Том Палмер: “Бутылка водки – это не лекарство от похмелья”

Инвесторы пережили потери по миру на $18 трлн.

“Богатство не уменьшает жадности”.

Гай Саллюстий Крисп

Ожидания населения от правительств очень высоки. С другой стороны, нынешний экономический кризис во многом возник из-за некомпетентного государственного регулирования. Об этом в дискуссионном клубе Общества молодых профессионалов Казахстана (ОМПК) говорил Том Палмер, политолог, директор Университета Катона, вице-президент фонда “Атлас” (аналитический центр).

Тема доклада была заявлена как “Мировой финансовый кризис и пути развития экономик мира”. “Ни один политик не мог даже предполагать, что такое произойдет”, — подчеркнул Том Палмер. “Глупое и необоснованное вмешательство в регулирование – вот главный враг”, — считает он.

Когда-то для того, чтобы американскому гражданину купить жилье стоимостью $100 тыс. требовалось сделать первоначальный взнос в $20 тыс., а на $80 тыс. оформлялся ипотечный кредит. При этом выплаты по кредиту не облагались налогами. Потом федеральное правительство, действуя через кредитные корпорации “Фредди Мак” и “Фанни Мэй”, снизило первоначальный взнос до 3%, а затем до 0%. “Дома стали рассматриваться не как место для проживания, а как средство вложения инвестиций”, — отметил г-н Палмер один из результатов такой политики.

Государственная социальная политика при этом с 1996 года требовала, чтобы 42% заемщиков были с доходами ниже “медианной линии”. В США кроме среднего уровня доходов используется и “медианный” (срединный) – это когда 50% населения страны, штата, округа имеют доход выше данной линии и 50% ниже. Срединный показатель всегда ниже среднего. Потом количество заемщиков с доходами ниже “медианной линии” было доведено до 52%.

“Фанни Мэй” и “Фредди Мак” скупали у банков долговые обязательства ипотечников и выпускали под них ценные бумаги. Китайский Фонд развития, например, за 1999-2007 гг. инвестировал в эти бумаги $320 млрд. “Рейтинговые агентства и аудиторские компании создавали уверенность в этих бумагах”, — объяснил механизм функционирования системы Том Палмер.

В какой-то момент из-за неплатежеспособных заемщиков пузырь на ипотечном рынке перестал расти. Все пошло к дефолту и участники рынка перестали покупать ценные бумаги “Фанни Мэй” и “Фредди Мак”. Но власти, вместо того, чтобы дать рынку оценить реальную стоимость данных продуктов, прекратили их торговлю, когда они стали стоить 22% от номинала. Вслед за американскими также поступили и европейские биржи. То есть опять было прямое нерыночное вмешательство.

Том Палмер подчеркнул, что кризис возник из-за политики правительства по накачиванию экономики кредитами. Поэтому он призывает “избегать политики Бобамы (Буш начал, Обама продолжил)”, поскольку “они снова пытаются накачать экономику кредитами”. Эксперт предложил такой образ. Пациент приходит к врачу после тяжелого похмелья, а тот ему для лечения дает бутылку водки. Также г-н Палмер против политики протекционизма. В США 17 июня 1930 года уже принимался закон “О тарифах”, который резко поднял ввозные пошлины. В итоге через год американский экспорт снизился на 50%, а через два года – на 70%. То есть эффект оказался обратным.

Присутствовавший на встрече болгарский эксперт Красен Станчев обратил внимание на то, что в казахстанских банках депозитов на 40% больше, чем кредитов. И пусть на 79% эти депозиты принадлежат накопительным пенсионным фондам – это все равно положительный показатель для периода кризиса. В Восточной Европе соответствующий показатель 5-10% в зависимости от страны. Также у республики на 1 августа 2008 года валютные резервы составляли 49% от ВВП, сейчас в районе 33%, что тоже благоприятный показатель.

Г-н Станчев заметил о таком моменте, актуализированном кризисом, как “не все, что называется деньгами, является деньгами” и “создание искусственных кредитных денег сказывается отрицательно”.

Красен Станчев полагает, что казахстанские банки выживут в этом году (Нацфонд плюс усиление монополизма банков). Но все, кто не находится в Астане, Алматы и Актау будут страдать из-за нехватки кредитов. Рецепты поведения в данной ситуации: “больше рыть землю (увеличить поставки сырья на экспорт)”; “не повторять ошибок других”.

И Том Палмер, и Красен Станчев поддерживают идею восстановления “золотого стандарта”, однако считают, что есть и другие методы ограничения финансового пузыря. Г-н Станчев отметил, что за последние два года уже несколько раз происходил переход к золоту как к бухгалтерской единице. “Заставить людей не верить в то, что простое печатание денег может привести к богатству”, — так стоит один из вопросов на повестке дня по г-ну Палмеру.

“Политики стали ругать американцев за то, что они перешли от потребления к сбережению. Хотя в данной ситуации подобное поведение естественно. Люди покупают деньги, золото, поэтому возрастает уровень сбережений”, — отметил Красен Станчев.

Том Палмер актуальной проблемой называет угрозу обесценивания доллара. Вместе с тем “введение региональной валюты не является ответом на эту проблему”.

По миру инвесторы пережили потери в $18 трлн. Однако происходят необычные вещи с Китаем. Сначала рабочие, уехавшие в деревни праздновать Новый год по лунному календарю, вернувшись назад, узнали, что их рабочих мест больше нет. А теперь банковские сводки за прошлую неделю свидетельствуют: экономика Китая начинает рост. “Важно понять – почему?” — подчеркнул г-н Станчев.

К российской системе накопления и распределения денег г-н Палмер относится критически. “Каждый рубль, потраченный из Стабилизационного фонда, приведет к росту цен на недвижимость в Лондоне как раз на этот рубль”, — считает он.

“Если есть рынок – не должно быть регулирования. Пузырь в Восточной Европе возник там, где было государственное регулирование”, — это общее мнение экспертов.