Переоценка ценности

Чем обернется второе нефтяное IPO по-казахстански?

Американский ипотечный кризис и последовавшие за ним международные финансовые неурядицы поубавили охоту проводить первичное размещение акций (IPO). Число отложенных в Европе и США IPO в этом квартале выросло в десять раз (!). Однако подобная тенденция не пугает казахстанские компании. Наперекор ситуации на рынках, они стремятся скорее разместить свои акции.

Против течения

Металлургический холдинг Eurasian Natural Resources Corporation (ENRC) собирается провести IPO до конца года. Компания нуждается в дополнительном капитале, чтобы финансировать ряд масштабных проектов. Первоначально выход на международный фондовый рынок планировался в первой половине года, но решение принято только сейчас. Хотя за этой временной отсрочкой стоит радикальное изменение рыночной ситуации. Если до июля международные рынки были разогреты, то после они стремительно охладели практически ко всем предложениям. Новым казахстанским эмитентам не добавляет популярности общее снижение рейтинга страны и ведущих банков. Даже если считать, что явление – временное, это время еще должно пройти. Так что, несмотря на рост мировых цен на сырье, риски IPO-провала сейчас возросли.

ENRC может рассчитывать избежать их, являясь, независимо от конъюнктуры, очень привлекательным активом. Холдинг объединяет крупнейшие в Казахстане хромовые, алюминиевые, железорудные, энергетические предприятия и считается одной из ключевых финансово-промышленных групп страны. Между тем, есть компании, которые рискуют идти на неприветливый международный рынок, не обладая таким преимуществом. Разместить акции на Лондонской фондовой бирже также до конца года намеревается нефтяная компания “Жаикмунай”. И претендует на сумму, которая звучит сенсационно.

Темная лошадка

“Жаикмунай” может стать второй казахстанской нефтяной компанией, которая проведет IPO в Лондоне – первопроходцем была “Разведка Добыча “Казмунайгаз”. Но по эффективности она нацелена на первое место. Насколько обоснованны подобные ожидания?

Независимый производитель “Жаикмунай” был образован в 1997 году казахстанским “Конденсат-Холдингом” и американской FIOC. Тогда же было заключено соглашение о разделе продукции (СРП) по месторождению Чинаревское в Западно-Казахстанской области. Оно располагается недалеко от границы с Россией, в 75 километрах от гигантского нефтегазоконденсатного месторождения Карачаганак и 130 километрах от Оренбургского месторождения. Несмотря на такое соседство, запасы самого Чинаревского куда скромнее. “Жаикмунай” оценивает их в 50 миллионов тонн условного топлива (доказанные и вероятные резервы).

Зато с оценкой собственной стоимости для инвесторов “Жаикмунай” скромничать не стал: согласно условиям IPO она варьирует в коридоре 1,3-1,7 миллиардов долларов. Цифра чрезвычайно высокая, если принять во внимание, что нынешний уровень добычи — около 200 тысяч тонн в год. Стоимость РД КМГ, которая на момент размещения добывала 9,5 миллионов тонн, т.е. в 47 раз больше, после IPO составила 6,2 миллиардов долларов, т.е. лишь в три с половиной раз больше.

Видимо, инвесторам предлагают заплатить не столько за сегодняшнюю добычу “Жаикмуная”, сколько за светлое будущее компании, в котором добыча многократно вырастет, а каждая проданная тонна “условного топлива” будет приносить высокий доход. Остается только один вопрос: как прийти к этому светлому будущему? Ведь наращивание добычи потребует мощных инвестиций, строительства инфраструктуры, получения доступа к рынкам. Эти непростые задачи многократно осложняются тем, что в составе запасов и будущих продаж значительную долю составляет не нефть, а газ. Дело в том, что для развития “газовой составляющей” нужны дополнительные инвестиции и разрешения, а стоит “голубое топливо” гораздо дешевле нефти.

По мнению некоторых экспертов, реальная стоимость “Жаикмуная” составляет около 600 миллионов долларов, а всё что сверху этой суммы – чистый риск тех инвесторов, которые поверят радужным прогнозам и примут участие в IPO. В этой связи примечательно, что государственный “КазМунайГаз” не торопится попасть в число “оптимистов”, хотя имеет все возможности приобрести пакет акций “Жаикмуная”.

Один за всех

Согласно действующему в Казахстане законодательству, продажа доли участия или акций в компании-недропользователе разрешается лишь с согласия министерства энергетики и минеральных ресурсов, которое по 71-й статье Закона о Недрах наделено преимущественным правом покупки таких активов. Объективно это ставит под вопрос саму возможность размещения акций. Однако активности со стороны государства по отношению к “Жаикмунаю” пока не наблюдается. Данное обстоятельство весьма симптоматично.

Казахстанские нефтегазовые ресурсы являются предметом острой конкурентной борьбы между российским, китайским, западными компаниями и национальным “Казмунайгазом”. Каждый перспективный актив моментально берется, что называется, на заметку. И практически во всех совершенных за последнее время последних сделках Казахстан пользовался правом преимущественной покупки, приобретая долю для себя или обременяя покупателей дополнительными условиями. Так было в случае и с “ПетроКазахстаном”, и с “Каражанбасмунаем”. Отсутствие движений со стороны правительства по поводу “Жаикмуная” может свидетельствовать об иной оценке либо привлекательности актива, либо его реальной стоимости.