Незаконное задержание четырех активистов “KAHAR” во время встречи Карла де Гюхта с общественностью Казахстана

27 марта в Алматы приехал действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии Карл де Гюхт. Здесь он встречался с представителями политических партий и неправительственных организаций. Мотив приезда г-на де Гюхта был чрезвычайно важным – председательство Казахстана в ОБСЕ в 2009 году. Что, по мнению представителей казахстанского гражданского сектора, вопрос спорный, поскольку не может страна, в которой нарушаются элементарные права человека и гражданина, удостаиваться такой чести. Об этом говорили все приглашенные на встречу с г-ном де Гюхтом.

А пока в конференц-зале ОБСЕ говорили о несвободе в Казахстане, возле здания штаб-квартиры ОБСЕ механизм подавления гражданской воли применялся на практике. Четверо инициативных граждан из движения “KAHAR” были схвачены полицейскими и доставлены в Алмалинское РУВД.

Наши ребята наравне с другими представителями неправительственных организаций выступили перед председателем ОБСЕ с пояснением текущей политической ситуации в стране и вручили свое письмо. А в это время четверо активистов “KAHAR” возле ворот представительства ОБСЕ в Казахстане развернули растяжку с надписью:

“НАН.KZ – 2009 – ОБСЕ – STOP”

Здесь следует отметить, что ни дорожному движению, ни пешеходам стоявшие не мешали.

Однако, как водится, любое проявление гражданкой активности не очень-то по вкусу казахстанской власти. Через полчаса четверку окружили полицейские и безо всяких объяснений втащили в полицейский “бобик”. В “захвате” четырех человек участвовало, по меньшей мере, 20 полицейских.

После удачно проведенной операции по “обезвреживанию” вредных кахаровцев, их запихнули в полицейскую машину на заднее сидение, причем, кроме четырех задержанных к ним подсел еще один полицейский – из-за этого не смогли закрыть дверь машины, и пришлось ехать в час пик (около 19.00) по оживленному району города с открытой дверью. Представляю себе, какую пробку образовал этот странный “бобик” с дверью настежь, и как “ласково” называли полицейских гражданские водители.

После доставки в Алмалинское РУВД у задержанных изъяли документы и оставили в одиночестве сидеть в кабинете. В течение трех часов к ним так никто и не пришел. На вопросы – а за что мы здесь? – никто из так называемых “работников полиции” ничего не говорил. Похоже, что они и сами слабо представляли – зачем людей задержали, зачем доставили. Попробовали зайти с другой стороны – дайте имена тех, кто привез нас, — на что полицейские ответили, что не знают. У стороннего наблюдателя сложилось бы впечатление, что РУВД – вроде проходного двора, где никто никого не знает, зато все кого-то сюда тащат (сами не зная, для чего).

Хотя нет – одному из задержанных (тот, кто больше всех возмущался произволом), Тимуру сказали, что он не задержанный, а… подозреваемый в… пикете. Классная формулировка! Его же (в смысле, Тимура) один особенно нервный товарищ капитан (у которого не оказалось фамилии) вообще взял под локоть и выталкивал из дежурной части.

Да-да! – задержанных после “положенных” трех часов стали настойчиво выпроваживать. Однако, те упирались и цеплялись за прутья клетки, громко кричали и требовали начальства. Не подумайте, что задержанным понравилось гостеприимство полицейских – просто господа менты почему-то не хотели возвращать изъятые документы. Возмущенные такой наглостью, наши ребята быстренько поднялись наверх к заместителю начальника Алмалинского РУВД некоему подполковнику Жузбаеву Кайрату, который пояснил причину невозврата документов весьма оригинально – потерялись, мол, документы, а завтра с утречка мы их найдем. Словопрения с дубовыми господами полицейскими ничего не дали. В этот же вечер было написано заявление в Алмалинскую прокуратуру о противоправных действиях родной полиции. А толку-то – документы так и не вернули.

…К 12 ночи усталые, голодные и обессиленные борцы за нашу и вашу свободу разошлись по домам. Сохраняя в памяти “теплые воспоминая” об очередном проявлении “демократичности и толерантности” казахстанских властей.