Туркменские женщины страдают молча

В современном Туркменистане права женщин конституционно уравнены с правами мужчин. Однако многовековое бесправие женщин продолжает оставаться неотъемлемой частью туркменского общества.

Одной из серьезных проблем для женщин Туркменистана является невозможность быть независимыми от мужчин, в первую очередь — материально.

При советской власти в республиках Центральной Азии женщин старались вовлекать в народное хозяйство, и это способствовало их раскрепощению. Работа женщин на производстве положительно сказывалась на их материальном положении, ликвидируя зависимость от мужа или родителей. В результате коренным образом менялось отношение к ним не только в обществе, но и в семье.

Участие женщин в экономике требовало постоянного повышения ими своего образовательного и культурного уровня, профессиональной подготовки. Оно давало женщинам возможность проявлять и развивать творческие способности, делало их жизнь более содержательной и целеустремленной.

С обретением независимости в Туркменистане стали ревностно возрождать свои, почти утраченные за годы советской власти национальные традиции. И женщине снова было указано на место у домашнего очага.

Появившиеся в последнее время так называемые женские ресурсные центры не решают проблему тотального бесправия туркменских женщин. “Туркменские женщины не имеют традиции обращаться с жалобами в различные инстанции, отчасти оттого, что просто не знает о наличии за собой такого права, отчасти потому, что мужа ей выбрали родители.

В последние годы чередой своих указов Туркменбаши существенно сократил количество рабочих мест в таких традиционно “женских” областях народного хозяйства, как образование и здравоохранение, нанеся таким образом удар по возможности женщин быть более независимыми.

Молодая жительница пригорода Ашгабата Айгуль, закончив Ашгабатский институт народного хозяйства, рассчитывала пойти по стопам своей матери.

“В моей семье и мать, и отец всегда работали на производстве, мама в свое время окончила Ленинградский политехнический институт. В нашем доме работающая женщина – это норма”.

“Я тоже окончила институт и сразу вышла замуж, но отец мужа запретил мне работать, сказал, что муж способен меня прокормить и мне незачем работать. Мол, я должна заниматься домом, ухаживать за скотом и растить детей. Это — мое место”, — рассказывает она.

“Я могла бы пойти на конфликт и отстоять свое право на самостоятельность, но меня не поймут ни муж, ни родственники. Они считают, что семья и ее благополучие для женщины важнее”.

Некоторые женщины находят некий компромисс – и семейный очаг поддерживают, и работать пытаются.

“Наши семьи — в основном многодетные, а когда дети женятся, они живут с родителями. Нередко в одном дворе живут сразу несколько семей, где много женщин”, — рассказывает жительница Ашгабата Лачин.

“Мужчинам трудно обеспечить такие большие семьи, и женщины помогают им — собираются и организовывают что-то типа кустарных мастерских, – это своеобразная форма надомного труда. Мастерят различные изделия — ковры и коврики, шьют национальные платья, делают вышивку, ткут национальную ткань – кетени. Работают по 15-18 часов в день”.

В Туркменистане не приветствуется, когда женщины свободно общаются с мужчинами вне дома, поэтому в сбыте произведенной ими продукции женщины, как правило, не участвуют. Этим занимаются мужчины. Поэтому женщина по-прежнему материально зависит от мужа, отца, главы семейства”.

Со своей стороны, туркменские мужчины свято привержены традициям, а о равенстве полов не желают и слышать.

“У меня две дочери и сын, — рассказывает Батыр — отец троих детей. — Старшая сидит дома, помогает матери по хозяйству, а младшая — в пятом классе. После восьмого класса тоже останется дома; нечего молодым девочкам попусту время в школах просиживать – пусть по хозяйству помогает, учится у матери. Это — их главное занятие. А то посмотришь — другие в институтах учатся, краситься начинают, парни к ним ходят – такой позор мне не нужен”.

В Туркменистане по сравнению со всеми другими бывшими советскими среднеазиатскими республиками традиция ношения национальной одежды наиболее распространена. Большинство туркменских женщин носят длинные национальные платья, голову обязательно покрывают платком. Стремление некоторых, в особенности молодых девушек одеваться по-европейски, расценивается как признак непорядочности.

“В городе еще куда ни шло, но у нас в поселке стоит надеть платье с открытыми руками или с разрезом, сразу поставят “клеймо” – женщина легкого поведения. А муж дома еще и накажет”, — говорит Марал, жительница поселка близ Ашхабада.

В последние годы в Туркменистане появились женские кризисные центры. Активистка одного из них рассказывает: “Мы много лет стремились добиться равенства с мужчинами, но сегодня мужчины Востока не хотят, чтобы женщина была с ними на равных. Поэтому, чтобы поддержать туркменских женщин, по всей республике созданы женские ресурсные центры, и каждая женщина, нуждающаяся в помощи, может туда обратиться”

Однако женщины зачастую ничего не знают о своих правах или не желают знать.

“Представительницы слабого пола уверены, что “женская доля” предусматривает некий элемент страдания и терпения, — говорит директор женского кризисного центра. — Это особенно характерно для женщин на селе, где ниже уровень образованности и больше социальных проблем”.

Еще одна острейшая проблема для восточных женщин — это бытовое насилие. Испокон веков на Востоке женщина считалась собственностью мужчины, и он обращался с ней как ему заблагорассудится.

“В семье часто бывает так, что муж изобьет жену до синяков, а на следующий день приносит ей какой-нибудь незначительный подарок. И женщины прощают, — говорит психолог одного из женских ресурсных центров. — Часто женщина не может уйти от такого мужа, особенно если у нее маленькие дети и она не работает. Туркменские женщины терпят до последнего…”.