В Алматы желтый цвет – вне закона, или новые мытарства “Кахара”

“Якобы есть постановление самого акима города Алматы о том, что раздача желтых лент и их ношение запрещено…”

Неделя Голландии в Казахстане, начавшаяся с большого концерта на Старой площади, для “Кахара” закончилась задержанием и препровождением в Алмалинское РУВД. Начиналось все вполне мирно. Ребята раздавали желтые ленты, поздравляли жителей нашего города с праздником, сами радовались как дети. Впрочем, активисты Кахара и есть дети. Что не помешало товарищам в погонах отыграться на этих детях “по-взрослому”.

Как оказалось (вернее, как пояснили работники полиции), существует некое “Постановление акима города о … запрете и ношении желтых лент”. Из-за желтого цвета молодым людям из “Кахара” не только испортили праздничное настроение. Полицейские пытались обвинить кахаровцев в распространении листовок, которые вдруг неожиданно “появились” после задержания ребят. Только своевременное вмешательство правозащитников помогло избежать многих “проблем”, которыми грозили полицейские. Кстати, примечательно то, что данным делом на сей раз занимались не работники отдела охраны общественной безопасности, а… уголовный розыск.

О том, как все началось и чем продолжилось, рассказывает сама участница “инцидента” активистка “Кахара” Жаным Б.

***

— С чего все началось?

— В семь часов вечера мы подошли на Старую площадь и стали ждать концерта. И стали повязывать всем желающим желтые ленточки.

— С какой целью вы раздавали эти ленты? Хотели позлить полицейских?

— Конечно же нет. Просто был праздник, у нас было хорошее “солнечное” настроение, хотелось им поделиться с другими жителями нашего города. А тут подходит к нам полицейский в форме. Не представившись, он стал запрещать нам раздавать желтые ленты и попросил уйти “по-хорошему”. Мы возразили – в этом нет ничего противозаконного, все было очень мирно. Затем нас начали снимать на камеру люди в штатском. Снимала на камеру женщина под руководством некоего молодого мужчины, от которого тянулся сивушный дух. Он сказал: “Пусть все их лица заснимут на камеру. Сними каждого”.

— Полицейские пояснили, почему нельзя раздавать ленты?

— Ты будешь смеяться, но объяснили это тем, что якобы есть постановление самого акима города Алматы о том, что раздача желтых лент и их ношение запрещено.

— Прямо так и сказал? Не запомнили фамилии?

— Да, так и сказал. Это его дословная фраза. Он представился как Алмас. Такой небольшого роста, с усами.

— Хорошо. Что было дальше?

— Дальше события разворачивались как в самом крутом боевике с недотепой “режиссером”. Нас было четверо: 2 девушки и 2 парня. Так вот, нас, безобидных детей, попросили пройти к автобусу за здание КБТУ. Представь себя на нашем месте – что без какого-либо вразумительного объяснения тебя хотят завести “за угол” люди в форме. Мы ни в какую, пусть сначала нам принесут “постановление акима” при свидетелях. Нам сказали, что с нами будут разговаривать “там”, за углом. Один из наших парней пошел, ну и мы все тоже – одного ведь не бросишь. В это время он начал звонить нашим правозащитникам. У этого самого автобуса нам сказали, что нас задерживают до выяснения личностей, не состоим ли мы на учете или в уголовном розыске. Мы отказались куда-либо ехать без правозащитника. Предъявили им свои удостоверения. Казалось бы все выяснили, кто мы, что мы – но они все равно не отпускали. Затем тот подвыпивший полицейский в штатском начал угрожать: “Ребята, лучше сядьте по-хорошему в машину или же мы вас силой затащим. Мы применим силу – имеем право, мы при исполнении”. Пока мы ждали подмогу, к автобусу притащили девушек, которым мы повязали ленты и которые были абсолютно не причем. Полицейские начали снимать с них ленты, а бедные девушки возражали – они такие красивые, нам они нравятся, зачем вы это делаете. Пока шло разбирательство, приехала наша правозащитница. Она приехала, начала разбираться, говорила, что никуда ребята не поедут. Но никакие доводы на полицейских не действовали. Мы решили сесть в машину, пока нас не запихали туда силой. Мы сели, наша правозащитница хотела сесть с нами, но ее не пускали. Тогда я, сидевшая на заднем сидении, открыла дверь и мы ее буквально затащили в машину. Так мы и доехали до Алмалинского РУВД — вчетвером на заднем сидении. Кстати, нас вез все тот же подвыпивший полицейский в штатском.

— Что произошло в РУВД?

— Приехав, мы все вышли из машины. А тот, кто нас привез, немного замешкался. Я обернулась и увидела – он держал в руках какую-то бумагу, которую он достал из своего кармана и протянул этому усатому Алмасу, который шел позади нас, со словами: “На, пришьешь это к делу”. В РУВД возле дежурной части он стал всем показывать эту бумагу. У нас начали спрашивать, мол, что за листовка. Мы не знали что и говорить, потому что видели ее впервые. Начали возражать – это не наше. А этот подвыпивший в наглую одному из наших парней начал угрожать: “Говори, откуда взялась эта листовка. Хочешь, эту листовку я прямо сейчас изыму у тебя из кармана при понятых”. Затем нас очень долго таскали по этажам, забрали у всех удостоверения личностей, начали пробивать по базе данных. Нас в это время закрыли в какой-то комнате, где мы ожидали адвокатов.

— У тебя есть какие-либо предположения относительно того, откуда взялась эта бумага?

— Не могу сказать точно. Я заметила, что на этой бумаге была надпись – “Назарбизм – это матрица”, на обороте какой-то текст. Поскольку на нашем сайте есть одноименная акция “Назарбизм”, то возможно кое-кто пытался нас подставить таким образом. Хотя честно, эту листовку не мы делали и видели в первый раз.

— Продолжим. Когда приехал адвокат?

— Где-то минут через 20 после того, как мы ему позвонили. С адвокатом вместе приехал журналист “Свободы слова”. Мы объяснили адвокату, как было дело. Адвокат пошел разбираться с руководством РУВД. Потом нас повели к начальнику уголовного розыска Умбеткулову Адильбеку Кадырбековичу. Он стал спрашивать происхождение этих “листовок”, которых у нас якобы нашли. Но, как ты помнишь, вначале была одна листовка, а здесь уже нам в нос ткнули несколько десятков штук еще теплых недавно отксеренных (кстати, с плохим качеством) листовок. Сразу видно, что сами полицейские сделали.

— Вы пояснили, что это не ваше? Что они вам ответили?

— Конечно, да! Тем более, что мы говорили абсолютную правду. Мы на самом деле видели ее (листовку) впервые. Но они ничего не слушали. Они уже и позабыли о ленточках, из-за которых и притащили в РУВД. Они заставили писать объяснительные по поводу этих листовок.

— Что вы там написали?

— Правду, все как было – впервые видим, не знаем происхождения, не распространяли. Хотя полицейские очень хотели, чтобы мы написали по-другому, даже под диктовку пытались заставить писать. После этого через минут 20 нас отпустили.

— Они что-нибудь сказали на прощание?

— Нет. Но зато спросила я: “Ничего, что я в желтой обуви – может выпишите мне разрешение на ее ношение?” И знаешь, раньше я не до конца понимала, какой беспредел и беззаконие царят в наших органах. Это был мой первый опыт такого “общения” с правоохранительными органами. После этого они еще хотят, чтобы их уважали? Лучше бы убийцами и грабителями занимались, чем ленточками желтого цвета.

Записала Динара Мукашева