“Акрамии” как некоего объединения на самом деле нет

Прикрываясь борьбой с религиозным терроризмом, власти Узбекистана занимаются переделом собственности

Эксперты и политологи Кыргызстана сомневаются, что организаторами акций протеста в Узбекистане выступили члены так называемого движения “Акрамия”, ввиду того, что такой организации просто не существует.

Отбывающий тюремное наказание житель Андижана Акрам Юлдашев в 1992 году написал книгу “Иймонга йул”, в которой, по мнению властей, содержались призывы к свержению существующего конституционного строя. Разделявших его взгляды граждан официальный Ташкент причислил к членам запрещенного движения “Акрамия”, которое якобы является крылом партии \»Хизб-ут-Тахрир\» и которое выступило организатором беспорядков в Андижане”, — говорит политолог Икбол Мирсаитов.

“Акрамии” как некоего объединения на самом деле нет. Есть люди, которые разделяют идеи Акрама Юлдашева. Я лично исключаю возможность того, что организаторами акций протеста в Андижане являются “акрамисты”, ввиду того, что Акрам Юлдашев сейчас находится в тюрьме, а другого явного лидера у них нет”, — считает советник председателя государственной комиссии по делам религии при правительстве Кыргызстана Шамшибек Закиров.

Эксперты также отмечают, что “акрамисты” никак не связаны и с партией \»Хизб-ут-Тахрир\». “Основным аргументом официального Ташкента связи “акрамистов” и \»Хизб-ут-Тахрир\» является факт давнего членства Акрама Юлдашева в религиозной партии. Но позже он вышел из нее по идеологическим соображениям и начал работать над созданием своей книги, которую еще нигде не опубликовал”, — продолжает Икбол Мирсаитов.

Организации “Акрамия” как таковой действительно не существует. Есть люди, которые называют себя “акрамистами”. Но в данном случае их надо воспринимать не как членов какого-то движения, а как сторонников или последователей Акрама Юлдашева и его учения”, — считает журналист-исследователь Эльмурад Жусупалиев.

Как сообщил Эльмурад Жусупалиев, осужденные в Андижане бизнесмены, которых обвиняют в членстве в движении “Акрамия”, узнали об этой организации только в подвалах СНБ Узбекистана. “Многочисленные судебные процессы в Узбекистане сначала над ваххабитами, потом над \»Хизб-ут-Тахрир\», а теперь над “акрамистами” преследуют цель передела собственности и незаконного отъема капитала бизнесменов отдельными государственными чиновниками”, — комментирует ситуацию журналист-исследователь.

Такого же мнения придерживается и Икбол Мирсаитов. “По имеющейся информации, арестованные бизнесмены являлись, прежде всего, сторонниками бывшего хокима Андижанской области Кабулжана Обидова, которого президент Ислам Каримов не так давно отстранил от занимаемой должности. В регионе начинался передел собственности и сферы влияния”, — говорит политолог.

Свою причастность к каким-либо террористическим организациям, в том числе и к “Акрамия”, отрицают не только арестованные бизнесмены, но и обвиненные властями Узбекистана в членстве в террористических организациях участники митинга в Андижане 13 мая. “Мы никакие не “акрамисты” или “хизбутовцы”, мы простые люди – маляры, плотники, ремесленники, сапожники, кондитеры, которые устали жить в страхе, нищете и голоде. Мы вышли на площадь перед хокимиатом, чтобы поддержать тех, кто дает нам возможность заработать, встретиться с президентом и рассказать ему о наших проблемах”, — говорит андижанец Мамур Мамажанов, бежавший от преследований в Кыргызстан.

Религиозные лидеры южного Кыргызстана также выразили сомнения в существовании движения “Акрамия”. “По имеющейся у нас информации сам Акрам Юлдашев являлся бизнесменом, имел несколько объектов предпринимательства, реализующих импортные товары. Его преследуют не столько за его религиозные взгляды, сколько за якобы имевшие место конфликты предпринимателя и налоговых органов Узбекистана”, — говорит казы Оша, имам Рахматулло ходжи Касымов.

Комментируя ситуацию с “акрамистами”, имам отмечает, что в случае существования движения “Акрамия” религиозные лидеры имели бы по нему информацию. Движения “Акрамия” как официального, да и как неофициального объединения нет. Есть проблема взаимоотношений бизнеса и власти”, — продолжает Рахматулло ходжи Касымов.

На сегодняшний день по так называемому движению “Акрамия” очень мало информации. Большая часть исследователей и журналистов ссылаются на официальный, а значит, прошедший цензуру справочник о религиозных организациях Узбекистана Зухриддина Хусниддинова. В нем отмечается, что “представители религиозно-политического движения “Акрамия” верят только в Аллаха и не поклоняются Пророку. Они не признают никакую государственную систему в мире. Они игнорируют всякие государственные законы, отрекаются от своих родителей и подчиняются исключительно предводителям”. Согласно справочнику, “Акрамия” представляет собой религиозную секту, основные установки которой не может принять официальный ислам. Здесь также указывается, что “Акрамия” исключает возможность сотрудничества с партией \»Хизб-ут-Тахрир\».

Как сообщил Шамшибек Закиров, “акрамисты” не являются радикалами в исламе. Просто они считают, что сейчас еще рано верующим посещать мечети, так как для этого необходимо готовиться и получить специальное образование. \»На юге Кыргызстана, граничащим с Андижанской областью Узбекистана, нами были выявлены несколько последователей Акрама Юлдашева, но они до сих пор себя никак не проявили в отличие от той же \»Хизб-ут-Тахрир\», — говорит советник.

Сам же Акрам Юлдашев вот уже восемь лет находится в заключении по обвинению в создании так называемого движения “Акрамия”. В свое время он занимался бизнесом и считался специалистом по исламу, по крайней мере, до объединения вокруг себя единомышленников. По версии Ташкента, Акрам Юлдашев собрал “религиозно-неграмотных людей” и вступил с ними в “преступный сговор” с целью установления на территории Ферганской долины исламского государства Халифат.

В апреле 1998 года решением Андижанского городского суда он был приговорен к лишению свободы на 2 года и 6 месяцев по обвинению в хранении наркотиков. В конце декабря того же года был освобожден по амнистии. Однако на следующий день после взрывов в феврале 1999 года в Ташкенте он был вновь арестован и тем же судом приговорен к лишению свободы на 17 лет, поскольку, по официальной версии, он являлся ведущим организатором этих трагических событий.

Иначе обстоит ситуация с партией \»Хизб-ут-Тахрир\», которую власти Узбекистана также обвиняют в террористической деятельности, в участии во взрывах в Ташкенте в 1999 и 2004 годах и в акциях протеста в середине мая 2005 года. Религиозная суннитская политическая партия \»Хизб-ут-Тахрир\» аль-Ислами (Партия освобождения ислама) была основана в 1953 г. в Иерусалиме судьей шариатского апелляционного суда Такиуддином ан — Набхани. Изначально целью партии являлось освобождение Палестины от израильтян. \»Хизб-ут-Тахрир\» провозгласила себя “политической партией, идеологией которой является ислам”. Позже партия стала добиваться “возвращения мусульман всего мира к исламскому образу жизни и распространения ислама во всем мире путем джихада”. При этом \»Хизб-ут-Тахрир\» декларирует, что реализация этих целей возможна путем воссоздания единого мусульманского теократического государства Халифат. 

Каждый истинный мусульманин должен стремиться к созданию единого мусульманского теократического государства, ибо в Судный день у него спросят, что он сделал для блага мусульман и единого Халифата”, — говорит член партии \»Хизб-ут-Тахрир\» с 1998 года Абдуллох А.

Согласно партийной программе, цели \»Хизб-ут-Тахрир\»а будут достигнуты в три этапа. На первом будет формироваться партийное ядро, “готовятся люди, которые верят в цели, методы и задачи партии”. Уже на втором этапе планируется активное “взаимодействие с уммой, и третьим этапом должно завершиться установление исламского государства, который включает в себя “миссию донесения ислама до остального мира”. 

В Узбекистане первые ячейки партии появились еще во времена Советского Союза. Уже тогда в умах членов \»Хизб-ут-Тахрир\» зародилась идея строительства Халифата. Однако массовое преследование членов партии, многочисленные судебные процессы в отношении лидеров \»Хизб-ут-Тахрир\» в Намангане, Фергане, Андижане и Маргелане привели к тому, что значительная часть членов \»Хизб-ут-Тахрир\» Узбекистана вынуждена была бежать из страны. В основном партийцы, скрываясь от режима Ислама Каримова, бежали в северный Афганистан через территорию южного Кыргызстана. Многие из вынужденных переселенцев нашли себе приют у своих родственников в кыргызских Оше и Жалал-Абаде.

А вот в самом Кыргызстане впервые о партии \»Хизб-ут-Тахрир\» заговорили только в середине 90-х годов. Следы партии были обнаружены в Ташкентской, Наманганской, Андижанской и Ферганской областях Узбекистана. Чуть позже о ней узнали в Согдийской области Таджикистана, и только ближе к 1995 году партия активизировалась на юге Кыргызстана. По мнению политического аналитика Международной кризисной группы Сании Сагнаевой, если бы не жестокие репрессии Ислама Каримова по отношению к “хизбутовцам”, то о партии в Кыргызстане узнали бы намного позже.

Как отмечают политологи, терпения у правительства Узбекистана по противостоянию деятельности партии явно не хватает. По большому счету власть не знает, что делать с \»Хизб-ут-Тахрир\». Исследователи и государственные структуры поделились в своих определениях и трактовках на два лагеря. Первые утверждают, что это исключительно религиозная партия, которая пытается самоутвердиться в среднеазиатском обществе. Вторые, которых намного больше, считают, что эти люди преследуют политические цели путем использования религии.

На сегодняшний день из-за конфликта бизнесменов и властей Узбекистана назревает серьезная проблема спокойного существования и развития самого бизнеса. Прикрываясь борьбой с религиозным экстремизмом, Ислам Каримов пытается установить тотальный контроль над предпринимателями, а заодно ликвидировать, пусть даже подпольную, оппозицию. Однако, как утверждают участники акции протеста в Андижане, терпение народа заканчивается.