Когда же покажется белый дым над зданием Конституционного совета?

Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

Нефтяные амбиции Лакшми Миттала

Мы уже рассказывали о том, что владелец компании Mittal Steel Лакшми Миттал планирует освоить новую для себя отрасль – добычу и переработку нефти. Сообщения на эту тему уже несколько месяцев не сходят со страниц индийской, западной и казахстанской прессы. Вот самые последние новости на эту тему.

Созданное государственной индийской государственной нефтяной компанией ONGC и крупнейшим в мире металлургическим магнатом Лакшми Митталом совместное предприятие подало официальную заявку на покупку зарегистрированной в Канаде фирмы PetroKazakhstan, основные месторождения и активы которой, оцениваемые более чем в 3 миллиарда долларов США, базируются в Казахстане.

Заявка была подана от имени недавно созданной компании ONGC-MITTAL Energy Ltd., сообщает индийская газета Times of India. “Этот шаг знаменует собой первый выход производителя стали в сферу углеводородного бизнеса, — подчеркивает издание. — У Миттала немало сторонников в Казахстане, и можно предположить, что его участие позволит гарантировать, что казахстанское правительство не воспользуется своим правом заблокировать сделку”.

На 1 января доказанные и вероятные объемы запасов компании PetroKazakhstan независимые эксперты оценивали в 550 миллионов баррелей. Компании также принадлежат нефтеперерабатывающий завод, трубопроводы и электростанция в Казахстане.

Идея вовлечения в нефтяной бизнес миллиардера индийского происхождения возникла после январского визита министра нефтяной промышленности Индии Мани Шанкара Айяара в Казахстан, считает автор публикации. По его мнению, именно тогда “министр понял, что Индии, если она хочет заполучить какое-либо нефтяное месторождение, нужно воспользоваться известным именем”. И такое имя неожиданно скоро обнаружилось – это хорошо известный в Казахстане миллиардер индийского происхождения Лакшми Миттал, занимающий третью строчку в списке мировых миллиардеров журнала Forbes. Однако никогда прежде он не проявлял интереса к углеводородам, всю свою деятельность направляя на последовательное и жесткое расширение влияния в сфере черной металлургии.

На сегодня компания Миттала стала крупнейшей в мировой сталелитейной промышленности, причем не последнее место в ней занимает металлургический комбинат в Карагандинской области. Еще одна индийская газета Business Standard пишет: “Самые высокие доходы Миттал получает от своего наиболее рискованного и наиболее честолюбивого приобретения. Покупку гигантского сталелитейного завода “Кармет” в Казахстане в 1995 году многие в те времена считали игрой на лезвии ножа”.

А вот как характеризует нынешние позиции Миттала в Казахстане Times of India: “Он фактически управляет городом Темиртау, где он сумел в 1995 году возродить переживавший кризис металлургический комплекс. Его компания является основным поставщиком электроэнергии и отопления в городе, она управляет трамвайными линиями, а также поддерживает и управляет медицинской службой. Он вложил миллиарды долларов в системы городского хозяйства в Карагандинской области и столице Астане”.

Тема индийско-казахстанского энергетического сотрудничества попала и в поле зрения иранского агентства ИРНА, рассказавшего о встречах секретаря министерства иностранных дел Индии Раджива Сикри в Астане. Гость провел переговоры с министром энергетики и природных ресурсов Владимиром Школьником, министром иностранных дел Касымжомартом Токаевым и его заместителем Аскаром Шакировым. Главным итогом консультаций можно считать обещание казахской стороны оказать содействие совместному предприятию OVL-Mittal Enterprise (очевидно, речь идет о том же СП, которое в индийской прессе было представлено как ONGC-MITTAL Energy Ltd.).

Судя по всему, Миттал сумел обеспечить своему новому детищу поддержку во властных коридорах Астаны на самом высоком политическом уровне. После этого вопрос с продажей активов PetroKazakhstan можно было бы считать в принципе решенным, не считая юридических формальностей. Однако настораживают очень осторожные комментарии со стороны канадских управляющих нефтяной фирмы, которые тоже могут сказать свое веское слово.

Булат Абилов намерен бороться до конца

Если Миттал может рассчитывать на самый теплый прием в любых столичных кабинетах, то Булат Абилов после перехода в оппозицию, похоже, стал там совершенно чужим. Теперь ему не приходится рассчитывать на хорошие новости из официальных органов.

Зарубежные голоса, вещающие на постсоветское пространство, подробно освещают последние события на политической арене Казахстана. В центре внимания – очередные претензии контролирующих органов к одному из лидеров оппозиции и неопределенность сроков грядущих президентских выборов. Политическим заказом назвал Булат Абилов возбужденные против него уголовные дела в интервью программе “Паровоз” радио “Азаттык”:

— Весь пресс-релиз и все что появилось потом в средствах массовой информации — абсолютная ложь! Можно сказать — клевета высокопоставленного чиновника. Я понимаю, почему сам (председатель агентства) Калмурзаев не вышел, не дал пресс-конференцию. Вы можете проследить, за последний год он дал несколько пресс-конференций лично сам. Ни один из его заместителей не проводил подобное мероприятие. Я думаю, что это политический заказ и господин Калмурзаев не захотел подставляться, он понимал. Я лично знаю, что много месяцев ведутся эти проверки и эти факты не подтверждались. Но есть заказ, и этот заказ нужно выполнять. Поэтому вышел его заместитель и озвучил некоторые якобы достоверные факты.

Булат Абилов намерен судиться с финансовой полицией Казахстана:

— Сейчас мы привлекли юристов, буквально сегодня мы договорились, что нам передадут кассету с Астаны с записью этого человека, который заявил это все. Мы внимательно изучим все. И если это подтверждается из его уст, то мы обязательно подадим в суд по защите чести и достоинства.

Кроме этого Булат Абилов заявил, что готов идти до конца и не собирается покидать Казахстан.

Булат Абилов, представленный как “один из богатейших людей Казахстана и, кроме того, политический соперник нынешнего казахстанского президента Назарбаева”, получил слово и на волне “Голоса Америки”:

— Политическая ситуация в Казахстане такая, что против тех, которые поддерживают оппозицию и оказывают финансовую помощь, естественно, заводятся уголовные дела, чтобы посадить их за решетку. Я не скрывал и не скрываю, что за многие годы предпринимательства я заработал достаточно денег, чтобы сегодня иметь возможность спонсировать оппозицию. Но власть, естественно, не может к этому равнодушно относиться, и в течение многих лет ведутся проверки компаний, которыми я руководил. Моим сотрудникам угрожают. Возбуждают против них уголовные дела. Но им прямо говорят: “У нас заказ на Абилова. Если вы дадите признательные показания, что Абилов совершал какие-то нарушения, то к вам у нас претензий нет. Наша задача – осудить и посадить Абилова”.

Кроме этого, в интервью Булат Абилов увязал акцию надзорных органов с предстоящими президентскими выборами, ситуацию вокруг определения сроков которых он назвал “анекдотической”, не исключив при этом возможности “бархатной” революции в стране:

— Она, конечно, возможна. То есть то, что режим готовится к проведению нечестных выборов, – это понятно. Наши требования просты: честные, справедливые выборы; равный доступ к СМИ всем кандидатам, кто будет баллотироваться; освобождение из тюрьмы политического заключенного Галымжана Жакиянова; изменение закона, по которому на самом деле те же избирательные комиссии будут формироваться по равному принципу от власти и от оппозиции. Тогда можно говорить о каких-то возможных честных выборах. Сегодня этого нет. Власть Назарбаева на это не пойдет. Мы знаем, что он боится честных выборов потому, что никогда их не было.

Поэтому я думаю, что, когда люди и общество увидят, что выборы проходят нечестно, что их голоса украдены, что их волеизъявление фальсифицировано, тогда, конечно, люди при поддержке демократических партий, лидеров оппозиции выйдут на улицу и будут протестовать. И все разговоры, что в Казахстане это невозможно, или что Казахстан экономически силен, или что люди там более обеспечены, чем в Украине, в Грузии или Киргизии, – это все только разговоры. Люди просто хотят и требуют честных выборов, уважения к их волеизъявлению. Они хотят перемен, а перемены – это новый президент.

При Назарбаеве никакие перемены ни в политической, ни экономической сферах невозможны. Все успехи экономики – это только высокие цены на нефть. Все социальные успехи политики внутри страны или стабильность жизни – это все сами люди, народ, который сам хочет стабильности, который сам дорожит тем спокойствием и межнациональным согласием, которые есть в Казахстане. Власть, президент к этому фактически отношения не имеют, но приписывают себе все это.

Между тем Конституционный совет удалился на совещание и вдали от посторонних глаз неспешно обдумывает свой вердикт. Решение вопроса о дате голосования уже заняло у судей гораздо больше времени, нежели выборы Папы Римского конклавом кардиналов. Может быть, надо было поступить по примеру католиков: запереть весь состав казахстанской курии в служебном помещении и не выпускать их оттуда, пока из трубы не покажется белый дым.

“Немецкая волна” обратилась к этой теме еще неделю назад, однако с тех пор ситуация практически не изменилась. “По мнению некоторых экспертов, раздувая шумиху вокруг даты президентских выборов, власти хотят отвлечь внимание от намерения Назарбаева баллотироваться на пост главы государства в третий раз. Ведь в конституции записано, что один и тот же человек может быть президентом не более двух сроков подряд”.

Глава Немецкого общества содействия демократии в Центральной Азии Михаэль Лаубш уверен, что, затягивая вынесение решения о дате выборов, власти руководствуются следующей логикой:

— Я предполагаю, что причина этой нерешительности в стремлении разработать стратегию, которая позволит, с одной стороны, Назарбаеву успешно провести выборы, а с другой, спрогнозировать реакцию Запада на определение даты голосования. И мне кажется, что узкий круг власть предержащих ещё не принял по этому поводу никакого решения.

А известный журналист Сергей Дуванов называет затягивание решения вопроса о дате выборов “неким трюком, с помощью которого можно держать оппозицию в подвешенном состоянии”. Но, по словам Дуванова, возможен и иной вариант:

— Они до последнего момента просчитывают конъюнктуру, потому что не всё так гладко, как кажется. Да, экономическая ситуация для проведения выборов сейчас достаточно благоприятная. Но тем не менее слишком большое внимание приковано к этому региону и слишком большая помощь (не обязательно материальная, может быть моральная) может быть оказана тем, кто будет противостоять власти. Им это не надо. Поэтому, просчитав всё, они могут отложить выборы на будущий год. Так что здесь остаётся только гадать.

Впрочем, что касается шансов сохранения власти в руках Нурсултана Назарбаева, то Михаэль Лаубш считает их весьма высокими даже в условиях демократических выборов:

— …он имеет неплохие шансы вновь занять пост президента. Однако многое зависит и от того, как проявит себя объединённая оппозиция, в которую вошли различные политические силы. Сами выборы будут честными только в том случае, если правительство Казахстана обеспечит своим оппонентам свободный доступ к СМИ, не будет пытаться оказать на неё давление. Если проведение голосования будет соответствовать западным стандартам, нормам ОБСЕ, то объединённая оппозиция действительно имеет неплохие шансы на успех. Но если при подготовке выборов будет использоваться тот же сценарий, что и на прошлых президентских и парламентских выборах, то никаких шансов у оппозиции нет априори.

Сомневается в вероятности смены власти и американский аналитик Фредерик Старр, специализирующийся на проблемах Центральной Азии и Кавказа и наблюдавший за ходом прошлогодних парламентских выборов. Кстати, он полагает, что те выборы прошли без проблем и что страна постепенно продвигается к большей открытости. По его мнению, экономическая и социальная ситуация в Казахстане значительно отличается от соседних государств. “Экономика развивается очень хорошо. Казахстан превратился в страну со средним уровнем доходов, значительно опередив своих соседей”, — сказал он в интервью Kansas City Infozine.

Старр добавляет, что еще один показатель, выделяющий Казахстан на фоне других стран СНГ – существование легальной оппозиции. “Это здоровый признак, если лидеры оппозиции имеют возможность повсюду ездить”, — отметил он, имея в виду недавнюю поездку Алихана Байменова в Соединенные Штаты.

К тому же Старр не разделяет высказываемое в оппозиционных кругах мнение о возможности в Казахстане развитие ситуации по сценарию “цветных революций” на Украине и в Грузии. Такой вариант эксперт назвал маловероятным: “Если какая-либо страна на территории бывшего Советского Союза имеет шанс на бескризисное развитие, то это именно Казахстан, но лишь время покажет, сумеют ли там воспользоваться таким шансом”.

Америка нам поможет. В 2012 году

2012 год. Казахстан погружается в хаос. Казахский президент и члены Совета Безопасности погибли в результате взрыва, организованного имеющим дурную славу пакистанским военачальником и торговцем оружия по имени Аамир Рахил (Aamir Rahil). После смерти президента военное руководство Казахстана раскололось на фракции, соперничающие за установление политического контроля над страной. Рахил стремительно наступает на объединенные силы, используя свои связи в среде коррумпированных казахских военных. Большая группа лояльных Казахстану солдат совместно с войсками ООН направляется в регион для стабилизации положения”.

Итак, в действие вступает отряд быстрого реагирования под названием “Призраки”, которые действуют совместно с группой военных Казахстана, возглавляет которую некий Григорий Козлов (Grigoriy Koslov). Их цель – уничтожить Рахила и разбить его подчиненных.

К счастью, таким видят будущее не политологи или футурологи, а лишь разработчики компьютерных игр. Отдающий абсурдом экстремальный сценарий лег в основу новой игры-стрелялки, получившей название Ghost Recon 2 Summit Strike, о которой мы узнали из презентации на сайте фирмы-производителя Softpedia. А дальнейшее развитие событий – в руках геймеров, которых заинтересует данный продукт.

Выход игры можно считать очередным поводом для рассуждений о политкорректности в виртуальном мире и международном имидже нашей страны. Однако рискну предположить, что вряд ли упоминание Казахстана как страны с нестабильным и слабым режимом имело целью нанесение ущерба нашей репутации. Не думаю, что за появлением игры можно усмотреть какой-либо политический расчет, кроме желания показать американскую армию как главную и практически единственную силу, способную навести порядок в любой точке мира. Хотя есть примеры с гораздо более откровенным и даже опасным политическим контекстом, скажем, недавняя новинка от украинских компьютерных умельцев, которые разработали игру, в которой разгорается нешуточная война между Украиной и Россией.

Абердин хочет космической славы

Тему развлечений продолжает британская Sunday Times, которая поведала о планах создания в шотландском городе Абердине развлекательного центра с космическим уклоном. Предполагаемый “космический парк” должен быть посвящен Монтгомери Скотту, больше известному как Скотти, – одному из главных героев фильма “Звездный поход” (Star Trek).

Лорд-мэр Абердина Джон Рейнольдс, похоже, всерьез взялся за осуществление планов по превращению своего города в туристическую Мекку и уже установил контакты с НАСА и правительством Казахстана. Кстати, ранее и другие города Шотландии, включая знаменитый Эдинбург, претендовали на право считаться официальной родиной Скотти.

Первоначально предлагалось, что увековечить связь с киногероем могла бы мемориальная доска или статуя. Однако увлекающийся научной фантастикой Рейнольдс решил не ограничиваться столь банальным подходом. “Если не считать виски и клетчатой ткани, то в Абердине никогда не было крупных достопримечательностей, но теперь мы получим возможность создать излюбленное место, которое привлечет сюда людей со всех континентов”, — говорит он.

В последние годы городской совет Абердина принимал делегации НАСА, и, кроме того, подписал несколько торговых отношений с Казахстаном, который также является крупным международным нефтяным центром. Рейнольдс просит власти Казахстана предоставить для будущей экспозиции отслужившую свой срок космическую ракету.

Рустам Таженов, консул Казахстана в Абердине, выразил надежду, что его правительство окажет содействие в создании “космического парка”. “Находящийся в стране космодром Байконур был центром осуществления советской космической программы в эпоху холодной войны, — напоминает автор статьи. — После распада Советского Союза российское правительство за более чем 60 млн. фунтов стерлингов арендовало космодром, который по-прежнему активно эксплуатируется”.

Предложение лорд-мэра замечательное, — считает Таженов. — Все, что способствует дальнейшему развитию крепких связей, сложившихся между нашими двумя странами, необходимо поддерживать”. Вполне серьезно отнеслись к идее и в НАСА, где напомнили, что уже были прецеденты, когда американские космические корабли демонстрировались публике за границей.

К этому можно добавить лишь одно. Почему же подобные идеи создания масштабных развлекательных центров никак не приходят в голову наших казахстанских чиновников, ведь и Байконур под рукой, и за позитивный имидж надо бороться, и туристов привлекать. Вон уже и Абердин, известный лишь своими нефтегазовыми предприятиями, решил извлечь пользу из своего статуса родины вымышленного персонажа. А нам и выдумывать ничего не надо, только грамотный расчет и умелый менеджмент. И очень скоро красивая идея станет реальностью, притягивая толпы туристов со всего света.