Памяти Нурбулата Масанова

Кто-то сказал, что смерть любого человека – это гибель целой и уникальной вселенной. Именно поэтому, каждый, кто знал Нурбулата Масанова, испытал настоящий шок, узнав о его скоропостижной кончине. Сразу возникло горькое ощущение того, что в аналитическом и научном мире Казахстана образовался вакуум, большая пустота, которую вряд ли кто-нибудь заполнит. Аналитическому сообществу страны была нанесена самая тяжелая и невосполнимая потеря за все годы его существования.

После этой печальной новости, сразу возникли какие-то смешанные чувства страха, тревоги, боли, жалости, грусти… И сложно принять то, что мы его больше не увидим. Ведь из жизни ушел не просто человек, которого мы все хорошо знали и уважали, с которым спорили и часто соглашались, который не боялся говорить то, что думает, и этим всегда выделялся в Казахстане. Не занимая высоких должностей, не накопив больших богатств, Масанов сделал большее. Он был первым и останется им навсегда. Первым, кто основал жанр политической аналитики, и, именно благодаря ему, политология в Казахстане стала популярна. Первым, кто умело сочетал академическую и прикладную науку. Первым, кто не скрывал, что любой ученый в первую очередь — гражданин с большой буквы, и показывал это своим примером. Поэтому, обладая глубокими теоретическими знаниями, Нурбулат Эдигеевич мог, как никто другой доходчиво, красноречиво донести до простой публики свои мысли. При этом его суждения или версии были часто спорными, а поэтому интересными. Им могли восхищаться, его могли критиковать, но друзья и оппоненты искренне уважали его.

Он был мощным дискуссионным центром страны и прилагал большие усилия к тому, чтобы политическая и историческая мысль Казахстана не застоялась, не превращалась в болото. Создавая дискуссионные площадки, он верил в то, что истина рождается в споре. Он был правдолюбом. Но, похоже, что Масанову нужна была не сама правда, ему нравилось искать правду. Нравился сам процесс, как часто он и сам в этом признавался. Именно поэтому он каждый раз уходил и возвращался в науку. Уходил потому что искал правду. Возвращался потому что не находил ее. Но он был романтиком, мечтателем, поэтому не переставал ее искать.

Когда пришла новость о том, что Нурбулата Эдигеевича не стало, каждый из нас, наверное, вспомнил свою последнюю встречу с ним и пожалел, как много было не договорено, как торопились мы. Вот так в спешке и проходит жизнь. А они остаются. Вечно молодыми. Мечтателями. Романтиками.

Ваши ученики,

Ерлан Карин,

Досым Сатпаев