О некоторой подоплеке актауских событий

События 20-22 августа в г. Актау вызывают самые противоречивые ощущения, что, вполне естественно, не могут не тревожить. При всех издержках сегодняшней жизни внутриполитическая стабильность для всех нас далеко не последнее дело. Однако, несмотря на постепенно налаживающуюся жизнь, в последнее время мы стали свидетелями конфликтных ситуаций, возникающих между властью и обществом. Сначала события в алматинском районе “Шанырак”, потом – в Актау. Бросается в глаза некоторая схожесть сценариев, по которым развивались события.

И все же представляется, что события в Актау стоят несколько особняком. Как-никак это нефтяная кладовая страны, обеспечивающая львиную долю бюджетных поступлений. Поэтому не зря рассматриваемые аналитиками всех мастей версии отличаются весьма широким диапозоном: от конспирологических до социальных. Не отрицая ни одной из них, позволим все же предположить, что первооснову конфликта следует искать в самом регионе. Кроется она, как это ни банально, в нефтяной плоскости. В данном месте нефть – это квинтэссенция всего. Не важно, добываете ли вы ее, храните, транспортируете или покупаете. Все вертится вокруг черного золота. Из-за нее возникают все конфликтные ситуации: споры хозяйствующих субъектов, криминальные разборки и все остальное.

В новейшей истории Актау таких историй было немало. Возникают они и сейчас.

Для наглядности расскажем об одной из них. Начиналось все на рубеже веков. Это было время, когда не по дням, а по часам нарастали объемы добычи нефти, и все острее вставал вопрос о ее своевременной транспортировке. В целях решения этой проблемы была создана Национальная морская судоходная компания “Казмортрансфлот”. Данная компания Постановлением Правительства РК от 27 сентября 2001 г. за №1263 получила в долгосрочную аренду два причала в Международном морском порту Актау. Постановление обязывало “Казмортрансфлот” не только извлекать прибыль из эксплуатации причалов, но и провести коренную их реконструкцию – для увеличения их пропускной способности. Чтобы было понятнее, поясним, что реконструкция таких объектов предусматривает, помимо прочего, замену труб, по которым перекачивается нефть для их последующей отгрузки на нефтетанкеры. Уточним, что до реконструкции трубы на соответствующих причалах принадлежали национальной компании “Казтрансойл” и некоей частной структуре “Артис Оверсис”.

Компанией “Казмортрансфлот” во исполнение Постановления Правительства РК для ремонта причалов было затрачено шесть с половиной миллионов долларов США, полученных в виде кредита. Была проведена полная реконструкция причалов, старое оборудование было целиком демонтировано. Все работы “Казмортрансфлот” осуществил самостоятельно, только с использованием привлеченных денег. Ни в начале, ни по ходу работ никто никаких претензий к компании “Казмортрансфлот” не предъявлял. После завершения реконструкции трубопроводное оборудование причалов было оформлено на баланс “Казмортрансфлота”. Казалось бы, интересы государства соблюдены, и теперь после коренной реконструкции в лице нового владельца причалов – компании “Казмортрансфлот”, государство будет иметь надежного представителя в сегменте Международного морского порта Актау. Последнее обстоятельство особенно важно в контексте возрастающих с каждым днем объемов добываемой в регионе нефти. Поэтому первоочередным интересом нашего молодого государства является обеспечение максимальной и бесперебойной транспортировки нефти через западные морские ворота, в качестве которых и выступает Международный морской порт Актау.

Казалось бы, все ясно и понятно. Но тут-то и начинаются весьма странные, если не сказать более, непонятные вещи. На сцене неожиданно возникает уже упоминавшаяся компания “Артис Оверсис”, которая, ничтоже сумнящеся, заявляет свои претензии на реконструированные причалы, точнее, трубы, по которым осуществляется перекачка нефти в танкеры. Если абстрагироваться от узкопрофессиональных вещей, она попросту возжелала, как говорится, “на халяву” откусить от нефтяного пирога, который, как известно, очень большой и сытный. С этой целью “Артис Оверсис” обратилась с иском в Актауский городской суд. Последний, не обременяя себя излишними раздумьями, принимает решение в пользу частной структуры “Артис Оверсис” и обязывает “Казмортрансфлот” вернуть злосчастные нефтетрубопроводы в собственность “Артиса Оверсиса”.

Складывается прелюбопытнейшая ситуация. Согласно Закону о торговом мореплавании, все объекты морских портов международного значения на территории Республики Казахстан, к коим и относится Международный морской порт Актау, могут находиться только в государственной собственности. Не углубляясь в дебри юриспруденции, скажем только, что с этой точки зрения решение Актауского городского суда выглядит, по меньшей мере, странным.

Можно предположить, что суд принимал решение исходя, как принято говорить, из духа и буквы закона. Справедливости ради укажем, что изначально в проектной документации (речь идет о документации, по которой проводилась реконструкция причалов) было указано, что часть демонтируемого оборудования принадлежит компании “Артис Оверсис”. Но, как говорят специалисты, проектная документация не может служить юридическим основанием для определения права собственности. Проявил ли суд некоторую некомпетентность или, может, что еще, не беремся судить, но спорность решения не вызывает сомнений.

Компания “Казмортрансфлот” в установленном законом порядке подала апелляционную жалобу в Мангистауский областной суд.

Областной суд, рассмотрев апелляцию, принял постановление, отменяющее решение Актауского городского суда. Казалось бы, справедливость восторжествовала и “Казмортрансфлот” может спокойно заниматься хозяйственной деятельностью во благо отечества. Однако бить в фанфары оказалось преждевременно…

“Артис Оверсис” делает второй заход все в тот же Актауский городской суд, который опять принимает решение в пользу частной компании с неясным офшорным происхождением. Чем вызваны столь явные симпатии Актауского городского суда, остается только гадать.

Упорство, с которым “Артис Оверсис” борется за причалы, объясняется достаточно просто. Его можно объяснить и проиллюстрировать конкретными цифрами. Только за прошлый год через нефтетрубопроводы причалов, из-за которых разгорелся весь сыр-бор, было перекачано 9 млн тонн нефти. В году текущем эта цифра будет не меньше, если не больше. По оценке специалистов, прибыль от перевалки такого количества нефти исчисляется десятками миллионов долларов США. Что и говорить, цифры впечатляющие. Видимо, впечатляют они не только хозяев компании “Артис Оверсис”, но и кое-кого еще. Не в этом ли и кроются корни благосклонности служителей Фемиды из города на Каспийском побережье к компании из офшорной зоны?

Кстати, о хозяевах “Артис Оверсис”. Как утверждают знающие люди, фактически компанией руководит некто Эдик Ханукаев. Для тех, кто мало знаком с актаускими реалиями, это имя мало что скажет, однако местным жителям оно говорит о многом. Клан Ханукаевых имеет в регионе широкую и довольно печальную известность. Поговаривают, что их влияние во многом определяется покровительством больших людей из Астаны. Можно предположить, что это покровительство основано не просто на человеческих симпатиях…

История показывает, что мы не умеем делать выводы из ее уроков. В далеком 1989 г. на Мангистау уже был конфликт между коренным и пришлым населением. Хотя он имел форму межнациональных противоречий, в его основе лежали причины более глубокого характера. И связаны они были с нефтью. Точнее, с тем, что выгоды от ее добычи – очевидные и неочевидные – проходили мимо коренного населения. Теперь мы уже живем в другой эпохе, мы стали независимой страной, многое вокруг меняется. Но в Мангистау, в принципе, многое остается по-прежнему, и бал правят, как и раньше, пришлые. Принято считать, что история повторяется дважды, причем во второй раз как фарс.

Таким образом, эта конкретная и странная история, в которой интересы нашего государства оказались кое для кого менее важными, чем интересы сомнительной компании, еще далека от завершения.

Читатель наверняка задастся вопросом, для чего мы рассказали об этом случае? Прежде всего, для того, чтобы на этом конкретном примере показать, насколько тесно переплетены в этом регионе интересы нашего государства и неких достаточно влиятельных сил, что, даже руководствуясь законом, не всегда удается отстоять интересы государства. А значит, и наши с вами…