Ерасыл АБЫЛКАСЫМОВ: “Не надо эту тему раздувать в прессе”

Почти все депутаты обошли молчанием статью Рахата Алиева “Республикостан или Казахский Султанат”

Вопреки ожиданиям, на первом пленарном заседании нижней палаты парламента депутаты обошли молчанием статью Рахата Алиева “Республикостан или Казахский Султанат”. На вопрос: “Почему?”, Серик Абдрахманов высказался кратко: “Видимо, депутатам сказали не говорить на эту тему. Я лично достаточно ясно обозначил свою позицию в прессе, поэтому этот упрек ко мне не относится”.

Просьбу “Zonakz” все же прокомментировать идею зятя президента “монархизировать” Республику Казахстан многие депутаты отклонили.

Как ни странно, некоторые из них, оказывается, до сего дня даже не читали публикацию в “Караване”. В том числе Ерасыл Абылкасымов. Но, узнав, о чем статья, согласился порассуждать на тему, надо ли обустраивать Казахстан по-рахатовски.

***

— Официальную прессу я не читаю. Читаю “Свободу слова”, “Эпоху”, “Республику”, “Время”, “Начнем с понедельника”, “Капитал”, казахские газеты. “Караван” — нет, не люблю.

Трайбализм у нас есть – в этом сомнения нет. Более того, за годы независимости он расцвел. Многие в своих регионах стали возводить памятники батырам, биям, кому-то из них сто лет, кому-то двести, кому-то триста и т.д.

Казахский народ, как известно, образовался во второй половине 15 века, когда мы объединились в единую нацию. И сейчас говорить о том, из какого рода-племени тот или иной батыр не стоит. Сейчас надо говорить о тех выдающихся личностях, которые внесли свой вклад в мировую историю. Например, аль Фараби, Султан Бейбарс. Это действительно мировые величины, представители казахского народа.

Когда образовалось казахское ханство, надо было сохранить независимость и расширять свои владения. Многие батыры сделали все, чтобы сохранить свою территорию и государственность. Надо говорить об их роли. Когда случилось джунгарское нашествие, а война шла более ста лет, половина населения погибла. Тогда объединились три жуза, чтобы отвоевать свои земли. Джунгаров мы изгнали, а затем их сами китайцы уничтожили, часть убежала в Калмыкию.

Большинство ханов похоронено в Туркестане. Среди них есть выдающиеся люди. Но применять ханство к современной эпохе — это абсолютно противоестественно. Последним казахским ханом был Кенесары. Более того, все ханы были из рода торе, из чингизидов. Это потомки Чингис-хана и его сыновей. Ханов и султанов избирали только из их рода. Это известно из истории. И теперь создавать новую элиту из других родов, которые населяют нашу страну, абсолютно не нужно. Время чингизидов прошло. Возвращаться к ханству нет смысла.

Сравнивать себя с Европой, Японией, где есть император, Англией, не следует, потому что у них монархический трон передавался династийно, из поколения в поколение.

Все императорские, королевские семьи существуют номинально, они не являются главенствующими, они выполняют какие-то представительские функции, олицетворяют величие и традиции своей нации. Непосредственными правителями являются премьер-министры и президенты. К нам это неприменимо.

Вопрос в том, почему Рахат Алиев решил озвучить идею о монархии. Мне кажется, это пробный шар, который он бросил, чтобы посмотреть, как воспримет общество эти идеи: а вдруг? Искать генеалогию не нужно. Испокон веков у нас считалось, что любой казах должен знать свое происхождение, свой род, своих предков до седьмого колена. Это – во-первых.

Во-вторых, иногда такие идеи навязываются специально, чтобы отвлечь внимание общества от других злободневных проблем. А на сегодня одной из таковых является политический терроризм, который у нас есть. Погибли (точнее их убили) двое выдающихся сыновей казахского народа – Заманбек и Алтынбек.

Кроме того, назревают политические реформы.

В-третьих, не исключаю, что одной из подоплек идеи монархии является проблема собственности. Как коммунист могу сказать: я противник того, что произошла прихватизация общенародной собственности. Ею завладела кучка богатеев, национальным достоянием теперь владеют 4-5 процента граждан страны. Большинство этих людей находится рядом с президентом, это окружение президента, люди, которые всегда были во власти. Кроме того, большинство наших предприятий захватили иностранцы: машкевичи, шодиевы, ибрагимовы, митталы. Я сторонник того, чтобы это все принадлежало народу. Стратегические отрасли должны служить всему народу. У нас появились свои долларовые миллиардеры благодаря тому, что мы дали им возможность сказочно разбогатеть, то есть власть дала. И теперь они делают все, чтобы сохранить свои богатства. А делать это становится труднее, потому что они знают, что не только в Казахстане, но и за рубежом нельзя сохранить незаконно нажитое. С этим стали бороться. Например, на встрече “большой восьмерки” в Санкт-Петербурге с участием президента США Буша однозначно решили не давать ходу легализации незаконно нажитого добра. Ведь за каких-то 15 лет невозможно сколотить миллиардные состояния, если не применять преступные, незаконные пути.

Кроме того, не надо забывать, что власть – самый сильнейший наркотик. Из первых руководителей постсоветских государств осталось три человека – Сапармурат Ниязов, Ислам Каримов и Нурсултан Назарбаев. Если человек хоть однажды попробовал вкус власти – он сделает все, чтобы сохранить ее. Поэтому любые методы хороши.

Более того, идея монархии запускается специально перед тем, как Госкомиссия по демократическим реформам подготовила предложения по реформированию общества. Но я считаю, что Госкомиссия не выражает мнения большинства, потому что ее членами являются только провластные люди, многие из которых находятся в лагере власти или около него. Все они представляют провластные партии. Там, кроме “Ак жола”, никого нет. И то это конформистски-оппозиционная партия. А настоящей оппозиции там нет, хотя оппозиция выражает мнение не менее половины населения. Это надо четко сказать.

В этой связи предложения Госкомиссии по демократизации и реформированию общества считаю усеченными. Но даже и их власть не хочет воспринимать. Наверное, не зря президент на открытии сессии парламента не затрагивал никаких политических вопросов, хотя они и назрели. Но я очень надеюсь, что эта проблема обязательно поднимется, когда он проведет съезд религий, съездит в США на встречу с Бушем. Это обязательно произойдет.

В заключение повторяюсь: никакой монархии, никакого возврата к прошлому нам абсолютно не нужно. Более того, эту тему не надо раздувать в прессе. Мало ли какие статьи люди пишут. Может, специально пишут.