Вчера и сегодня вышли: “Время”, “Свобода слова”, “Литер-неделя”, “Республика” и “Central Asia Monitor”.
Почти все вчерашние и сегодняшние газеты оповещают читателей об одном и том же: чрезвычайной ситуации в Южно-Казахстанской области с заражением 55-ти новорожденных детей вирусом иммунодефицита и трагедии на шахте имени Ленина в Карагандинской области, взрыв метана на которой унес жизнь 41 горняка. Равно практически все пятничные издания подробно рассказывают о последнем заседании Совета безопасности, в ходе которого глава государства сделал одно весьма сенсационное разоблачение теперь уже бывшего президента нацкомпании “Казахтелеком” Хайрата Карибжанова, в месяц получавшего 365 тысяч долларов. “И это не учитывая специальной ежегодной премии в два с лишним миллиона долларов”.
Что касается СПИДа в Шымкенте, то нет ни одной газеты, которая бы обошла эту тему стороной. А вот о погибших шахтерах написали далеко не все издания. Удивительно, что “Республика”, располагающая довольно большим корпунктом в Караганде, опережающим по величине сотрудников даже корреспондентскую сеть в Астане, отмолчалась по такому случаю, как гибель четырех десятков шахтинских горняков. Возможно, конечно, что даже для этого СМИ негатива текущей недели оказалось выше крыши. А возможно, что редакция просто-напросто согласилась со вчерашним утверждением президента Назарбаева, сказавшего, что в смерти шахтеров техника безопасности Лакшми Миттала не виновата, а всего навсего такое бывает, да и шахтеры сами об этом прекрасно знают. В Караганде, в отличие от Шымкента никого не сняли, так что жизнь продолжается своим чередом. В то же время порадовал свежий выпуск “Каравана” — единственной газеты, которая благодаря своему карагандинскому собкору Татьяне Тен наиболее подробно освещает события на шахте имени Ленина. Помимо хронологии трагического происшествия, передаваемой во всех малейших подробностях, Татьяна Тен высказывает и собственное мнение, являющееся квинтэссенцией отношения большинства казахстанцев к беспределу, творящемуся во владениях британского магната индусского происхождения: “События развиваются по знакомому сценарию двухгодичной давности. В декабре 2004 на “Шахтинской” в результате взрыва погибли 23 шахтера. Уголовное дело так и закрыли ввиду отсутствия виновных и состава преступления. Невероятно! Погибли 23 человека, сотни семей остались в безутешном горе, но нет ни виновных, ни состава преступления. Остались на своих местах все уполномоченные и ведомственные руководители. Никто не подал в отставку, никто не ответил по закону. Хозяин карагандинских шахтеров и карагандинского угля процветает и богатеет не по дням, а по часам”.
Переходя к остальным темам вышедших газет, особое внимание следует уделить тому, как преподносится встреча двух как бы заклятых врагов: Нурсултана Назарбаева и единого в прошлом кандидата от оппозиции Жармахана Туякбая. Вначале, обратимся к газете № 1 в Казахстане. “Время” в авторском интервью Виктора Верка, кое он берет у сопредседателя партии “Нагыз (Настоящий) Ак Жол” Булата Абилова, выстроенном в духе игрового (футбольного) противостояния двух команд – власти и оппозиции – сообщает читателям следующий довольно интересный и неоднозначный посыл:
“Жармахан, которого я, как мне кажется, хорошо знаю, очень честный человек, не способный ни на какие “договорные матчи”. Так же, как и на “грязные приемы”, на подлость по отношению к своим партнерам. Конечно, он сравнительно недавно перешел из команды власти. Но даже если у него были и будут какие-то контакты с бывшими “одноклубниками”, я не вижу в этом ничего страшного. А Дворец Республики… Что ж, такова тактика власти. Акимат Алматы получил установку: выделить Жармахану дворец, чтобы противопоставить его нам, посеять между нами какие-то противоречия. Расчет столь же коварен, сколь и примитивен — подорвать взаимное доверие в лагере оппозиции”.
“Свобода слова” Гульжан Ергалиевой по этому поводу высказывается не менее завуалировано. Однако, тональность обсуждения такой сенсации, как явление Жармахана Нурсултану, у “CC” на порядок ниже, чем это было, например, в истории с намерением консолидации двух партий: НП “Алга” Асылбека Кожахметова и ДПК “Ак Жол” Алихана Байменова. Тогда, напомним, в статье посвященной так называемой пятой колоне в стане оппозиции, главред “Свободы слова” обвинила Асылбека Базарбаевича в предательстве интересов ЗСК, в том числе желании сепаратных переговоров с Даригой Назарбаевой.
А они, как поясняла “CC”, автоматически подрывают стоическое намерение оппозиции не вести никаких переговоров с людьми, так или иначе причастных к убийству сопредседателя “Настоящего Ак Жола” Алтынбека Сарсенбаева.
Между тем, встреча Жармахана Айтбаевича с Нурсултаном Абишевичем, преподносится “СС” как некий момент истины, о причинах и значении которого необходимо просветить окружающих, что, собственно и делается. Нам же интересен следующий посыл лидера новой партии – ОСДП РК:
“Такого приглашения (отправится с президентом в Америку) я не получал. Если бы приглашение прозвучало, то я бы, наверное, не отказался. В этом случае у меня была бы возможность сообщить американцам альтернативную точку зрения на ситуацию в Казахстане”.
Известный политолог Досым Сатпаев в привычном для себя издании “Литер-неделя”, в свою очередь называет партнеров по недавнему визиту к хозяину Ак Орды Жармахана Туякбая и Алихана Байменова “политическими бумерангами”. По его логике, если лидер партии “Ак жол” уже давно вернулся в лоно системы, то Жармахан Туякбай вдруг осознал, что он, оказывается, не просто “демократ”, каковым проснулся однажды, а “управляемый демократ”, каким, судя по всему, он стал после встречи с Нурсултаном Назарбаевым. “Чего стоят хотя бы подчеркивания со стороны официальных источников того факта, что эта встреча произошла именно по просьбе Байменова и Туякбая. Здесь явно целенаправленная попытка властей лишний раз подчеркнуть политическое раскаяние уже бывших оппонентов президента, — утверждает политолог и продолжает:
К примеру, скоро будет год после завершения президентских выборов, а Алихан Байменов так и не востребован, несмотря на свою поддержку президента, и до сих пор находится в подвешенном политическом состоянии. Не грозит ли такая же участь Жармахану Туякбаю? Ведь вполне возможно, что есть реальная заинтересованность президента в том, чтобы Туякбай принимал более активное участие только в работе Государственной комиссии по демократизации, формально представляя казахстанскую оппозицию, как это сейчас делает Байменов. Но неизвестно, насколько это соответствует амбициям самого Туякбая, для которого рамки комиссии могут быть слишком тесны. Хотя если ты “политический бумеранг”, то скорость и направление твоего полета определяются лишь той рукой, которая тебя запускает”.
“Республика” довольно-таки неуважительно отзывается об Алихане Байменове и Жармахане Туякбае. В аннотации к статье “Все друг друга поняли: как Жармахан Туякбай и Алихан Байменов встречались с президентом” зам главного редактора “Республики” Галиной Дырдиной написано, что мы, то есть редакция “Р” попросили “господ политиков рассказать, о чем же они говорили с главой государства”.
А говорили, собственно, об обыкновенных вещах. По крайней мере, Жармахан Айтбаевич отвечает “Республике” вполне конкретно. В частности, он отвечает на вопрос о том, зачем представителям оппозиции нужно встречаться с главой государства.
“По моему мнению, это нужно, прежде всего, самой оппозиции, — говорит лидер Общенациональной Социал-демократической партии. – Сегодня вставать в позу обиженных, не слышать и не слушать друг друга – не самое плодотворное и конструктивное дело. Если мы хотим достичь определенных подвижек в сторону демократизации, мы должны воспринимать действующую власть как реальность. И когда появляется возможность рассказать об этом с глазу на глаз первому руководителю государства, то почему бы этим не воспользоваться…
“Central Asia Monitor” в свою очередь вещает о предстоящем визите НАН в США. Как отмечает издание, ключевым и традиционным направлением двустороннего сотрудничества является энергетика. С вводом в эксплуатацию месторождения Кашаган РК собирается более активно заявить о себе на международном энергетическом рынке. Приоритеты, долгосрочные цели и вопросы практического сотрудничества между Казахстаном и США в энергетической сфере зафиксированы в Декларации об энергетическом партнерстве, подписанной в ходе визита президента Назарбаева в США в декабре 2001 г. Присоединение нашей страны в июне 2006 г. к проекту Баку — Тбилиси — Джейхан открывает новые возможности и перспективы.
У двустороннего сотрудничества в данной сфере, как пишет “САМ” есть серьезный политический подтекст. На заре независимости внутриконтинентальное местонахождение Казахстана значительно сужало экспортные возможности республики, ставя их в зависимость от состояния политических отношений с транзитными государствами, через территорию которых казахстанские энергоресурсы поступали к их непосредственным потребителям. Приход же на энергетический рынок Казахстана крупных американских нефтегазовых компаний и политика, проводимая США в 90-е гг. ХХ века в ЦА и на Кавказе по диверсификации маршрутов транспортировки углеводородов на мировые рынки, “сыграли важную роль не только в становлении энергетической отрасли республики, но и способствовали укреплению ее суверенитета”.
“Новой идеологической формулой взаимодействия Казахстана и США в энергетической сфере, похоже, становится \»глобальная энергетическая безопасность\», ставшая одной из главных тем на саммите \»Большой восьмерки\» в Санкт-Петербурге в июле сего года, — говорится в “САМ”. — Данная формула, признавая стратегическое значение нефти и газа как невозобновляемых ресурсов для мировой экономики, заключает в себе озабоченность ведущих промышленно развитых стран мира относительно надежности их поставок и безопасности транзита на мировые рынки из развивающихся стран, где они в основном сосредоточены”.