Чем может обернуться для России опережающий ее показатели рост населения в Казахстане?!

18 июня информационное агентство “РИА-Новости” со ссылкой на Ирину Збарскую из Федеральной статистической службы обнародовало краткосрочные прогнозы экспертов относительно роста населения в Казахстане и его сокращения в России. Судя по высказыванию названного официального лица, в сравнении с общими демографическими тенденциями в России в ходе периода 2006-2008 годов наблюдалось некоторое улучшение демографической ситуации, однако она может ухудшиться в будущем.

Что же касается Казахстана, по словам И.Збарской, эксперты ООН отмечают рост населения благодаря показателям рождаемости, которые выше, чем в России. “А это значит, — сказала она, — что население станет увеличиваться в Казахстане и сокращаться в России”.

Помимо слабости показателей рождаемости в России, российское население постепенно стареет, отмечает она. Средний возраст тех, кто работает и получает зарплату, перешел порог 40 лет. Это выносит на повестку дня проблемы с точки зрения воспроизводства и освоения новых технологий.

В принципе высокий средний возраст свойственен не только для россиян в целом, но и также для русского населения в Казахстане. Этот фактор в свое время отмечался заместителем руководителя тогдашнего министерства информации и общественного согласия Олегом Рябченко: “Различные режимы воспроизводства казахстанских этносов формируют соответствующую возрастную структуру и являются дополнительными, наряду с миграционными процессами, фактором влияющим на изменение национального состава республики и совокупность качественных параметров системы межнациональных отношений. Это хорошо видно по двум крупнейшим этносам республики. Так, средний возраст казахов равняется 25 годам, русских же – 45-50 лет, т.е. в этом отношении русские в два раза старше казахов. Знаменательно, что такая возрастная структура сложилась до обретения независимости Казахстаном. Другими словами, она в немалой степени не является результатом национальной политики Казахстана, а носит сугубо объективную природу, относясь к совокупности естественных демографических процессов. Тем не менее, данное обстоятельство является очень важным фактором, влияющим на превышение естественной убыли русского населения над его естественным приростом” (“Этномиграционные процессы и общественные институты в условиях транзитного общества” Материалы семинара “Миграция в Казахстане – настоящее и будущее”, 26-27 января 2000 г.).

Итак, как утверждает И.Збарская, такая ситуация означает, “что население станет увеличиваться в Казахстане и сокращаться в России”. Но значит ли это, что у нас в стране демографические перспективы представляются в куда большей степени обнадеживающими, чем у наших северных соседей?

Все познается в сравнении. Более благоприятная по сравнению с аналогичным явлением в России демографическая динамика в Казахстане обусловлена, казалось бы, тем, что казахи, коренное население нашей страны, более молодая по среднему возрасту нация, чем русские.

Но вот как в ходе своей недавней встречи с руководителями казахскоязычных СМИ охарактеризовал ситуацию с демографией у нас президент РК Н.Назарбаев: “В целом сейчас казахи составляют более 60 процентов народа в Казахстане. В пору обретения независимости, то есть, в 1991 году доля казахов в составе населения страны была 42 процента. О том, что в кое-какие времена в прошлом наш показатель опускался до тридцати процентов, отслеживающие ситуацию люди знают.

Главная движущая сила демографии – это естественный рост. Этому вопросу много внимания было уделено в двух последних моих Посланиях. Пособие за новорожденных детей увеличилось в два с половиной раза. В 2010 году должен будет вырасти в четыре раза. Все это я не стану перечислять, цифры все обнародованы. В 1995-96 годах в Казахстане в год рождалось 190-200 тысяч детей. Сейчас этот показатель поднялся до 350 тысяч. Естественный рост есть. Теперь нам не следует терять этого темпа. Мы надеялись, что с улучшением положения государства показатель рождаемости поднимется еще выше, но наблюдаются настроения обратного характера. Изрядная часть наших молодых парней, невесток, похоже, думают иначе. И все же сейчас можно считать, что ситуация улучшилась”.

В России демографы, огорчаясь динамикой демографического развития у себя на родине, в качестве более благоприятного примера указывают на Казахстан. Однако вот что в связи с таким сравнением примечательно. Едва ли Казахстан в обозримом будущем станет оказывать давление на Россию своими излишними трудовыми ресурсами. Ибо он сам, судя по заявлениям экономистов и политиков, начинает испытывать их нехватку. Во всяком случае, сейчас Казахстан известен как страна, принимающая больше количество трудовых мигрантов, а не как страна, откуда исходит большое их количество.

И потом то, как утверждает И.Збарская, “что население станет увеличиваться в Казахстане и сокращаться в России”, едва ли таит в себе потенциал таких перемен, которые обусловили бы возможность сколько-нибудь серьезных изменений в этническом демографическом составе населения нашего великого державного соседа. Другое дело – положение самого Казахстана в этом смысле перед лицом своих южных соседей с куда более высокой динамикой демографического роста.

Скажем, если в Казахстане сейчас годовой показатель численности новорожденных поднялся, как утверждал президент РК Н.Назарбаев, до 350 тысяч, в соседнем Узбекистане ежегодно в ряды трудовых ресурсов этой страны вновь вливается порядка полумиллиона молодых людей и девушек. Численность населения в этом уникальном по своему месторасположению центрально-азиатском государстве быстро растет, а рынок предложения новых рабочих мест и в целом экономика как таковая никак не в состоянии поспевать за динамикой демографического роста в стране. Оно и понятно.

Положение, в котором находится Узбекистан, крайне неблагоприятно само по себе. И неблагоприятно оно – объективно. Дело в том, что он является одним из всего двух государств в мире, у которых даже все окружающие соседи не имеют выхода к морю. В мире есть сейчас около 200 государств. Не имеющих доступа к морю среди них порядка двадцати. Из этих двух десятков два государства не имеют выхода к мировому океану даже через соседние страны. Мало того, Узбекистан — единственное достаточно крупное государство в мире, которое находится в таком наихудшем геоэкономическом (географическо-экономическом) положении. Он находится между Сциллой и Харибдой.

То есть ему и так, и сяк плохо. Сцилла – это давление внешнего окружения, обусловленное самым невыгодным географическим положением, а Харибда – многочисленное и продолжающее быстро расти население. Теперь, при новой реальности из этого положения для Узбекистана нет иного выхода, если только он не сумеет найти прямой выход или к Китаю, или, на худой конец, к Ирану. То есть – к так называемому международному рынку или к нормальным, достаточно устойчивым и серьезным экономикам. Что в связи с такой ситуацией может предпринять Узбекистан в течение ближайшего десятилетия остается гадать.

Но это, как говорится, вопрос будущего. А вот (смотрите таблицу) как менялось численное соотношение казахов и узбеков, казахов и представителей других коренных национальностей в регионе в течение ста с лишним лет, прошедших с конца XIX века, когда население Центральной Азии впервые были учтено официальной переписью населения, до середины нынешнего десятилетия.

В 1897 году в тогдашней царской России казахи по численности были лишь немногим меньше, чем представители остальных пяти основных коренных национальностей вместе взятых. Их тогда насчитывалось 4 млн. 107 тысяч. А представителей остальных пяти коренных национальностей Центральной Азии – 4 млн. 612 тысяч.

К 2006 году разница увеличилась в четыре раза. То есть казахов уже оказалось в четыре раза меньше, чем представителей остальных пяти коренных национальностей региона – 10,5 млн. против 40,8 млн. Причем одних только узбеков теперь в 2 с половиной раза больше, чем казахов. И показатель рождаемости среди них гораздо выше. Следовательно, динамика демографического развития в Узбекистане куда более интенсивная, чем в Казахстане. А это значит, что тамошняя ситуация с ростом народонаселения с течением времени начнет все ощутимей и ощутимей влиять на формирование этнической демографической картины в Казахстане.

То есть получается, что сопоставление демографического развития в Казахстане и России для нас куда менее актуально, чем сопоставление того же самого у нас в стране и у наших южных соседей.

Показатели демографического роста представителей 6 основных коренных национальностей Центральной Азии в 1897-2006 г.г.

№/№

Народы

1897 год

1989 год

2006 год*

1.

Казахи

4.107 млн.

8.135 млн.

10.5 млн.

2.

Узбеки

2.934 млн.

16.697 млн.

26.1 млн.

3.

Таджики

800 тыс.

4.215 млн.

6 млн.

4.

Туркмены

550 тыс.

2.728 млн.

4 млн.

5.

Кыргызы

201 тыс.

2.528 млн.

3.5 млн.

6.

Каракалпаки

127 тыс.

423 тыс.

480 тыс.

*Оценочные данные