоэнергию, а он, Комитет, как всегда этого не допустит. Все эти заявления Комитета, в прошлом Жангаскина, в последующем Алдабергенова, как “защитников прав потребителей”, столь часто показывали все телеканалы, что население находилось в нервном состоянии. Все говорили только про АПК.

Я располагаю ксерокопиями двух приказов Комитета о тарифах и ценах на услуги АПК, из которых явствует, что сам Комитет одним приказом дважды повышает тарифы на электро- и теплоэнергию, причем только для населения.

Согласно приказу от 14 сентября 1999 г. тариф на электроэнергию был 3,50 тг/кВтч. Приказом от 15 декабря 1999 г. утвержден новый тариф – 4,0 тг/кВтч якобы без НДС, а в приложении к приказу для населения установлен другой тариф – 4,80 тг/кВтч якобы с НДС.

Это означает, что Комитет манипулирует с налогом на добавленную стоимость для повышения тарифа для населения. Сначала повысил тариф с 3,50 тг. до 4,00 тг. и тут же новый тариф, т.е. 4,00 тг. увеличил на 20%, называя это налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, с января 2000 г. Комитет установил для населения 4,80 тг/кВтч при им же утвержденном тарифе 4,00 тг/кВтч, в то время как АПК в своей заявке просил установить 4,57 тг/кВтч (я располагаю пресс-релизом Комитета, распространенным на публичном слушании 6 декабря 1999 г.), фактически население платило по 4,83 тг. (в дальнейшем тариф снижался в связи со снижением НДС). По области остался прежний тариф: 4,03 тг/кВтч.

Двойное повышение Комитет применяет и при утверждении тарифов как на теплоэнергию, так и на прочие услуги.

Понятие о НДС и его плательщиках четко изложено в инструкции Минфина РК от 26 июня 1995 г., разработанной в соответствии с Указом Президента РК от 24.04.1995 г. № 2335, имеющим силу закона, “О налогах и других платежах в бюджет”.

НДС – это косвенный налог и уже сидит в цене. Налог разумный и логичный: АПК повысил тариф с 3,50 тг/кВтч до 4,00 тг/кВтч, разница 0,50 тг. является добавленной стоимостью, т.е. приростом стоимости, который оплачиваем мы, потребители. В данном случае НДС при 20% ставке составляет 0,10 тг., подлежащий отчислению в бюджет, а 0,40 тг. – это доход АПК. Я думаю, что АПК платит НДС не с 4,80 тг/кВтч, а с утвержденного тарифа, т.е. с 4,00 тг/кВтч.

По инструкции плательщиками НДС являются юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью и состоящие на учете в налоговом комитете по налогу на добавленную стоимость. Мы, потребители коммунальных услуг, на учете в налоговом комитете по НДС не состоим, потому что быть потребителем услуг не означает занятие предпринимательством.

6) О публичном договоре \»Водоканала\».

Договор не подписан гендиректором \»Водоканала\», зато был одобрен Акимом Алматы Храпуновым решением от 20 октября 1999 г. № 1012 (я располагаю ксерокопией решения).

Согласно письма управления юстиции г.Алматы от 02.04.2003 г. № 2-11/3049, которым я располагаю, данное решение возвращено без государственной регистрации как противоречащее законодательству. Более того, договор признан незаконным органами прокуратуры Алматы. Я располагаю письмом райпрокуратуры от 10.10.01г. и представлением прокуратуры города от 06.12.2001г. № 7/460-01 городскому антимонопольному комитету.

Однако в дальнейшем прокуратура Алматы начисто забыла о своем представлении, как будто все впали в глубокую амнезию, видимо, потому мне трижды сообщили о прекращении переписки со мной.

7) О типовом договоре на услуги \»Водоканала\», утвержденном Постановлением Правительства РК от 23.04.2004 г. № 458 (далее — Договор).

Проект Договора, по-моему твердому убеждению, разработан Антимонопольным агентством РК и внесен им в Правительство для утверждения. Похоже, что в Правительстве Договор не прошел юридическую экспертизу. Иначе чем объяснить, что столь нужный для населения, уже несколько лет являющегося жертвой незаконных действий \»Водоканала\», Договор узаконил общедомовые водомеры, причем п. 11 Договора соответствует п. 4 публичного договора \»Водоканала\».

Согласно ст. 383 Гражданского кодекса “договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством (императивным нормам), действующим в момент его заключения”.

Таким законодательством является Закон РК “О естественных монополиях” от 9 июля 1998 г. № 272-1, регулирующий деятельность естественных монополий. Пункт 11 Договора полностью противоречит всем статьям Закона, направленным на обеспечение защиты интересов потребителей.

Закон никто не отменял, что должно быть известно Жандосову и Ертлесовой, авторам Договора (возможно, они уже тогда были в оппозиции к власти ?). Не отменено и постановление Правительства РК от 9 апреля 1999 г. № 400 “О дополнительных мерах по государственному регулированию цен и тарифов на услуги предприятий-монополистов”.

8) В соответствии со ст. 87 Конституции РК аким Алматы Храпунов, как представитель Президента и Правительства, обязан был в сфере коммунальных услуг проводить общегосударственную политику исполнительной власти и руководствоваться Законом РК “О естественных монополиях” и постановлениями Правительства от 29 мая 1997 г. № 889, от 29 сентября 1997 г. № 1377 и от 9 апреля 1999 г. № 400.

А не “Правилами об особом порядке формирования затрат, применяемом при утверждении тарифов (цели, ставок, сборов) на услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий, утвержденными Приказом исполняющего обязанности Председателя Агентства по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Республики Казахстан от 30 июня 2003 г. № 185-Д…” (из Постановления Храпунова от 22 декабря 2003 г. № 5/575 “Об утверждении норм расхода холодной воды для потребителей, не имеющих приборов учета”, которым я располагаю).

Действия Храпунова в отношении населения Алматы иначе как преднамеренными назвать нельзя. Он проигнорировал требования не только постановлений Правительства, но и Закона “О естественных монополиях”, подписанного главой государства, направленного на защиту прав потребителей.

Пользуясь полным отсутствием контроля со стороны Правительства за исполнением собственных постановлений, Храпунов не ввел на тепло, горячую и холодную воду новые нормы потребления с применением понижающих коэффициентов к действующим нормам, признанным значительно завышенными.

Более того, по холодной воде, наоборот, повысил норму на 100 л/чел., что привело к повышению платы с одного человека на 82%. Чтобы повысить плату до беспредела, Храпунов своими решениями, противоречащими законодательству, узаконил общедомовые водомеры и публичный Договор \»Водоканала\».

Из-за преднамеренных действий Акима население продолжает ежемесячно переплачивать за тепло и горячую воду по 42%; переплату за холодную воду посчитать практически невозможно.

Из-за манипуляции городского антимонополиста с налогом на добавленную стоимость при утверждении тарифов население переплачивает за электроэнергию, тепло, горячую и холодную воду, газ и другие услуги по 20% ежемесячно. Общая ежемесячная переплата за тепло и горячую воду составляет 62,5%.

9) Пункт 1 ст. 14 Конституции РК, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Казахстана, гласит: “Все равны перед законом и судом”. Но высший надзорный орган так не считает. В прошлом году Генпрокуратура три месяца якобы рассматривала мое заявление о нарушениях прав потребителей коммунальных услуг, адресованное председателю партии “Асар” Дариге Назарбаевой заявившей в феврале прошлого года, что партия будет контролировать госорганы и заниматься коммунальными услугами. По неоднократным письменным сообщениям Генпрокуратуры заявление поступило от сенатора Ахметова, руководителя депутатской фракции партии “Асар”, который не посчитал нужным поставить меня об этом в известность. Ахметов – второй сенатор, доказавший мне, что и “слугам народа” свойственны такие человеческие слабости, как бюрократизм.

Из двух отписок Генпрокуратуры явствует, что при “рассмотрении” моего заявления прокуроры руководствовались не Конституцией РК и Законом РК “О прокуратуре”, а соображениями корпоративной солидарности с Храпуновым.

Генпрокуратура утверждает, будто “доводы о нарушениях прав потребителей не нашли своего подтверждения”. А я считаю, что “доводы о нарушениях… не нашли своего подтверждения” не потому, что нарушений нет, а потому, что прокуроры решения акима Алматы Храпунова и публичный договор \»Водоканала\» признали имеющими высшую юридическую силу.

Привожу выдержки из писем Генпрокуратуры от 23.09.04г. № 7/285-00 и от 15.11.04г. № 7/285-00:

“Также обращаю Ваше внимание на то, что Постановление Правительства Республики Казахстан от 29.05.97г. № 889 …, на которое Вы ссылаетесь в своем обращении, утратило силу в 2003 году, в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан № 258…”;

“Приведенная Вами редакция постановления Правительства от 09.04.1999г. № 400… действовала до 25 апреля 2001 года”;

“Дополнительно разъясняю, что в случае направления Вами в Генеральную прокуратуру повторных обращений, в которых не будут приведены новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства, в соответствии с ст. 7 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, переписка с Вами будет прекращена”. И это при том, что с Генпрокуратурой я не вступала в переписку. Одним словом: гора родила мышь.

Похоже, что чиновники всех рангов и уровней, страдающие синдромом вседозволенности, создали одно большое товарищество с неограниченной безответственностью для дискредитации государственной власти, то есть президентской; а подрыв доверия к власти по уголовному праву считается преступлением.