Курс самолечения для президентских режимов. Пособие для начинающих

“На кухне”

Обезьяна где-то ухватила и несла полные горсти гороха.
Одна горошина выскользнула.
Обезьяна попыталась ее поднять и уронила еще две.
Стала поднимать эти и проронила уже четыре.
Пока собирала те, рассыпала половину.
В отчаянии она брякнула об пол и все оставшиеся…

Что-то такое из дедушки Крылова, кажется, мы учили в школе. Теперь вот вспомнилось, решил поделиться…

А вообще-то я собрался исполнить обещанное (см. здесь) – изложить свое видение переустройства режима личной власти в такую политическую систему, которая могла бы сохранять устойчивость и после ухода ее эксклюзивного гаранта.

Но вначале, подобно лекарю, которому приходится убеждать пациента (на вид еще бодрого, и усиленно бодрящегося) в необходимости такой рискованной операции, после которой он может уже и… не проснуться, придется потратить красноречие на описание еще более рискованных (для родственников) последствий отсутствия лечения.

Так все же: зачем рассказывать всякие страшилки, якобы неизбежно последующие с уходом Назарбаева, если вот, например, в Азербайджане медленно болевший Президент спокойно успел передать наследство своему сыну, а неожиданно скончавшийся туркменский Ел басы тоже без всяких эксцессов был заменен на похожего (пока – только внешне)?

Здесь надо понимать разницу.

Туркмения, — во всех смыслах… как бы это сказать, …плоское государство. Даже с точки зрения экономики – это всего лишь одна газодобывающая корпорация, на которую “навешаны” разные там социальные и вспомогательные объекты. Примерно как, скажем, “Кармет” в советские времена, Гендиректор которого заодно курировал и ЖКХ, и общественный транспорт, и торговлю, и школы с детсадами, и всю партийно-советскую власть в городе.

/В этом смысле, кстати, по части упразднения оперы и балета автор “Рухнамы” был совершенно прав: для основного производства это уже явные излишества/.

Для стабильности государства Туркмения самое существенное то, что как сама газодобыча, так и транспорт добытого, и рыночная дистрибуция, — это все, даже по учебникам либеральной экономики, относится к сфере естественной монополии, где всякие там конкуренции и невозможны, и вредны. Зато вот авторитарное руководство – в самый раз. Поэтому, по давно отработанным (хоть на Западе, хоть на Востоке) законам корпоративного менеджмента, назначение Генерального Директора частного АО “ГосТуркменГаз” вовсе не обязательно сопровождать голосованием всего обслуживающего персонала. Но как бы ни пришел на пост новый Управляющий, его несменяемость и единоначалие – это только на благо всей корпорации. До тех пор, конечно, пока Гендиректор еще в своем уме. А поскольку новый руководитель Туркмении к тому же начал потихоньку исправлять (тоже вредные для производства) чудачества старого, никаких особых вызовов политической стабильности президентского режима там не предвидится.

Азербайджан – он чуть “помногослойнее” Туркмении, но все же и он — моно-государство при “естественно-монопольной” (в том числе и в политическом смысле) моно-экономике. Суть которой состоит даже не столько в добыче нефти, сколько в геополитической (вкупе с чисто технологической) функции головного участка стратегического (в обход России) нефтепровода от Каспия до Средиземного моря.

Что же касается Казахстана, то и у нас, конечно, основу экономики составляют те же самые “естественно-монопольные” газо-нефтедобывающие и газо-нефтетранспортные бизнесы. Но, и это – принципиальное отличие, у нас этих бизнесов, — много, и — разных. Только самых крупных – более десятка. И — у каждого уже состоявшийся собственный менеджмент, собственные стратегические направления транспорта-сбыта, и собственные финансовые потоки. Причем многие из этих технологически родственных бизнесов объективно состоят в конкурентных (мягко говоря) отношениях.

Плюс, у нас еще не менее двух десятков также отдельных (и, во многом, — объективно конкурирующих) горно-добывающих и металлургических бизнесов, также экспортно-ориентированных и имеющих международный масштаб.

Плюс – под два десятка крупных энергетических, транспортных и коммуникационных бизнесов, также уже состоявшихся на международном уровне, и имеющих свои частные интересы.

Ну, и так далее, а в совокупности это такой набор, который принципиально превышает все мыслимые и немыслимые возможности сколько-нибудь сосредоточенного управления из такого (явного или неявного) Центра, в котором укоренен какой-то один Супер-менеджер и\\или Супер-собственник.

А ведь это, — только лишь экономический “срез”. Тогда как есть еще и региональные, и этнические, … каких только нет!

Вот об этом и речь: как только под персонально эксклюзивные и исторически невоспроизводимые обстоятельства формирования режима личной власти (и симметричной этому экономики) президента Назарбаева будет подведена черта его собственного ухода, так созданная им система, — именно в попытках сохранить равновесие через создание каких-то новых, отсутствующих внутри нее балансов, начнет раскачивать самое себя.

Нет, сам процесс наследования власти Первого Президента, случись это неожиданно, или сколько-нибудь подготовлено, — он, как таковой, пройдет, видимо, спокойно. После Назарбаева, всю полноту его власти заберет кто-то из самых к нему (на тот момент) близких – здесь проблем не предвидится. Проблема возникнет после этого – как принципиальная неспособность ни у кого из наследников удержать всю эту полноту.

Властью, и как возможностью руководить всем административным механизмом правящей системы, и, главное, как неоспариваемой (пока) никем способностью контролировать все основные экономические потоки, придется “аварийно” делиться. А это такой процесс, который, если даже начнется в “управляемом” режиме, очень быстро может стать неуправляемым.

Вот, скажем, сейчас очень многие наши прекраснодушные граждане искренне негодуют и недоумевают по поводу отсутствия единства в казахстанской оппозиции. Дескать, и раздробленная она у нас, и амбициозная, — одним словом – незрелая!

Помилуйте, все обстоит как раз наоборот!

Оппозиция в Казахстане уже неспособна собраться в одну парию именно потому, что уже достаточно созрела! И, если уж на то пошло, наша оппозиция на сегодня еще довольно-таки консолидирована, — пока еще благодаря Первому Президенту.

То, что называется демоппозицией сегодня, — это та часть национального кадрового и экономического потенциала, которую единоличный президентский режим, еще будучи при достаточной силе, уже не способен удержать в одной “горсти”. А что будет, если пальцы-то неподготовлено ослабнут?

Ведь в том же “никаком” (пока) “Нур-Отане” сейчас собрано не меньше 3-4 полноформатных ЗСК – то-то начнется политическая байга, если стартовать придется неожиданно!

Собственно, ведь и сейчас, хотя “гарант” и на месте, “разминка” среди приближенных идет полным ходом. Тот же сравнительно небольшой “Нурбанк”, например, где всего-то и случилось, что в разных руках оказались собственность и менеджмент…

И вот здесь, на кульминации описания самых некрасивых сцен при дележе наследства, нам в самую пору заявить пациенту, что рекомендуемая ему операция, на самом деле, вовсе и не опасная. А, напротив, где-то даже и приятная, и – весьма показанная для омоложения организма…

О чем речь?

О том, что институт сильной президентской власти, и – именно (извините за тавтологию) в силу вышеизложенного анамнеза, Казахстану на данный переходный момент – необходим. Здесь президент Назарбаев (как и везде – прав). Но… сила президентских полномочий должна лежать исключительно в политической области (баланс ветвей власти), и, ни в коей мере, не касаться экономики.

Вся та сфера, начиная от формирования Правительства, назначения руководителей нацкомпаний, госинвестструкур, и кончая назначением исполнительной вертикали на местах, которая “контачит” с собственностью и с финансами – должна отойти к Парламенту. Пусть партийные фракции дружно держат друг-друга за руки (да хотя бы и за горло) – это и есть лучшая гарантия от резких перекосов.

Это – первое.

Второе же – “разгрузка” собственно представительной власти путем создания самоуправления во всех городах, поселках и сельских населенных пунктах. А также (желательно) в областях и районах. Самоуправления, — не как некоего дополнения к акимовской вертикали, а как полноценной и, – единственной, власти у себя на территории, обладающей собственностью, финансами и властными возможностями для решения всех вопросов, какие только могут быть решаемы на данной территории без подключения вышестоящего уровня.

Вот, собственно, и все, что надо бы заранее прооперировать, и по-другому пришить в омолаживаемом политическом организме.

Плюс, еще две вспомогательные, но принципиально необходимые процедуры.

Первая – касательно бюджетного финансирования политических партий. Решение не идеальное, но лучшее, чем нынешнее, по умолчанию, частное “спонсорство” со стороны финансово-промышленных группировок.

Второе – это формирование избирательных комиссий по принципу представительства самих участвующих в выборах кандидатов, или баллотирующихся политических партий. Никакого иного способа защититься от фальсификаций в наших условиях попросту не существует.

Вот так, и это – все.

Остальное, — свобода собраний, информации, и еще масса других необходимых и полезных вещей – это уже относится к пред- или послеоперационной терапии, но не к прописанному “по жизненным показаниям” конституционному “хирургическому вмешательству”.

Что ж, до изменения президентской Конституции 1995 года мы, кажется, дожили. Но что из реально необходимого озвучено Президентом в наборе предстоящих новаций?

Только бюджетное финансирование партий, которое само по себе ничего не изменит. Местное самоуправление – лишь просто упомянуто, про избирательное законодательство – молчок, ну а насчет президентского “отхода” от непосредственного контроля за экономикой – и речи, конечно, нет.

И наши разговоры на этот счет, они, конечно, — “от дьявола”.

Утешимся: что естественно – то небезобразно. Жизнь учит нас, что никакое лекарское красноречие не подвигнет пациента добровольно “пойти под нож”, покуда его самого конкретно не припрет. А когда “припирает”, тогда, как правило, уже поздно.

Тем более, это касается “самолечения” режимов личной власти. Где-то приходилось читать, будто бы некий судовой врач, когда его самого прихватил аппендицит, сам себя прооперировал. Может быть, и был такой уникальный случай, хотя, скорее всего, – байка. В любом случае, ждать чего-то подобного из “Ак Орды” — просто наивно.

И потому все изложенные нами “рецепты” — всего лишь теория. А вот как оно сложится на самом деле…

Это тот самый случай, когда можно уверенно сказать только одно: …вскрытие покажет.