Когда президент “крышует”…

Сегодня вышли: “Деловая неделя”, “Панорама”, “Литер”, “Экспресс К”, “Начнем с понедельника”, “Новое поколение”, “Курсивъ”, “Соз”, “Караван”, “Новая газета – Казахстан”, “КП Казахстан”, “Известия Казахсатан”.

Интересный разговор получился у газеты “Литер” с российским экономистом Александром Лившицом. По сути дела он совершенно прав, когда говорит: “ты можешь быть семи пядей во лбу, ты можешь обладать знаниями, ты можешь обладать волей, ты можешь никого не бояться. Но ты ничего не сделаешь, если тебя не “прикрывает” президент. Свои ощущения я, кстати, проверял в разговорах с моим хорошим знакомым по фамилии Марченко, не знаю, на хорошем или на плохом он сейчас у вас счету. Он мне рассказывал, как проводил реформы в банковской сфере, и я у него спросил: “Что тебе вообще было надо?” Он отвечает: “Мне надо было только одно: чтобы мне доверял президент”. Кстати, прогноз интеграции наших стран у Лившица довольно прост. С его точки зрения Россия и Казахстан имеют все шансы для взаимовыгодной интеграции на базе свободной торговли, на базе общих таможенных тарифов на импорт из третьих стран. Что касается остальных, то видимо для них это просто бесполезная трата денег, времени и нервов.

Газета “Известия Казахстан” рассказывает о том, как главный надзорный орган шпыняет судебных исполнителей за то, что последние являются ну уж очень недисциплинированными товарищами. Как показала проверка высшего надзорного органа, проведенная в Комитете по судебному администрированию при Верховном суде, его структурных подразделениях, ежегодно из числа законченных исполнительных производств реально исполняется менее половины. Естественно эти недоработки отражаются на государственных доходах. Так, например, только за первое полугодие 2005 года из находившихся на исполнении территориальных подразделений комитета 284 тысяч исполнительных документов, касающихся взыскания денежных средств в доход государства на сумму 26,9 миллиарда тенге, реально исполнено 142 тысячи на сумму 3,1 миллиарда тенге. Но больше всего генпрокуратуру возмущают факты утраты исполнительных документов. Как сообщает газета, только в Астане была обнаружена недостача более 14 тысяч документов о взыскании средств в пользу государства в 2003 году, и 7 тысяч в 2004-м.

В свою очередь “Соз”, единственная газета оппозиционного толка вышедшая сегодня в свет, в гигантской статье “Прокуратура – адвокат правительства?”, пытаясь разобраться в бюрократической системе силовых структур, советует правительству определиться, наконец, с проблемой надзорных органов и раз и навсегда решить путаницу, кто должен, в конце концов, защищать в суде от имени государства как истца или ответчика по гражданскому делу. “В статье 48 Гражданского процессуального кодекса говорится: стороной в гражданском процессе может быть государство”, — отмечает юрист Сергей Уткин. – “Однако на практике почему-то этого не происходит. Республику Казахстан не принято указывать в качестве истца или ответчика по делу, несмотря на то, что в интересах государства подается огромное количество исков”. А между тем это неправильно. Вот граждане США или Германии могут судиться с государством, а казахстанцы лишены такой возможности. О какой демократии тогда может идти речь? Почему казахстанец, желающий подать в суд иск должен искать определенную структуру или должностное лицо, которое будет ответчиком по гражданскому делу? Ведь все государственные органы и должностные лица в процессе своей деятельности выступают не от собственного имени, а от имени другого субъекта — государства. “Если стороной (истцом или ответчиком) по гражданскому делу является государство, представлять его интересы в суде должно либо само правительство, либо подчиненные ему госорганы или иные лица по поручению правительства”, — пишет Уткин. Что касается прокуратуры, например, предъявляющей иск в защиту государства, то, по мнению юриста, в этом случае прокурор, как лицо, заинтересованное в исходе дела, уже не имеет права давать заключение по делу после итоговых выступлений сторон. Путаница получается и, например, если стороной в гражданском деле является государство. Ведь государство – это прокуратура. А как же тогда правительство? “И если между прокуратурой и правительством вдруг появится разногласие, то чья позиция для суда будет являться позицией государства как стороны по делу?”, — спрашивает Уткин. Впрочем, с этим вопросом не могут справиться даже судьи. Они также не могут для себя решить задачу: как можно представлять интересы одной из сторон (даже если стороной является государство) и одновременно давать независимое заключение по делу. Оказывается, выход из этой ситуации очень даже простой. “Прокуратура не должна подменять правительство в суде или находиться на службе у правительства. Интерес государства в суде, который представляет прокуратура, — это исключительно законность в интересах всего общества. В конце концов, судья тоже представляет интерес государства в суде, но особый интерес — по обеспечению беспристрастного правосудия”, — отмечает Сергей Уткин.

Далее отметим, что “Соз” как всегда развенчивает “Тайны астанинской “политкухни”. Правда, по утверждению газеты, на этот раз расследование по аналитической записке “О системе работы в сфере внутренней политики на среднесрочную перспективу” подходит к концу. Видимо в следующем номере следует ожидать чего-нибудь новенького. Пока же газета, придя к выводу, что записка вышла из недр отдела внутренней политики Администрации президента, подробно по пунктику разложила анализ этой самой записки. Как отмечено в статье, задача перед провластными политтехнологами стояла и стоит не шуточная. “Пока нынешнему главе государства удавалось переговорить своих оппонентов, потому что те были слабы и разобщены, его имидж был на должном уровне и внутри страны, и за рубежом. Ему даже простили весьма недемократичные выборы 1999 года и предшествовавшие ему корректировки Конституции”, — пишет газета. Однако с осени 2001 года каждая внутриполитическая кампания наносила имиджу Нурсултана Абишевича весьма ощутимый ущерб. В заключение газета делает вывод, что, несмотря на то, что в 2002 году демократическая оппозиция, хотя и раскололась на два крыла “ДВК” и “Ак жол”, она все же “выиграла сражение в умах казахстанцев, и тем самым остановила сползание нашей страны к безоговорочному, оголтелому авторитаризму”.

Новое поколение” все пытается определить, какого же цвета у нас оппозиция. В смятение газету ввели желтые шарфики, которые повязали себе редакторы оппозиционных изданий, в знак протеста объявившие голодовку у здания типографии “Время-принт”. А вообще, по мнению газеты, действия предпринятые властями по отношению к оппозиционным изданиям не что иное, как медвежья услуга, которую некоторые ретивые чиновники из средних эшелонов власти, показывая свои верноподданнические чувства, оказывают президенту Назарбаеву.

Далее газета сообщает, что между правительством и парламентом назревает серьезный спор. Причина: разные взгляды на то, сколько может “съесть” наша экономика. Лидер Партия патриотов Казахстана Гани Касымов отмечает: “Я считаю, что надо делать реальный бюджет. Чтобы в середине года опять не появились ниоткуда сто миллиардов. На этот год я порекомендовал бы правительству планировать доходную часть в триллион 800 миллиардов тенге. Это вполне реально”. В свою очередь Анатолий Волков (партия “Руханият”) уверен, что правительство может принести в парламент любую ерунду, а отвечать придется законодательному органу. Поэтому-то с его точки зрения бюджет парламентарии должны рассматривать тщательно, не торопясь. И вообще: с чувством, с толком и с расстановкой акцентов. То, что правительство представляет бюджет депутатам без учета довольно объемных доходов, возмущает и Серикболсына Абдильдина (КПК). “Они намеренно сжимают возможности бюджета. Я на стороне тех депутатов, которые требуют пересмотра доходной части на 98 миллиардов тенге”, — говорит Абдильдин. С ним согласен и руководитель КНПК Владислав Косарев, который отметил, что правительство никогда свой кошелек не раскрывает перед парламентом до конца. “Это говорит о том, что у него есть тенденция к манипулированию и мошенничеству с доходной частью бюджета. Мажилис сегодня правильно ставит вопрос о том, чтобы включить все возможные доходы. Зажимая источники финансирования на развитие экономики, правительство сдерживает количество рабочих мест. Обеспечив их рабочими местами, правительство повысило бы свои доходы благодаря новым налоговым отчислениям”, — считает Косарев.

Газета “Курсивъ” приоткрывает завесу тайны, скрывающую дела канадской компании “Харрикейн Хайдрокарбонс” (“ПетроКазахстан”). В статье “900 тонн в знак благодарности” речь идет о затонувшем близ Баку пароме “Меркурий-2”. В момент катастрофы на пароме находилось 15 железнодорожных вагонов-цистерн с кумкольской нефтью, принадлежащей канадской компании “Харрикейн Хайдрокарбонс”. Вначале азербайджанская сторона пыталась обвинить Казахстан, мол, якобы по вине казахстанской стороны не был соблюден должный контроль за весом допустимого груза. “Харрикейн Хайдрокарбонс” сразу после случившейся катастрофы категорически стала открещиваться от того, что является владельцем перевозимой нефти и занимается ее транспортировкой. Как пишет газета, “после истории с паромом один из банков Казахстана увеличил свою долю в “Харрикейн” до 40%. Некоторые источники отмечают, что казахская сторона даже потребовала операторства всем предприятием. Но канадцы и американцы отказали. Основным экспортным направлением у “ПетроКазахстан” был порт Батуми. Когда начался Аджарский кризис, курс акций “ПетроКазахстан” резко пошел вниз. И в этот момент банковский пакет акций был продан на бирже всего лишь за 10 млн. долларов. На черноморском побережье обошлось без войны, а банку, по мнению аналитиков, не повезло. И на этом фоне секрет успеха “ПетроКазахстан” очевиден”. Между тем, проблема в том, что если затонувшие вагоны не будут подняты со дна Каспия, то в скором времени это будет грозить экологической катастрофой. Пока Азербайджан не хочет поднимать, оказавшуюся бесхозной нефть, заявляя, что груз был казахстанский. Но после подписания в конце позапрошлого года в столице Ирана Тегеране всеми прикаспийскими странами конвенции “Об охране окружающей среды Каспийского моря” Азербайджан уже не сможет отвертеться от незамедлительного подъема затонувшего парома и обезвреживания угрозы гигантского нефтяного загрязнения Каспийского моря. В то время как виновник же всей трагедии — по логике получается “Харрикейн Хайдрокарбонс”, уходит, продавая собственность. “Пришли в Казахстан, имея арестованный в Канаде банковский счет, на котором было не более 10 тыс. долларов. А теперь уходят, получив за весь пакет более 4 миллиардов, оставляя гостеприимному населению, подарочек в знак благодарности — нефтяную мину на Каспии”, — пишет газета.

В свою очередь “Панорама” предполагает, что “Правительство РК, скорее всего, вступит в борьбу за продаваемые активы PetroKazakhstan”. Еще весной этого года, компания “PetroKazakhstan” обвиняла казахстанских чиновников в оказываемом на нее давлении, желая установить прямой контроль над стоимостью реализуемых нефтепродуктов. Впрочем, газета пишет, что правительство РК может интересовать не только продаваемый канадской компанией НПЗ, но и добывающие активы – Кумколькая группа месторождений (Южно-Тургайский бассейн в Кызылординской области), где добывается нефть высокого качества. Иначе, как можно было бы объяснить инициированные накануне сделки поправки в законодательство, наделяющих правтиельство правом на преимущественный выкуп продаваемых акций в нефтеперерабатывающих проектах на вторичном рынке. Пока же, как пишет газета, министр энергетики и минеральных ресурсов РК Владимир Школьник, не раскрывает всю информацию относительно желания правительства получить контроль над НПЗ. Отвечая на вопрос о позиции Минэнерго по предстоящей сделке “PetroKazakhstan” и CNPC он пообещал: “Как только она будет ясна, то сразу вам будет объявлена. Не портите дело!”

КП Казахстан” опубликовала на своих страницах любопытные цифры. Правда, после просмотра статьи, создается впечатление, что жизнь в Алматы действительно прекрасная. Но с другой стороны, эти цифры можно воспринять и как, например, томик сказок “Братьев Гримм”. Итак, согласно статистике, средняя номинальная заработная плата в Алма-Ате в 2004 году составила 39,6 тыс. тенге. У работников экстерриториальных организаций — 139,8 тыс. тенге, финансовых организаций — 108,9 тыс. тенге, коммунальных, социальных и персональных услуг — 57,4 тыс. тенге. Самая низкая заработная плата: у работников здравоохранения: 17,6 тыс. тенге, у работников образования — 25,8 тыс. тенге, и у работников государственного управления. Правда сколько в среднем получают работники гос.управления, газета почему-то не опубликовала. Вообще в Алматы, где проживает “1 млн. 209 тыс. человек, а на одном квадратном километре размещается 3 724 человек”, средняя обеспеченность населения жильем на 1 жителя в 2004 году составила 18. кв. м. Средний размер квартиры — 54.0 кв. м. Индивидуальных домов в городе — 43 390. Многоквартирных — 22 928”. В городе работают 1 668 промышленных предприятий, в том числе 168 крупных и средних, которые производят 77,7% всей промышленной продукции.

К услугам алматинцев и гостей южной столицы — 5 140 предприятий торговли. Протяженность дорог с твердым покрытием составляет 1 509,21 км., а ремонт дорог проводится каждые 12 лет. До 2020 года будет построено 24 транспортных развязки. В городе около 30 спортивных организаций и клубов, а спортивная база позволяет заниматься 26 видами спорта. Работают 16 театров, государственный выставочный зал и 12 выставок и художественных галерей, 14 кинотеатров, 10 музеев и 30 библиотек. Действует стационарный цирк. Есть 4 парка и 64 сквера. Только в Алматы отмечается день фонтанов, которых, кстати, всего 63, и день баурсака. При этом покой граждан охраняют около 5 тысяч полицейских.

Как говорится – “Отдыхай – не хочу!” Было бы только время!

Караван” пишет, что из-за урагана “Катрина” в Казахстане подскочили цены на бензин. Именно эта версия сейчас является самой популярной среди чиновников, объясняющих подорожание горючего в разгар уборки урожая. Но самое интересное, что каждый год, наши чиновники находят вполне веские объяснения. Если в прошлом году во всем винили сговор монополистов, то в этом – нашелся новый виновник — ураган “Катрина”. Больше всего от взлета цен пострадали сельчане. В Караганде 10 тысяч тонн удешевленного топлива поступили с большим опозданием, и не за 26 тенге за литр, а по 41-43 тенге. В Павлодарской области уборочная кампания оказалась под угрозой, так как в самый ответственный момент основной поставщик давальческой нефти на ПНХЗ прекратил реализацию земледельцам удешевленных ГСМ. Как пишет газета, министерству сельского хозяйства пришлось срочно заключать договоры с Шымкентским и Атырауским нефтеперерабатывающими заводами. Сложилась парадоксальная ситуация: в город, где отлично налажена нефтепереработка, солярка доставляется по железной дороге из дальних концов страны. В Атырауской области бензин вообще в дефиците, его можно купить только по талонам. Так что алматинским автолюбителям еще повезло, поскольку пока заправить своего “коня” можно без всяких проблем на любой заправке.

В заключение обзора предлагаем мнение журналиста “Каравана”, который, получив ЦУ не спускать глаз со звездных гостей, начал “Охоту на звезд”. И вот какие привычки у голливудских звезд подметил собкор газеты. Как вы помните, первым прилетел Жан-Клод Ван Дамм. Когда ему сообщили, что его будут снимать журналисты, долго приводил себя в порядок в отдельной комнате. Затем, заявив, что счастлив всех видеть двинулся к машине. Однако в предоставленный ему номер гостиницы он попал лишь под утро, поскольку до самого рассвета с ветерком катался с алматинскими друзьями по городским улицам. Тео Ангелопулос прилетел с женой. На вопрос что он любит, режиссер ответил, что кроме кино, он также отдает предпочтение гольфу или бильярду. Она (жена), кстати, следовала за ним везде и всюду. Одна из первых красавиц мира Катрин Денев не стала тратить время на то, чтобы прихорашиваться для прессы и всех остальных. Ее красота не портится даже от бесчисленных сигарет, которые она курит одну за одной. “Зато вела себя как истинная королева! Все вокруг замерло, когда она шествовала к своему шикарному авто”, — пишет “Караван”. Зато немецкая актриса Франка Потенте, звезда фильма “Беги, Лола, беги”, разочаровала журналистку “Каравана” непрезентабельным видом. “Минимум косметики, джинсы можно было выкинуть еще в прошлом году, а маникюр был сделан никак не меньше двух недель назад”, — сказано в статье.