Казахстан превращается в сырьевой придаток Китая. Нефть и уран пойдут на восток

Мировая пресса о событиях в Казахстане и вокруг него

Английская версия главной китайской газеты “Жэньминь Жибао” People\’s Daily называет “золотым дном” нефтегазовые ресурсы государств, расположенных на древнем Шелковом пути. Отныне Пекин нацеливается на формирование новых маршрутов поставок энергетических ресурсов из Центральной Азии в восточные и центральные районы Китая. Новой энергетической базой в рамках этой стратегии должен стать соседний Синьцзян.

Китай притягивают казахстанские залежи нефти, по данным издания, оцениваемые в 54 миллиарда баррелей, и доказанные запасы природного газа в 65-70 триллионов кубических футов. Не прошли мимо внимания китайских стратегов и газовые богатства Туркменистана и Узбекистана. “Все три страны становятся важными поставщиками нефти и газа в Китай, — подчеркивается в статье. — В начале этого года стартовали работы по строительству трубопровода, предназначенного для поставок нефти из Казахстана в Китай, также строится еще один трубопровод, предназначенный для транспортировки нефти и нефтепродуктов в пределах западных регионов Китая. Вместе с газопроводом \»запад-восток\», который был завершен в конце прошлого года, \»коридор\» для транспортировки нефти и газа, обретает законченную форму”.

22 августа генеральный директор одной из ведущих нефтяных компаний Китая PetroChina объявил о том, что проект нефтепровода из Казахстана в Китай будет завершен к концу этого года. Общая протяженность трубопровода составит 3040 километров, из которых 2800 километров пролягут по территории Казахстана и еще 240 километров — по китайской земле. Инвестиции на строительство достигнут 3 миллиарда долларов США. Предполагается, что к 2010 году Казахстан будет экспортировать своему восточному соседу 20 миллионов тонн нефти ежегодно.

В марте текущего года началось и строительство внутреннего китайского нефтепровода, который свяжет синьцзянский город Душаньцзы с северо-западом Китая. Магистраль длиной в 4 тысячи километров станет крупнейшим нефтепроводом в Поднебесной. В результате осуществления всех этих проектов, подчеркивает газета, “Синьцзян станет ведущим поставщиком нефти и газа в другие части Китая”. Уже сейчас компании PetroChina и Sinopec вкладывают огромные средства в разведку углеводородного сырья в автономном районе. Если учесть транзит сырья из Центральной Азии, можно прийти к выводу о том, что Синьцзян превращается в главный форпост осуществления энергетической стратегии Пекина.

Тему продолжает еще одно китайское издание China Daily. По его данным, только компания PetroChina планирует вложить до 12,3 млрд. долларов в строительство новых нефте- и газопроводов в ближайшие пять лет. Один из главных проектов в этом ряду – нефтепровод из Казахстана до перерабатывающего завода в Душаньцзы, который будет запущен в декабре. Отмечается, что сырье для новой магистрали обеспечат месторождения компании PetroKazakhstan, недавно приобретенной ведущей китайской нефтяной корпорацией CNPC. Сообщение на эту же тему появилось и на страницах канадской газеты National Post и ряда других изданий.

Кстати, по информации Reuters, судьба PetroKazakhstan будет решена 18 октября, когда состоится собрание акционеров компании. Владельцы акций должны будут утвердить сделку с CNPC о продаже PetroKazakhstan за 4,18 млрд. долларов. Правление рекомендует акционерам одобрить сделку.

Агрессивная политика Пекина в углеводородном секторе, целью которой является получение контроля над максимально возможным количеством месторождений и трубопроводов, вызывает опасения и недовольство прежде всего в США, чьи национальные интересы напрямую сталкиваются с китайскими. Однако в сфере поставок урана дела обстоят иначе.

Деловое издание Business Report рассказывает о планах Китая обеспечить свои потребности в ядерном топливе, причем его активность в этом секторе \»вызывает на удивление незначительное сопротивление и привлекает большой интерес стран, обладающих месторождениями сырья\». В ближайшие 15 лет Пекин планирует построить 40 ядерных реакторов, стремясь снизить свою зависимость от нефти. По мнению экспертов, в ближайшие полтора десятилетия именно Китай станет основным источником роста спроса на уран. Если на сегодня страна потребляет полторы тысячи тонн урана, то к 2020 году эта цифра может вырасти в пять раз. Уже сегодня собственное производство урана обеспечивает лишь половину потребностей страны.

В статье речь идет о том, что Австралия, Канада и Казахстан — страны, владеющие большей частью мировых запасов урана — проявляют значительный интерес к продаже урана Китаю.

Автор статьи напоминает, что в ноябре прошлого года Китай подписал долгосрочное соглашение с национальной атомной компанией Казахстана \»Казатомпром\» о сотрудничестве в добыче и переработке урана. По данным издания, Казахстану, уже поставляющему атомное сырье своему восточному соседу, принадлежит 17 процентов мировых залежей урана. Расширяется сотрудничество Поднебесной с Канадой и Австралией, на долю которых приходится соответственно 14 и 30 процентов запасов урана.

Таким образом, нефть, уран, металлы и все прочие богатства недр Казахстана все больше становятся средством удовлетворения безграничных аппетитов Китая, а новые трубопроводные и железнодорожные магистрали становятся артериями, благодаря которым наша страна вскоре вполне может превратиться в сырьевую провинцию восточного соседа.

Многовекторность по-армейски

Набирают обороты не только углеводородные, но и официальные контакты Астаны и Пекина. Не проходит месяца, чтобы нашу страну не посетила высокая делегация из Поднебесной. Очередным визитером на минувшей неделе стал министр обороны Цао Ганчуань.

People\’s Daily рассказывает о встрече главы военного ведомства Китая с его казахстанским коллегой Мухтаром Алтынбаевым. Гость заявил о том, что его страна придает большое значение развитию двусторонних военных связей и намерена и дальше расширять сотрудничество в деле взаимных визитов военных делегаций и обучения специалистов. Со стороны министра обороны Казахстана прозвучали слова о стратегическом партнерстве двух государств и взаимодействии в рамках международных и региональных организаций, таких, как Шанхайская организация сотрудничества. Вновь речь зашла о том, что обе страны будут вместе противостоять “трем силам зла” — терроризму, экстремизму и сепаратизму.

Похожие заявления, как передает агентство \»Синьхуа\», звучали и в ходе встречи китайского министра с премьер-министром Казахстана Даниалом Ахметовым. По словам главы правительства, Казахстан и Китай – добрые соседи, традиционная дружба и сотрудничество которых получили в последние годы новый импульс. Свидетельство тому – декларация о стратегическом партнерстве, подписанная в июле в Астане президентом Нурсултаном Назарбаевым и председателем Ху Цзиньтао. Этот визит, по словам Ахметова, поднял двусторонние отношения на новый уровень.

Впрочем, как бы предупреждая обвинения в одностороннем геополитическом крене на Восток, Казахстан обозначил на днях свою многовекторность участием в военных играх на полуострове Индостан. То же агентство \»Синьхуа\» со ссылкой на газету Indian Express рассказывает о проведении многосторонних совместных военных учений в Индии. В школе индийского спецназа в Мизораме подразделения особого назначения из ряда стран будут отрабатывать тактику борьбы с вооруженными мятежниками. Для участия в учениях прибывают коммандос из таких стран, как Соединенные Штаты, Россия, Афганистан, Бутан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланка, Маврикий, Сингапур, ЮАР, Мьянма, Ирак, Гана, Ботсвана и Казахстан. Если казахстанские военные в прошлом году уже были замечены в Индии, то для России это будет премьерой, причем отмеченной на достаточно высоком уровне. Ожидается прибытие министра обороны Сергея Иванова для наблюдения за учениями, где российский спецназ обещает продемонстрировать тактику борьбы с террористами в условиях города, отработанную, вероятно, в ходе многолетних боевых действий на Северном Кавказе.

О визите Клинтона вспомнили еще раз

Как мы уже отмечали в прошлом обзоре, визит экс-президента США Билла Клинтона в Казахстан не вызвал заметного интереса мировой прессы. Лишним подтверждением может послужить то, что из крупных американских изданий лишь Washington Times уделила информации о визите буквально несколько строк. К тому же публикация датируется 17 сентября, тогда как высокий гость побывал в Алматы десятью днями ранее. Удивительная по нынешним меркам неспешность для достаточно влиятельной ежедневной газеты. Что касается содержания сообщения, речь идет об уже известных заявлениях Клинтона, в которых он поддерживает планы президента Нурсултана Назарбаева по дальнейшим политическим и социальным реформам, а также о сотрудничестве в борьбе со СПИДом.

Выборный шок по-нашему и по-норвежски

RFE/RL (радио “Свободная Европа-Свобода”) посвятило материал недавним заявлениям президента Нурсултана Назарбаева, в которых он предостерег иностранные неправительственные организации от вмешательства в начавшуюся избирательную кампанию, пригрозив в противном случае судебными преследованиями. Аналитики, на которых ссылается автор материала, считают, что Назарбаева тревожит возможность повторения цветных революций на его родине. “Наш парламент и правительство будут пристально следить за действиями иностранных и казахстанских неправительственных организаций, чтобы убедиться в соблюдении ими наших законов и нашей конституции”, — заявил президент.

Ужесточение отношения к НПО в последнее время власть связывает с необходимостью обеспечения национальной безопасности и угрозой терроризма. Однако независимый политолог Сейдахмет Куттыкадам заявил в интервью радиостанции, что контроль над неправительственными организациями не имеет особого отношения к проблеме безопасности, и гораздо больше связан с попыткой сохранить текущее положение дел: “Ныне все заявления и идеи, высказываемые президентом, все мысли, выдвигаемые его командой, — это не что иное, как попытка спасти их власть. Они пытаются заткнуть рот неправительственным организациям, подвергая сомнению законность их действий”.

А руководитель Независимой сети наблюдателей Казахстана Дос Кошим высказал сомнение в том, что НПО являются проводниками иностранного вмешательства во внутренние дела Казахстана, сославшись, как и президент, на опыт цветных революций. “Мы непосредственно осуществляли контроль на выборах в Грузии, на Украине и в Кыргызстане, и я лично не видел никакого финансирования со стороны международных НПО – никаких, как они [власти Казахстана], говорят, \’тонн денег\’, которые раздавали людям на улицах”, — утверждает Кошим.

Офис по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ направил в Казахстан миссию, которая должна будет оценить ситуацию накануне выборов. Представитель офиса Урдур Гуннарсдоттир заявила в Варшаве о том, что направление миссии является стандартной процедурой в отношении страны, планирующей проводить выборы. Агентство IRIN отмечает, что Офис по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ действует в таких сферах, как наблюдение за выборами, демократическое развитие, права человека, терпимость, борьба с дискриминацией и законность.

В публикации говорится о том, что президент Нурсултан Назарбаев, который намерен баллотироваться на новый семилетний срок, “подвергался жесткой критике за блокирование демократических реформ и преследование политических оппонентов и независимых средств массовой информации”.

Международные наблюдатели отметили нарушения на прошедших год назад парламентских выборах. Однако на днях руководитель Казахстана пообещал, что новые выборы будут “свободными, справедливыми и прозрачными” и “не оставят никаких сомнений” ни среди избирателей страны, ни у международного сообщества.

Но сомнения высказывают активисты и местных, и международных организаций, – замечает в завершение автор материала. – Организация Freedom House в своем ежегодном докладе о сравнительном состоянии ситуации с политическими правами и гражданскими свободами во всем мире, охарактеризовала крупнейшее государство Центральной Азии как \’несвободное\’”.

Между тем международные наблюдатели за выборами из стран Центральной Азии и Кавказа побывали в Норвегии и, как сообщает газета Aftenposten, были шокированы практикой местных выборов. Что же так удивило гостей из Казахстана, Кыргызстана, Грузии и других стран региона? Наблюдатели, посетившие муниципальные избирательные участки, рассказали о том, что в нескольких местах люди голосовали, не предъявляя удостоверений личности или иных документов, поскольку они были знакомы с членами избирательных комиссий. По мнению иностранцев, это делает до смешного легкими возможные фальсификации. Помимо этого, наблюдателей обеспокоили такие факты, как отсутствие охраны на избирательных участках и возможность взять столько избирательных бюллетеней, сколько желаешь.

Ас Хаммерхей, мэр городка Хобол в графстве Остфольд считает важным критическую оценку со стороны на норвежскую выборную систему: “Я думаю, что далеко не все норвежцы считают, что в Норвегии все лучшее. Это не всегда так, и для многих представляет интерес критический взгляд на нас”.

А лидер консервативный партии Эрна Солберг сочла, что претензии иностранных наблюдателей вызваны тем, что они привыкли к совершенно иным условиям проведения выборов, намекая на то, что в странах бывшего СССР люди только и мечтают о том, как бы воспользоваться малейшим шансом и обмануть избирательные органы.

После Андижана

В последние дни появилось немало статей, возвращающих нас к трагическим майским событиям в Андижане. Иностранная пресса пишет о ситуации вокруг узбекских беженцев, которым удалось вырваться в Киргизию и оттуда на Запад, а также об отношении к режиму Ислама Каримова.

Автор статьи в американском издании Hoover Institution (перевод сайта Inosmi.ru) полагает, что после терактов 11 сентября Соединенным Штатам удалось получить некоторые дивиденды в рамках прежней стратегии сотрудничества с режимом Ислама Каримова: “Каримов без колебаний разрешил войскам США и других стран НАТО использовать узбекские авиабазы в ходе вторжения в Афганистан. База Карши-Ханабад на территории этой страны сыграла огромную роль в обеспечении американского военного присутствия в регионе… Создалось впечатление, что Каримов проводит проамериканскую политику, а его методы позволяют обеспечить в Узбекистане столь нетипичную для стран региона стабильность”.

Однако иллюзии оказались недолговечными: “в долгосрочной перспективе из диктаторов никогда не получаются надежные союзники”. Причин тому несколько. Во-первых, внутриполитическая стабильность, которую они обеспечивают, носит временный характер. “Столкнувшись с брожением в обществе, угнетатели-\’самодержцы\’, чтобы сохранить власть, усиливают репрессии, тем самым только усугубляя недовольство, выталкивая на обочину умеренные силы и укрепляя позиции экстремистских группировок, например, исламских фундаменталистов”. Во-вторых, обязательства таких правителей мало что стоят. “Диктаторы-друзья быстро превращаются во врагов”, — отмечает обозреватель, ссылаясь на решительное изменение внешнеполитических приоритетов Ташкента. Как известно, после событий в Андижане Ислам Каримов потребовал вывести со своей территории американские войска и предпринял ряд шагов по сближению с Россией и Китаем.

Полагаясь на Каримова в качестве союзника, — резюмирует автор, — мы упускаем возможность способствовать возникновению в стране демократических институтов, которые гарантировали бы куда более прочный союз между Узбекистаном и США”.

А вот как описывает социально-экономическую ситуацию в Узбекистане корреспондент швейцарской газеты Tages Anzeiger (перевод сайта Inopressa.ru): “Сегодня три четверти узбеков живут на уровне или даже ниже границы бедности. Зарплаты в государственном или близких государству секторах составляют от 10 до 30 швейцарский франков. Полицейские и чиновники живут на взятки, пенсионеры в Андижане уже полгода не получают пенсии. Кредиты крестьянам и мелким предпринимателям недоступны, так как деньги присваиваются каримовскими фаворитами. Кто говорит об этом открыто, рискует жизнью: предполагаемая опасность исламистского переворота служит режиму Каримова предлогом для преследования, арестов и иногда даже для похищения журналистов и оппозиционеров”.

Реакцией на государственные репрессии в Андижане стало возникновение в последние годы фактически параллельного общества: “Бизнесмены создали частные продовольственные, текстильные или мебельные фирмы, из которых вскоре выросли процветающие концерны. Эти предприниматели создавали рабочие места, платили хорошие зарплаты, отпускные и спонсировали школы и общественные институты. Шеф Рафшана K. был владельцем процветающей сети обувных магазинов, представленной по всему Узбекистану. \»Нам с ним было хорошо, – говорит бывший торговец обувью, – но его успех спровоцировал правительство\». Президент Каримов нанес ответный удар: год назад были арестованы 23 андижанских бизнесмена, которых обвинили в исламском антигосударственном заговоре”. Как известно, после суда над ними начались печально известные андижанские события. Трудно сказать, кто стоял за ними – то ли друзья бизнесменов, то ли провокаторы, однако тысячи людей, вышедших на митинг и надеявшихся на то, что их услышат, получили в ответ пули.

Незадолго до 16 часов солдаты и полицейские спецподразделения взяли площадь Бабура в осаду, в кольце оказалось почти 20 тыс. человек. Никто не мог ни войти, ни выйти. И тут в толпу стали стрелять с бронетранспортеров, потом подключились снайперы, сидевшие на крышах… Через два часа полиция открыла узкий проход, и люди в панике устремились по широкому бульвару на север. Но предполагаемое избавление оказалось смертельной ловушкой. На противоположном конце бульвара их поджидали другие бронетранспортеры, которые стреляли в бегущую толпу. По улице текла кровь.

Примерно 600 человек удалось вырваться из-под града пуль, свернув в узкий переулок. Они вышли из города и бежали десять часов, пока не добрались до киргизской границы. Но и там их обстреляли солдаты. Однако после переговоров с главой администрации пограничной деревни беженцам удалось покинуть страну. В Андижане бойня продолжалась до утра 14 мая. Очевидцы рассказывают, что солдаты прочесывали улицы и арестовывали раненых. Свидетелей решили не оставлять”.