ДВК было, есть и будет

О государственной регистрации Народной партии “Алга!” (ДВК) написано и сказано немало. Поводов было достаточно, учитывая, что регистрация, вместо одного месяца по закону, длилась более семи месяцев — по беспределу. Естественно, что за этот период члены старой новой партии имели возможность убедиться в полном отсутствии в стране не только органов юстиции в их общепринятом понимании, но и вообще практики “правоохранения” в стране в целом – от полиции до суда. Естественно также, что у граждан страны, чьи гражданские и конституционные права были демонстративно растоптаны, возникло чувство протеста, которое требовало быть услышанным и увиденным – что также является неотъемлемым правом гражданина.

Такая возможность у граждан, которым было отказано в праве на объединение, появилась. 30 мая т.г. в Астане должен был состояться судебный процесс в Верховном суде РК, на котором истцом выступала НП “Алга!”, протестующая против отказа в регистрации.

Еще задолго стало ясно, что партийцев, желающих и имеющих право присутствовать на открытом заседании суда, очень много, и в Верховный суд было отправлено ходатайство о предоставлении для этого зала на 500 мест, ведь новое, помпезное и величественное здание Верховного суда на площади “Ак Орда” предполагало наличие такого зала. Вместе с тем, на случай, если такой возможности представлено не будет, было заявлено и еще одно ходатайство – о предоставлении возможности людям, не поместившимся в зал суда, слышать ход судебного процесса. Для этого было предусмотрена установка в зале суда звукопередающего оборудования, а на улице – звукоусиливающей аппаратуры. Таким образом, власть заранее была поставлена в известность, что на суд, в Астану, на площадь “Ак Орда”, прибудет несколько сот граждан, имеющих право знать, почему их лишают права на политическое объединение.

26 мая в алматинский офис партии поступила телефонограмма, извещающая о переносе даты судебного заседания с 30 мая на 6 июня. Причина переноса не сообщалась. Учитывая, что на 30 мая, на дату заседания Верховного суда, было назначено проведение массового партийного пикета, санкционированного (невиданное дело) акиматом Астаны, астанинским филиалом НП “Алга!” (ДВК) в этот же день была подана заявка на проведения такого пикета 6 июня – также в день перенесенного судебного процесса. Количество участников пикета было указано то же — 50 человек. Предполагалось, что приехавшие на суд люди уже после суда получат возможность выразить свое отношение к происходящему – для чего 30 мая, к примеру, акимат Астаны указал место проведения пикета на безлюдной окраине города. Принесенную 26 мая новую заявку на пикет 6 июня канцелярия акимата Астаны принимать отказалась, указав на специальный ящик, из которого якобы регулярно производится выемка корреспонденции. Вообще это модное нововведение вступает в прямое противоречие с Указом Президента №2340 “О порядке рассмотрения обращений граждан” от 19 июня 1995г, статья 5-я которого предписывает государственным органам обязательную регистрацию обращений – но… Никто уже не удивляется тому, что на местах законов и указов не читают – и партийная заявка на проведение пикета была помещена в указанный ящик. Впоследствии стало ясно, для чего акимату понадобился такой противозаконный регламент – НП “Алга!” (ДВК) получила отказ в проведении пикета 6 июня, который был мотивирован тем, что заявка на пикет поступила … 29 мая (!) и, следовательно, был нарушен полагаемый для рассмотрения 10-тидневный срок.

Желание приехать 6 июня на суд в Астану выразили более 600 “ДВКовцев” практически со всех областей Казахстана. Поэтому в Астану несколькими днями раньше выехала группа специалистов для организации приема такого количества людей. Они побывали и на площади “Ак Орда”, убедившись в том, что никаких ограничений в допуске людей на площадь и к зданию Верховного суда РК нет – ни в выходные, ни в рабочие дни. По состоянию на 5 июня ответов на ходатайства партии о предоставлении зала, вмещающего всех желающих присутствовать на судебном процессе и о применении звукоусилительного оборудования для тех, кто не попадет в зал – не было. Это давало резонный повод предположить, что наши ходатайства могут быть удовлетворены и в начале самого судебного заседания (такое уже бывало), что обуславливало необходимость быть готовыми к такому повороту событий. В 6 утра 5 июня из Алматы в Астану выехал микроавтобус, в котором находилось несколько активистов, юрист, и комплект звукового оборудования. И началось…

В 7 утра, в районе “Шанырака”, микроавтобус был остановлен сотрудниками дорожной полиции. После проверки водительских документов, включая страховку, техосмотр, аптечку и пр., полицейские начали звонить кому-то, сообщая, что у них нет более оснований задерживать автомобиль. Видимо, ответ был достаточно суров, потому что сотрудники полиции после этого “поймали тишину”. Не возвращая документов и, по сути, совершенно противозаконно препятствуя дальнейшему движению автомобиля, они ничего не отвечали на вопросы о причинах такого своего поведения. Было лишь понятно, что они ждут “начальство”, которое “все объяснит”. Дальше – больше. Получив указание, один из полицейских сел за руль микроавтобуса и пригнал его … на территорию РУВД Ауэзовского района Алматы. Опуская многочисленные подробности, в том числе и мой личный разговор по телефону со своим однофамильцем, начальником этого РУВД г-ном В.КОЗЛОВЫМ, который пообещал немедленно разобраться, после чего стал “вне зоны обслуживания” — автобус простоял арестованным на территории Ауэзовсткого РУВД … до вечера 6 июня, т.е. более суток! За это время ни к его техническому состоянию, ни к содержимому, ни к документам пассажиров не было предъявлено никаких претензий, не прозвучало никаких объяснений и извинений. По данному факту противоправных действий полиции направлена жалоба в прокуратуру района и исковое заявление в суд.

Получив информацию о событиях в Алматы, мы поняли, что в Астане нас ждет не менее “теплый” прием, но надежда на здравый смысл и на то, что полиция будет действовать в рамках закона, еще тлела, окончательно угаснув ранним утром 6 июня. В 7 утра, без каких-либо объяснений, был задержан полицейскими и помещен в РОВД Сарыаркинского района Астаны руководитель астанинского филиала НП “Алга!” (ДВК) М.ОМАРОВ. Через полчаса была задержана и отправлена туда же приехавшая из Алматы О.ЗАЛУЧЕНОВА. Они находились на железнодорожном вокзале и встречали тех, кто приезжал на суд – в результате сотни приехавших были не встречены и добирались до суда, в незнакомом городе, самостоятельно. А.ОМАРОВА и О.ЗАЛУЧЕНОВУ отпустили через пять часов, так и не сообщив им причин задержания и не извинившись.

Мы встречали подъезжавших людей (большинство из которых провели ночь в дороге, в автобусах и поездах) у арки, через которую можно было пройти на площадь “Ак Орда”. Бросилось в глаза архитектурное решение “обрамления” площади. С трех сторон ее окружает строящийся жилой комплекс, с четвертой – река. Таким образом, на площадь 6 июня можно было попасть только через единственную арку в строящемся доме, причем по автомобильной дороге, без тротуаров. В 9 часов утра в районе, куда подъезжали участники суда, скопилось огромное количество сотрудников полиции, которые ненавязчивой цепью стояли вдоль всей огромной стройки и проверяли документы у строителей, идущих на работу. Несколько десятков членов партии, подъехавших ранее, прошли через арку и были возле здания Верховного суда, когда вдруг проход и проезд перекрыли десятки полицейских. Люди подъезжали автобусами, их количество быстро увеличивалось – но проход был закрыт! Недоумение и возмущение граждан росло еще и потому, что полицейские чины разного ранга не могли или не хотели объяснить своих действий, ссылаясь на пресловутый устный приказ таинственного “начальства”. Среди полицейских сновали уверенные в себе граждане в “цивильном”, которые и отдавали команды полицейским начальникам. Люди все подъезжали, стоящие сзади не могли понять, в чем дело, и под напором людей полицейская цепь рассыпалась. В этот момент удалось попасть на площадь участникам судебного процесса – истцу А.КОЖАХМЕТОВУ и юристу С.УТКИНУ. Однако тут же появились десятки сотрудников ОПОН, экипированные защитными шлемами и полицейскими дубинками. Они оттеснили людей от арки, а затем, по команде атаковали их.

Все это время я передавал по телефону в Алматы, в пресс-службу партии информацию о происходящем, а наши сотрудники писали релизы и распространяли их практически в “on-line”. Поэтому, видимо, длительное время меня принимали за журналиста или кого-то еще, и не трогали. Я видел и рассказывал, как сбивали с ног руководителя Павлодарского филиала партии О.АТКИНА, как тащили по земле нашего молодого активиста Сашу ДЕМИДЕНКО. Мимо меня дюжие полисмены протащили практически “по воздуху” сотрудниц алматинского аппарата партии Т.АУКЕНОВУ, Н.АРБУДУ, партийную активистку из Жамбылской области. Я видел, как в толпе полицейских мелькнули лица партийных руководителей — И.КОЛОВА из Костаная, С.ЖУСИПА из Кзылорды, А.КИНЖЕГАЛЕЕВА из Петропавловска, Б.АБУЛТДИНОВА и Н.ЕСМУРЗАЕВА из Алматы. На моих глазах женщины — активистки практически вырвали из рук ОПОНовцев руководителя шымкентского филиала партии Ж.ДОСЖАНОВА, бывшего воина-афганца, приехавшего на суд в форме и с боевыми наградами. Все это время десятки строителей прекратили работу и живыми гирляндами висели на этажах и заборах стройки; не меньше сотни ошарашенных происходящим столичных жителей наблюдали за происходящим со стороны.

Для доставки задержанных полиция реквизировала городские рейсовые автобусы, превратив их в “автозаки” с табличками маршрутов. Через час все задержанные у арки были доставлены в РОВД Алматинского района Астаны. Последним привезли меня – кто-то из полицейского начальства наконец разобрался, или опознали алматинские полицейские – оказывается, несколько полицейских чинов специально для этого прибыли из южной столицы. Меня почти бережно занесли в автобус несколько ОПОНовцев, но один из них уже в дверях автобуса почему-то начал выкручивать мне руку, в которой был сотовый телефон. Высвободив руку, я тут же чувствительный удар сзади по печени. Мой искренний и громкий рассказ о ближайших родственниках этого полицая и мои попытки угадать его имя в перечислениях интимных частей его дюжего тела позабавили его коллег, в окружении которых я и прибыл на воссоединение с соратниками в Алматинский РОВД Астаны.

Как выяснилось позже, приехавшую из Алматы в 9 часов утра группу, около 160 человек, астанинская полиция прямо с вокзала, на двух автобусах, доставила в РОВД Сарыаркинского района. Никак не объясняя своих действий (очевидно — по законам военного времени), полицейские остановили оба автобуса в момент их следования в направлении суда, и приказали водителям двигаться в указанном полицией направлении. Когда автобусы с людьми заехали на территорию полицейского участка, за ними закрыли ворота, превратив территорию РОВД в пересыльную тюрьму для лиц, лишенных гражданских и политических прав. В полицейском участке оказались руководители городской организации НП “Алга!” (ДВК) А.РАМАЗАНОВ, Н.СТЕПАНЦОВА, Ю.ХРАМОВ, многие сотрудники офиса и активисты партии. Прибывший для выяснения обстоятельств и оказания юридической помощи юрист партии, бывший судья Верховного Суда РК (!) У.ИХСАНОВ был допущен на территорию РОВД, а затем… задержан вместе со всеми. По-прежнему не объясняя причин своих противоправных действий, полицейские требовали от задержанных ими партийцев каких-то объяснительных, обещая “тут же” их отпустить. Опознанием алмаатинцев руководил специально прибывший для этого полицейский полковник из Алмалинского РУВД Алматы. Отказавшиеся от полицейских предложений граждане провели в полицейском участке около более 8 часов, распевая песни и разъясняя полицейским их обязанности. По словам А.РАМАЗАНОВА, РОВД на все это время был превращен в площадку для пропагандистской деятельности партии. Около 17 часов вечера задержанные, на тех же автобусах и под присмотром полиции, были отправлены на вокзал, откуда в 20 часов отбыли обратно в Алматы. Извиняться перед ними никто не стал.

Возвращаясь назад на несколько часов, в памятное утро 6 июня, нужно сказать пару-тройку слов и о том, что происходило непосредственно перед входом в здании Верховного Суда РК. Туда все же прошли, через стройку, несколько десятков партийцев, и проехал автомобиль, который привез звукоусиливающую аппаратуру для использования ее в случае удовлетворения судом ходатайства. Как только из автомобиля вынесли не подключенную еще звуковую колонку, появилось несколько десятков ОПОНовцев, которые без лишних разговоров набросились на собравшихся. Техника была та же – руки назад и в автобус. На фото, обошедшем весь мир, официальный истец судебного процесса партии А.КОЖАХМЕТОВ, в позе пойманного Бен Ладана, по ступеням казахстанского “Дворца правосудия”, “сопровождается” в полицейский автобус. Нужно было видеть обалдевших представителей ОБСЕ и других международных организаций, наблюдающих за бандитскими действиями “правоохранителей” страны, стремящейся с 2009 года начать указывать всей Европе, как строить демократию… Только через 30 минут, после многочисленных обращений юриста С.УТКИНА к суду, истца А.КОЖАХМЕТОВА выпустили из арестантского автобуса и допустили к участию в процессе. Что касается представителей прокуратуры – они не только наблюдали, но и, под присмотром людей в штатском, руководили действиями полиции… Что уж тут говорить о законности.

К 11:30 утра в Алматинский РОВД Астаны было доставлено более 100 человек. Сюда привезли всех, кто был задержан на подступах к Верховному Суду. Возбужденных людей, приехавших со всех областей страны, поместили в большой зал на третьем этаже. Несколько сотрудников полиции находились внутри зала, другие – по другую сторону закрытой двери. Справедливости ради нужно отметить, что полицейские в зале вели себя вежливо и корректно. Всех желающих посетить туалет провожали туда и обратно, открывали окна, включали кондиционеры. Было ясно, что полицейские хотят быстрей избавиться от такого количества оппозиционеров, каждый из которых умел “качать права”, потому что в юридическом плане был подготовлен гораздо лучше большинства сотрудников полиции. Процедура подготовки к судебному процессу известна – рапорт полицейских, задержавших гражданина, “свидетельские” показания “свидетелей”, которых там и близко не было, установочный допрос “правонарушителя”, понятые для подтверждения того, что гражданин всей этой чуши, что написано против него, не признает, и от подписи отказывается. Нескольких задержанных вызвали из зала на допрос в кабинеты, откуда они уже в зал не возвратились, были этапированы прямиком в межрайонный административный суд Астаны. Но тут случилось ЧП. Две партийные активистки пожилого возраста, под конвоем полиции, возвращались из туалета обратно в зал, когда им в приказной форме было предписано пройти в кабинет для допроса. Бабушки не пожелали участвовать в допросе без своего защитника (защитники были, стояли у дверей РОВД – их не пускали), и тогда полицейские применили силу. Одна из бабушек была сбита с ног и подняла такой крик, что собравшимся в зале показалось, что ее избивают. Люди, находящиеся в закрытом зале, кинулись к дверям, полицейские бросились на них, возникла потасовка, приведшая к частичному повреждению дверей и вызову ОПОНа. После этого партийцы добились, чтобы двери в зал были всегда открыты, и отказались выходить из зала вообще, требуя, чтобы полицейские опрашивали людей на месте, тем более что для этого были условия – рабочие места, столы, стулья. Видимо, желание полиции быстрей избавиться от нас было настолько сильным, что это требование было удовлетворено. Сразу шесть полицейских начали производить опрос граждан, и выяснилось, что все протоколы наших “нарушений” уже заполнены единым содержанием. Все бланки протоколов были идентичны до последней запятой, и содержали информацию, что каждый из нас “протестовал, нарушал, препятствовал” и т.д. Процесс заполнения был упрощен: если опрашиваемый не был согласен с тем, что уже было написано в протоколе, ему этот протокол на подпись не давали (!). Было так: подписываешь, только если согласен, если не согласен – значит, “от подписи отказался”, что и заверяли молоденькие “понятые” без личных документов. Требование предоставить протокол для того, чтобы гражданин сам, собственноручно, написал свои показания, без объяснений игнорировались.

В течение нескольких часов нас “судили”, кого в суде, а кого и в РОВД, в формате выездного заседания суда. Сам процесс суда можно описать несколькими словами. Сначала судьи пытались убедить нас, что мы не имели права вот так, все вместе, приходить на суд. Потом спрашивали – признаем ли мы свою вину. После отрицательного ответа прокурор запрашивал меру наказания, а судья, “посовещавшись на месте”, через несколько секунд вынес решение. В отличие от судов Алматы, которые многим из нас довелось пройти неоднократно, астанинские прокуроры и судьи были менее “кровожадны”: за нашу несуществующую вину прокуроры требовали лишь штрафов, а не тюремных заключений. К слову – и в межрайонном административном суде Астаны к “правонарушителям” относились доброжелательно. Было предоставлено место для работы партийного юриста-координатора А.ТУРУСБЕКОВОЙ, которая готовила для всех задержанных партийцев необходимые документы и обеспечивала участие во всех процессах защитников. Имеющие опыт судебных баталий региональные руководители И.КОЛОВ, Б.ФАЙЗУЛИН, Н.ДУАШЕВ, сотрудник шымкентского офиса партии Э.АРУТЮНЯН и отпущенный к тому времени из РОВД И.ИХСАНОВ защищали на процессах тех, кто в этом нуждался. И.КОЛОВ, участвуя в качестве защитника в 16 процессах, был осужден последним. Ему судья выписал рекордный штраф – 50 тысяч тенге. Сегодня уже есть уточненные данные по этим процессам. Около двух десятков людей, в основном пожилых, были освобождены прямо из РОВД, без суда и следствия. Из 278 задержанных был осужден 81 человек – 24 штрафа от 1 до 50 тысяч, 57 предупреждений.

В настоящее время уже поданы десятки жалоб и судебных исков на противоправные действия полиции и прокуратуры. Процесс продолжается.

В первых числах июля состоится совещание руководителей партии, на котором будет принято решение о юридической форме дальнейшей деятельности организации. В том, что эта деятельность будет продолжена, сомнений ни у кого не было, и нет.

Почти пять лет существования ДВК – лучшее свидетельство полного поражения власти, которая все эти годы использовала все свои ресурсы для уничтожения этой демократической оппозиционной организации. Все кратковременные поражения ДВК стали ценнейшим опытом организации, благодаря которому сегодня в ее рядах стоят тысячи уверенных в себе и в правоте своего дела Граждан – и 6 июня 2006 года можно причислить к ряду славных побед ДВК. “Пиррова победа” власти, отказавшейся регистрировать НП “Алга!” (ДВК), далась ей ценой развенчания мифа о приверженности ее, власти, к демократизации страны. А ДВК – было, есть и будет.

Наше дело – правое. Нас – много. Вместе – победим.