В парадном белом кителе и белой фуражке. Это наш Верховный главнокомандующий

Обзор аналитических программ ТВ

“ХАБАР — Жетi-кун”

“Жетi кун” не выдерживает программу передач

В последние несколько недель программа “Жетi кун” постоянно не укладывается в отведенный ей час эфирного времени. Сюжеты затянуты до невозможности, смотреть и воспринимать суть происходящего становится все труднее и труднее.

Так и вчера материал о встрече президентов Казахстана и России в Уральске, где обсуждался вопрос приграничного сотрудничества, длился 20 минут. Потом об итогах этого мероприятия говорили с политологом Султаном Акимбековым, который оценил сие действие в положительных тонах.

Затем был сюжет с приграничного с Россией поселка Таскала.

Далее хабаровцы рассказали о поездке президента Казахстана в Атырау и Актау.

Везде говорилось об экономических достижениях страны. Также было интересно, чисто визуально, посмотреть на Верховного главнокомандующего (президента) в парадном белом кителе и белой фуражке. Таким он появился перед офицерами и солдатами на открытии военного городка в Актау.

О ситуации в Шахтинске, где прошла забастовка шахтеров, хабаровцы поведали с точки зрения власти и отметили конструктивный подход акимата, профсоюзов и руководства “Миттал Стил Темиртау”.

Очень затянут сюжет о 15-летии полета в космос первого казахского космонавта Тохтара Аубакирова. Кстати он же последний советский космонавт.

Также хабаровцы подвели итоги уборочной кампании. В этом году уродился рекордный урожай.

И напоследок пошел материал о победе нашего велосипедиста Александра Винокурова на гонках в Испании.

В итоге программа длилась более полутора часов.

“КТК — Портрет недели”

Путина и Назарбаева в Уральске встретил сам Александр Сергеевич

“Портрет недели” отразил подробности происшествий в стране, с привычными для этой программы издевками по отношению к чиновникам.

В одном из первых сюжетов были продемонстрированы последствия пожара в лесхозе Восточно-Казахстанской области, который охватил всю деревню и унес жизни четырех человек. Люди рассказали, как они пережили эту трагедию, сейчас они живут в палатках или в местной школе, государство уже решает вопрос о строительстве для пострадавших нового жилья.

Без внимания не осталась и тема чимкентской трагедии, где выявлено 75 человек с ВИЧ-инфекцией, 6 детей скончались. Акцент был сделан на условия в детских лечебных заведениях; в частности, показали детское реанимационное отделение, зрелище не оставило равнодушным и столичных чиновников. Журналисты отметили, что денег выделяемых на эту область государством по линии здравоохранения вполне бы хватило на достойное содержание детей в больницах, куда делись средства, будет выяснять прокуратура. Сейчас уже заведено 11 уголовных дел.

О последствиях взрыва на шахте Ленинская также рассказали журналисты КТК. По мнению шахтеров, заявление нового руководства “Миттал Стил Темиртау” о повышении заработной платы так и останется обещанием. Рабочие считают, что монополисты найдут лазейки, чтобы не повышать оклады. Ситуацию прокомментировал Павел Шумкин.

Сюжет о встрече Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева в Уральске был достаточно красочен. Говорилось о вкладе наших денег в экономику РФ и приобретении энергетической независимости. Но особенно интересно было послушать о посещении двумя президентами музея Александра Сергеевича Пушкина и посмотреть на самого классика русской литературы — встречал президентов человек, загримированный под Александра Пушкина.

Парламентарии недовольны дизайном денег, которые вступят в обращение с середины ноября. Депутаты переместились на первые ряды в зале заседания, рассматривали купюры, обсуждали допущенную на купюре грамматическую ошибку и потребовали отставки главы Нацбанка за его автограф на новых деньгах.

Несколько раз показали комментарий нового акима Астаны Аскара Мамина к одному из зданий, спроектированного главным архитектором города. Акима удивило, какая муза посетила его при этом, и что такое можно придумать только в состоянии депрессии. Акима не устраивает генеральный план столицы, он приостановил строительство нескольких зданий на левобережье, а чиновникам поручил контролировать стройку — теперь они в час ночи должны будут визуально контролировать строительство в городе.

“31-й Канал”

“Состояние.kz”

Шахтеры, адайцы и бездомные – мы, народ Казахстана!

“Состояние.kz” по стилю и характеру подачи материалов все больше напоминает еженедельную газету “Время”. Назвать эту программу, как и весь “31 канал” оппозиционным – язык не повернется, однако удар объективности они все-таки держат.

Начнем с того, что в отличие от “Хабара” и “Рахата”, на который вообще трудно смотреть без слез, итоговый выпуск “31-го” не обошел стороной самую горькую утрату минувшей недели – смерть выдающегося политического аналитика современного Казахстана Нурбулата Масанова. Специальный репортаж с гражданской панихиды по нему в алматинском ТЮЗе прилагался.

Первый же сюжет “Состояния”, как и первые полосы “Времени”, представлял собой “солянку” под девизом: “Мы – народ Казахстана!”. Именно так называлась выставка, открывшаяся на прошлой неделе в Центре Современного искусства Сороса-Алматы. Правда, она послужила лишь обобщающим поводом для постулирования этого явления – народа Казахстана – на примерах Шымкентской и Шахтинской трагедий. Дескать, и там и там, а особенно в Карагандинской области, народ сумел заставить власть обратить на себя внимание. Несмотря на оригинальность и понятную мысль, отдельные части событий раскрыты довольно слабо. И, прежде всего, весьма невыразительно освещена завершающая стадия шахтерской забастовки. Все сводится к тому, что шахтеры молодцы — “нагнули” Миттала, но о том, как местные власти вместе с Митталом “нагнули” шахтеров – умалчивается.

В легкой “азиоповской” манере был выдержан и второй материал из постоянной рубрики “Состояния”, посвященной будням капиталистического Казахстана. Так что начало казаться, что воскресная информационно-аналитическая программа “31 канала” во избежание явного гнева властей слишком забирает в сторону политического телефельетона.

Впрочем, сомнения развеял серьезный рассказ о недавнем проявлении религиозного экстремизма в Мангыстауской области, где несколько последователей суфистского ислама похитили и силой удерживали дальнобойщика из Прибалтики. Напомним, что беднягу-католика суфии угрозами пытались обратить в мусульманство своего толка. Однако ему удалось бежать и обратиться за помощью в полицию. Так вот, “31 канал” с большой озабоченностью, которая слышна в репортаже из Мангыстау невооруженным ухом, отзывается об опасности религиозного экстремизма в данном регионе страны. Как бы в назидание спецслужбам обнажается картина того, как беспрепятственно подымает голову гидра суфизма, как безнаказанно процветает адайский трайбализм, выраженный, в том числе в установке на одной из возвышенностей пустынной территории Мангышлака памятника некому Адаю-ате. В отрицательном контексте “Состояние” вспоминает и недавние события в Актау, где воинственные адайцы выказали свое нежелание, чтобы ими руководил чужак, а не их соплеменник. Одним словом, продолжается довольно чувствительная политика “31-го канала” по неприятию всего мононационального и монорелигиозного. Интригу к этому добавляет и то, что, как известно, “пьяные журналисты” телеканала, так или иначе, принимали активное участие в акции против “иноземца” г-на Коха на стороне “адайских повстанцев”.

Но, пожалуй, самым добротным материалом, способным к тому же всколыхнуть и национальное самосознание (в хорошем смысле этого слова) можно назвать рассказ о том, как сборная Казахстана по футболу среди бездомных стала вице-чемпионом мира в Африке. Кто был в субботу на почти целиком забитом стадионе в Алматы и видел очередную блеклую игру нашей национальной сборной, бесславно и без боя уступившей полякам, бесспорно, понял мятущийся дух репортажа о вице-чемпионах из “Шанырака”. Равно как один из посылов главного героя сюжета (капитана бездомной сборной) о том, что для успеха основной футбольной дружины страны, ее игроков, наверное, надо набирать в аулах.