Резолюция общественных слушаний “Национальная трагедия 11 февраля 2006 года”

Мы, участники вторых общественных слушаний “Национальная трагедия 11 февраля 2006 года”, посвященных делу об убийстве видного государственного и общественного деятеля Казахстана Алтынбека Сарсенбайулы и его помощников Василия Журавлева и Бауыржана Байбосына, заслушав и обсудив доклады и выступления участников, пришли к следующим выводам:

1. Убийство Алтынбека Сарсенбайулы и его помощников является политическим. Его общественная деятельность, оппонирование власти и принципиальная критика режима не оставляют сомнений в политической мотивации этого преступления.

Цели истинных организаторов и заказчиков этого убийства, пытавшихся дестабилизировать ситуацию в стране, посеять в обществе страх, запугать представителей демократической оппозиции и причастность к нему целого ряда высокопоставленных чиновников, бывших и действующих сотрудников КНБ и МВД позволяют однозначно говорить о данном преступлении как об акте именно политического терроризма. Соответственно уголовное дело должно было быть переквалифицировано как “Посягательство на жизнь человека, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений государственными органами Республики Казахстан, иностранным государством или международной организацией, а равно посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в тех же целях, а также в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность” (часть 4 статьи 233 Уголовного кодекса РК “Терроризм”);

2. Выступая перед депутатами Сената 2 марта т.г., президент Н.Назарбаев озвучил т.н. “официальную версию”, чем предопределил ход следствия и судебных слушаний. В результате следственная группа МВД и прокуратура ограничились этой версией и не смогли выйти за ее рамки. Как было установлено в ходе судебного процесса, следствие даже по такому громкому делу было проведено крайне непрофессионально, с многочисленными нарушениями процессуальных норм и даже фальсификацией материалов. Следствие и суд в силу необъективности, ангажированности и полной зависимости в нарушение требований закона, не стало допрашивать целый ряд высокопоставленных фигур и представителей семьи президента, являвшихся политическими оппонентами А.Сарсенбайулы и которых общественное мнение страны связывало с этим чудовищным преступлением.

3. В целях ограничения участия общественности и представителей СМИ на процессе, минимизации распространяемой о нем информации, Верховный суд Республики Казахстан вопреки требованию закона и без учета мнения потерпевших 31.05.2006 года определил подсудность уголовного дела № 06196203100062 об убийстве Алтынбека Сарсенбайулы, Василия Журавлева и Бауржана Байбосын в областном суде в г.Талдыкоргане. Тем самым, власти создали неравные условия для участников процесса, которые проживают в г.Алматы и ограничили права потерпевших в принятии участия в судебном разбирательстве.

Верховный суд проигнорировал требования статьи 294 УПК РК (Территориальная подсудность уголовных дел), которая предусматривает, что: “1. Уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления. 2. Если преступление было начато в месте деятельности одного суда, а окончено в месте деятельности другого суда, дело подсудно суду по месту окончания расследования. 3. Если преступление совершено за пределами Республики Казахстан, или место совершения преступления определить невозможно, или если преступления совершены в разных местах, дело рассматривается судом по месту окончания расследования.

4. Судебный процесс под председательством судьи Алматинского областного суда Лукмата Мерекенова в силу обозначенных выше причин превратился в юридический фарс. В ходе судебного процесса стала абсолютно очевидной несостоятельность “официальной версии”. Результаты “работы” следственной группы МВД рассыпалась на глазах. Следователи, специалисты, эксперты, вызванные в суд, показали свою некомпетентность и безответственность. При этом большинство справедливых требований, как потерпевшей стороны, так и обвиняемых, были незаконно и немотивированно отклонены. Крайне важные показания многих свидетелей остались без должного внимания со стороны гособвинения и суда. Суд неожиданно прекратил судебное следствие и перешел к прениям именно в тот момент, когда обвиняемые Утембаев и Ибрагимов заявили о своей готовности ответить на многочисленные вопросы, возникшие в ходе процесса. В итоге родственники и представители потерпевшей стороны были вынуждены в знак протеста выйти из процесса.

5. Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что похищение и убийство видного государственного и общественного деятеля страны Алтынбека Сарсенбайулы и его помощников стали следствием коррупции и криминализации безответственности и безнаказанности, укоренившейся в политической системе, в том числе в правоохранительных органах. То, что ключевую роль в совершении крайне тяжелого преступления сыграли сотрудники спецслужб и внутренних дел наглядно свидетельствует о необходимости коренного реформирования системы правоохранительных органов и силовых структур и принятия решительных мер по ее детоталитаризации. В сложившейся ситуации не подлежит никакому сомнению то, что спецназ КНБ “Арыстан” должен быть расформирован и лишен боевого знамени. Руководители и ответственные работники КНБ и МВД, которые допустили преступную халатность (участие в незаконной коммерческой деятельности, незаконная выдача оружия и оборудования и т.д.) и тем самым, способствовали созданию атмосферы, допускающей нарушение закона во вверенных им подразделениях, должны понести самое строгое наказание.

В связи с вышеизложенным, мы считаем:

— уголовное дело о похищении и убийстве Алтынбека Сарсенбайулы и его помощников Василия Журавлева и Бауыржана Байбосына должно быть направлено на дополнительное расследование и переквалифицировано по статье “Терроризм”;

— руководители и ответственные работники МВД и Генеральной прокуратуры, которые имели отношение к проведению следствия по данному уголовному делу, должны быть отстранены от занимаемых должностей. По тем из них, что имели отношение к фальсификации материалов и доказательств, оказывали давление на подозреваемых, должны быть возбуждены уголовные дела;

— новая следственная группа должна в полном объеме отработать все озвученные мотивы и версии преступления, в том числе вызвать на допрос и установить причастность высокопоставленных чиновников и людей из близкого окружения главы государства — Дариги Назарбаевой, Рахата Алиева, Кайрата Сатыбалды, Бауыржана Мухамеджанова, Рашида Тусупбекова и др.

Следует обратить особое внимание на версию о возможной причастности к преступлению Нуртая Абыкаева, Нартая Дутбаева, Алексея Кикшаева и других лиц, имена которых фигурируют в деле;

— после завершения работы новой следственной группы материалы уголовного дела должны быть переданы в Алматинский городской суд. Суд должен пройти в обстановке максимальной открытости и гласности при участии всех заинтересованных представителей казахстанской и международной общественности.

Принято 29 августа 2006 года в городе Алматы