Массовая драка на месторождении Тенгиз между казахстанскими и турецкими работниками американо-турецкой компании “Сенiмдi Курылыс”, являющейся субподрядчиком ТШО, показало, что те проблемы, которые чиновники пытались свести к обычной “бытовухе”, вооружившись комплексом мер по замалчиванию, формализму, передергиванию фактов, никуда не исчезли. Даже наоборот, показали, что утаивание, очковтирательство и другие непродуктивные меры лишь усугубляют ситуацию и могут привести к еще более ужасающим последствиям. Конфликты между турецкими и казахстанскими работниками турецких компаний, уже имевшие место в Атырауском регионе в 2004 и 2005 г.г. показали, что это далеко не единичные случаи, а явление, с которым следует считаться, в том числе и с целью не повторения таких эксцессов. Власть должна повернуться к народу лицом, чтобы на деле, а не на словах защитить НАШИХ граждан от произвола, чинимого во многих иностранных, и в частности, турецких компаниях. Наказать зачинщиков драки с казахстанской стороны – самый легкий, на первый взгляд, выход из ситуации. Но только на первый взгляд. Решение, по сути, поверхностное и не учитывающее всей глубины данной проблемы. Вспомним, как отреагировала на массовую драку между турецкими и казахстанскими работниками в феврале прошлого года министр труда и социальной защиты населения Казахстана Гульжан Карагусова: “Случившееся никаким образом не связано с нарушениями трудового законодательства либо прав человека”, особо подчеркнув, что “природа той “потасовки” – межличностные отношения”. Вспомним, что зачинщики той потасовки – три гражданина Турции, избившие нашего рабочего, в том числе ударом трубы по голове, отделались всего лишь депортацией из страны. Интересно в этой связи, какое наказание ждет казахстанских граждан – зачинщиков недавней массовой драки на Тенгизе.
Тот путь, по которому пошел бессменный режим и его верные, но с отсутствием всякой креативности слуги, является тупиковым и непродуктивным. По моему мнению, основные причины таких конфликтов таятся в продаже крупнейших месторождений углеводородов так называемым “инвесторам” при полной недоступности для населения условий СРП, льготном освобождении “инвесторов” от таможенных пошлин, платежей и НДС на ввозимую продукцию, ничтожно слабому контролю над ввозимой иностранной рабочей силой.
Квоты на привлечение иностранной рабочей силы растут в геометрической прогрессии из года в год, по официальным данным не менее трети работающих в нефтегазовой отрасли области являются иностранными гражданами.
Всемерно распространенными явлениями в иностранных компаниях также стали:
— Ограниченный срок подписания индивидуального трудового контракта на срок от одного месяца до одного года. Работодатель может уволить работника в любой выгодный ему момент за малейшую провинность, даже личную неприязнь без каких-либо последствий. В результате казахстанский рабочий становится в прямом смысле безмолвным рабом, единственной целью которого является не пополнить армию безработных и так называемых “самозанятых”, которых в Казахстане, и в частности, в Атырауской области, вопреки официальной статистике, огромное число. Увольнению обычно подвергаются также немолодые работники, чей возраст превышает 45 лет, и это при том, что работа на Тенгизе осуществляется в тяжелейших и вредных, а зачастую и опасных для здоровья условиях. То есть работодатель минимизирует свои потери в случае смерти на рабочем месте или производственного травматизма.
— Всяческое препятствование профсоюзной деятельности, вплоть до увольнения или угроз рабочим активистам, пытающимся выдвигать какие-либо условия работодателю в рамках профсоюзного движения. Данные вопиющие факты происходят, в том числе, и в турецких компаниях, действующих на территории Атырауской области при полном попустительстве, а нередко и при поддержке властей региона, надзорных и правоохранительных органов. Например, турецкой компанией GATE разогнан независимый профсоюз, уволен профсоюзный лидер. Официальной власти легче и приятнее назначить профком сверху, обычно из числа преданных и молчаливых бюрократов-бумагомарателей, послушный и пушистый “мини-Отан”. На разгром независимых профсоюзных организаций исполнительная власть реагирует молчаливым согласием.
— Другой общераспространенный факт – значительная, даже астрономически значительная, разница в заработной плате между иностранными и местными рабочими при равной квалификации и опыта работы. И это несмотря на то, что нередки случаи, когда такой “иностранный специалист” просто не обучен элементарной грамоте. Зачастую объявления об очередной вакансии являются фикцией для дальнейшего беспрепятственного ввоза иностранных работников из Западной Европы, Турции, даже из России или других стран СНГ. Проводятся собеседования, всё это аккуратненько складывается в папочки для того чтобы отчитаться перед контрольно-надзорными службами. А сотрудники миграционных органов тем временем гребут деньги лопатой.
— Квоты на привлечение иностранной рабочей силы растут в геометрической прогрессии из года в год, по официальным данным не менее трети работающих в нефтегазовой отрасли области являются иностранными гражданами. А тем временем, аппетиты компаний на привлечение иностранной рабочей силы растут и почти все эти заявки удовлетворяются казахстанской стороной.
— Постоянное непрерывное сексуальное домогательство по отношению к казахстанским представительницам слабого пола. На работу берут девушек с прекрасными внешними данными для последующего совращения. Также очень часто принимают на работу любовниц и девиц легкого поведения. На поток поставлен рынок по производству секс-рабынь в иностранных, а в особенности, в турецких компаниях.
Все вышеперечисленное ведет к тому, что казахстанский рабочий на своей земле при разработке своих недр стал рабом, обслуживающим “господ” из стран “золотого миллиарда”, даже прислужников “золотого миллиарда” при полном отсутствии минимальных прав и гарантий, незащищенности и игнорировании исполнительными властными органами. Руководство нашей страны за счет высоких цен на энергоресурсы, сложившихся на мировом рынке, строит дворцы-министерства, на обслуживание которых ежегодно требуется 5 миллиардов тенге бюджетных средств и супербани для господ-министров и их семей; ставит целью вхождение в число 50-ти конкурентоспособных стран мира. А рабочие “пашут” за 25-30 тысяч тенге в месяц в нечеловеческих условиях, гробя свое здоровье, чтобы прокормить свои семьи, подчас живущие в селах, в которых недоступны питьевая вода и газ. Как будто на разных планетах происходит ЖИЗНЬ одних и ВЫЖИВАНИЕ других.