Август на окраинах Европы. Часть 2. Окончание

Путевые заметки

Окончание. Начало см. здесь.

Румыния

Два года назад я уже предпринял попытку въезда в эту страну, доверившись анонимному интернет-источнику. А он вещал, что нет ничего проще, чем туда попасть. Казахстанцам якобы, как и россиянам, виза не нужна, а возникнут проблемы – так дайте пограничнику двадцать евро и будет обоим счастье. Напрасно не стал я себя мучить в тот раз получением румынской визы в Алматы, а попросту, когда понял, что все пропало, сунул деньги, как поучал неизвестный автор. Пограничник деньги взял и… повел составлять на меня протокол за дачу взятки должностному лицу. В течение 15 минут я увещевал его как мог, что произошла ошибка, что я думал, что визу можно купить на границе, непосредственно у господина генерала. Не генерал еще? Ну тогда у господина полковника, майора, офицера в конце концов и т.д. Потом я ему надоел. Оставив в качестве вещдока мои евро при себе, он просто сдал меня своим украинским коллегам. Те оказались куда как более человечными, лишь подивились (это вообще свойственно украинским пограничникам), что вообще меня туда понесло. И даже помогли поймать такси, чтобы добраться назад в славный украинский город Черновцы.

В этот раз все было как нельзя более цивильно. Я и моя попутчица оформили визы в Алматы. У нас были страховки и даже немного денег на всякие предвиденные и прочие расходы. Но прежде чем Румыния с первых километров стала рушить мои стереотипы об этой стране, нужно было еще пересечь молдавско-румынскую границу. Румынские пограничники, на мой взгляд, ничуть не изменились ни со времен неудачного перехода через румынскую границу сына турецкоподданного Остапа Бендера, ни с момента моего собственного эксперимента. Докапывались почти до всего: есть ли страховки (есть!), куда собираетесь поехать? (а вот туда), а почему именно туда? А есть ли у вас деньги из расчета 100 евро в день на человека (таких денег не было, но в том не признались), а если вы туристы, есть ли фотоаппарат (вот он), а еще какие-то документы, помимо паспорта? Потом начался таможенный досмотр содержимого рюкзаков, и лишь обнаруженные вместо наркотиков и оружия истинно дамские детали женского туалета моей попутчицы и купленные обратные билеты из Кишинева прекратили набивший оскомину как нам, так остальным пассажирам маршрутки унизительную процедуру. Все, мы в Румынии.

С самого начала было запланировано посещение трансильванской – самой красивой и загадочной части этой страны. Надо сказать, что мы очень удачно вписались, так как пару неделями раньше там случились сильнейшие наводнения, размывшие половину дорог и железнодорожных полотен, а еще через две недели после нашего отъезда все опять повторилось. Но у нас все замечательно. Первый же город Яссы, что недалеко от молдавской границы, дал понять, что мы все же в Европе. Красиво, чисто и все дышит стариной. Нет ожидаемых толп нищих. Цыганки есть, но не очень наглые (просят всего один евро) и к тому же придают определенный колорит местности. Цены в магазинах и кафе сравнимы с нашими. Еще шесть часов на микроавтобусе по витиеватым карпатским дорогам и мы прибываем в первый город – Тыргу-Муреш, из которого на следующий день отправляемся в сказочный городок Сигишоару — согласно местным преданиям родину вампира Дракулы. Правда, туристский брэнд №1 оспаривается как минимум еще 3-4 городами, и заметно, что на этом всемирно известном персонаже румыны научились делать серьезные деньги.

Когда-то князь Влад Тепеш нормально подчистил местное население, сажая своих подданных на кол за малейшую провинность. Правда, параллельно, он сумел избавить Румынию от турецкого засилья (за что румынский народ благодарен ему до сих пор), применяя свой испытанный метод. Ну и за зверства, выходящие за рамки даже жестокого средневековья, ему дали прозвище Дракула – Дьявол. Позже английский писатель Брэм Стокер обессмертил этого персонажа в своем самом известном романе (за что румынский народ опять же благодарен и писателю и его герою), существенно повлиявшего на развитие туристического бизнеса страны. С другой стороны, Сигишоара, хотя и сказочно красив, стал городом-аттракционом, и если кто-то желает ознакомиться с подлинной румынской Трансильванией, сей город не должен находиться в списке для обязательного посещения. Слишком много туристов и мало настоящей Румынии.

Завершающей точкой нашей поездки должен был стать Брашов, второй по величине город Румынии, охваченный цепью карпатских гор. Помимо своих несомненных исторических достопримечательностей, Брашов известен прежде всего благодаря все тому же князю Тепешу, чей замок находится в получасе езды от города.

Правда, сходу доехать до Брашова из Сигишоары не вышло: единственный раз за всю поездку нам удалось перепутать поезд. С ним сразу возникла непонятная ситуация, так как приход был объявлен на второй путь, а указатели утверждали, что их на вокзале всего два, притом только первый и третий. Не знаю, как это может быть, но второго не было совсем. И так совпало, что поезд, направляющийся в противоположную сторону, пришел в то же самое время… Вернувшись на вокзал, узнали, что следующий поезд до Брашова отходит в 11 вечера, а прибыть в Брашов поздней ночью нас совсем не устраивало. Вернуть деньги за неиспользованные билеты тоже отказались и посему было принято решение принципиально добираться до Брашова автостопом, несмотря на надвигающиеся сумерки. Пока вышли из города стало реально темно, и мысли начали кружиться относительно ночлега в ближайшем поле. Однако на ..дцатый раз взмаха руки остановилась фура и водитель без лишних слов, так как все равно не понимал ни на одном из доступных нам языков, согласился подвести нас до Брашова за так. А это 110 километров.

Как бы нам не повезло, но в Брашов прибыли уже ночью. Однако такая мелочь уже не шла ни в какое сравнение с виртуозно осуществленным актом автостопа и тем, что не пришлось искать ночлега в горах или поле.

Естественно, долгая прогулка по городу на следующий день увенчались поездкой к главному туристическому аттракциону Румынии – замку Бран, расположенному в одноименной деревушке. Вот только приехали к нему, когда он уже закрыл свои ворота для посетителей. Резонно оценив обстановку, мы пошли в обход через горы, логически размышляя, что вряд ли румыны станут окружать замок дополнительной стеной со стороны гор, ведь далеко не каждый европеец пойдет несколько километров в обход, по буреломам и бездорожью. И мы в конце оказались вознаграждены тропою, ведущей к замку. Правда, сам замок, конечно же, был заперт, а вторгаться в него даже нам показалось слишком уж вызывающим действом, посему пришлось ограничиться прогулкой и созерцанием могил, раскиданных по его территории.

Уже позже мои знакомые боксеры из Молдовы поведали одну историю, связанную с этим примечательным местом. Во время какого-то чемпионата, проходившего в Брашове, команда в рамках культурного просвещения поехала ознакомиться с содержимым замка Бран. В замке, как они рассказывали, было хоть и красиво, но мрачно. А бокс пусть спорт не для робкого десятка, но впечатлительные натуры попадаются и среди боксеров. И вот один такой впечатлительный подошел, движимый любопытством, к темному гробу Дракулы, стоящему в центре темного зала. А в нем находился, конечно же, сам легендарный владелец замка. Который вдруг, не сказав ни слова, начал подниматься. Боксер среагировал первым и точным хуком загнал вампира снова в гроб. Хорошо еще, что не навсегда. Чтобы замять скандал с актером, игравшим Дракулу в тот неурочный для него вечер, и поправить нанесенный ущерб здоровью, пришлось спортсмену расстаться с несколькими десятками долларов. Правда, неизвестно, до сих пор ли народ пугает работник цеха искусств или ему на смену пришло чудо техники. Да, и кстати, реальная могила Влада Тепеша находится вовсе не в замке, а недалеко от Бухареста.

Покинув замок тем же путем, мы оказались на деревенском празднике для своих, так как все туристы уже разъехались. И о том не пожалели. Изрядно испробовав местного пива и белого вина, мы стали искать общения с жителями деревни. А точнее они начали искать его сами, отреагировав на вспышки моего фотоаппарата, в результате чего в нашем рационе оказались самодельный сыр и йогурт. Друг друга естественно никто не понимал, но все было понятно и без слов. Минут через десять возле моей попутчицы уже расположилось трое местных кавалеров, которые знаками поясняли, что ей просто необходимо забеременеть в этой деревне. Вот только непонятно от кого, от меня ли, от Дракулы, но, скорее всего, от них самих. Я не стал вмешиваться в их дискуссию, а просто купил местной водки на разлив – палинки. Много мне довелось пробовать в жизни разной экзотики и гадости тоже, но такое, я уверен, пил впервые, и, надеюсь, что больше не доведется. Зато меня шарахнуло уже через пять минут и, наверное, в тот момент я был готов на что угодно: хоть остаться в деревне на ПМЖ и учить румынский, хоть пойти к замку охотиться на вампиров, поступило бы предложение. Но к счастью последнее, что я запомнил из этого вечера, была темная дорога, выкинутые пальцы в знак автостопа, а потом гостиничный номер. Видимо, трюк с автостопом снова удался…

Времени, проведенного в Трансильвании, оказалось совершено недостаточно, чтобы ознакомится даже с этой частью, по сути страны в стране, не говоря уже обо всей Румынии. Но Европа есть Европа, пусть даже задворки, и каждый день пребывания обходился в хорошую сумму. Как живут местные жители – тоже осталось загадкой, хотя, одна из самых бедных европейских стран выглядела куда как презентабельней своего молдавского соседа. И намного самоуверенней. И пускай до Европейского союза Румынии пока что далеко, но практически повсеместно рядом с государственным стягом развивается флаг Евросоюза. А историческая память о том, что Румыния уже когда-то была частью великой Римской империи находит свое отражение в многочисленных памятниках Ромулу и Рэму и румынском языке, очень мелодичном и похожим на итальянский. И, наверное, еще в генетической памяти жителей этой страны. В своей ментальности народ, кажется, тоже приближается к Европе: доброжелательных и искренне желающих помочь людей оказалось куда как больше тех, кто отдает предпочтение мелкой разводке иностранцев на деньги. А сама Румыния запечатлелась в памяти как ни странно не благодаря обветшалым крестам и мрачным замкам, а страной гнезд аистов вместе с этими красивыми птицами.

Но все хорошее заканчивается и пора покидать эту европейскую окраину, куда оказалось не так-то просто попасть. Но все не так меланхолично, поскольку впереди нас еще ждал Крым с новым лагерем, еще более экзотичным для нас, чем Экотопия – последующая неделя была посвящена изучению опыта построения еще одной прекрасной утопии, о которой я уже имел представление. Мы ехали получать представление об основах джамахирийского общества. А что может быть лучше Крыма, моря, солнца, гор, крымских вин и Джамахирии? Мне кажется ничего.

P.S. За время совершения путешествия ни один западный фонд материально не пострадал.