Актуализация институциональных сдвигов мировым кризисом

Доклад на 2-м Астанинском экономическом форуме

г. Астана, 13 марта 2009

Нынешний мировой финансово-экономический кризис задал научному сообществу суровые вопросы. Ответов, к сожалению, пока нет. Нет дискуссий по существу, нет состязательности путей выхода из тревожного положения. Сегодня противодействовать последствиям или, другими словами, ограничиваться традиционными антикризисными мерами, которые могут дать, в лучшем случае, кратковременный эффект, совершенно недопустимо. Выход из кризиса требует понимание обусловивших его причин и пути их устранения. Пока мы не устраним действительные причины кризиса, частота их проявлений будет, по моему мнению, нарастать. Развитие обществ рискует попасть в полосу не прекращающего кризиса.

С моей точки зрения, основной причиной нынешнего и всех предыдущих подобных кризисов является рынок ценных бумаг. Это одна из основных раковых опухолей капитализма. Расширение рынка ценных бумаг повышает уровень фиктивной или, другими словами, игровой экономики. Во всем мире предпринимательское усердие и инвестиционную активность перебивает “лас-вегасская экономика”. Виртуальный бизнес прививает нездоровую предпринимательскую ориентацию, тем самым дискредитирует производительную экономику.

В игровой экономике факты мошенничества неизбежно присутствуют. В своей инаугурационной речи Барак Обама сказал: “Наша экономика серьезно ослаблена, что является следствием безответственности и алчности некоторых”. Я полагаю, что речь идёт об организаторах мировой финансовой пирамиды. Основной способ мошенничества – это запуск в сферу обращения “ценных” бумаг, не гарантированных реальными активами, которые наполняют рыночную экономику фиктивным капиталом, то есть рисками. Перепроизводство основной мировой валюты – доллара США – не является основной и единственной причиной обвального кризиса мировой экономики. Реальные деньги тоже создают риски, если объём их выпуска не гарантируется экономическими ресурсами государства – эмитента, если объём выданных кредитов превышает сумму сбережений. Кризис – это периодическое, неизбежное обрушение этих рисков. Можно с полной уверенностью сказать, что кризис – это результат ошибочной экономической политики. То есть, концепции объективности кризисов, цикличности экономического развития – очень удобная выдумка, чтобы списывать ошибочность политики.

Основной удар кризиса всегда приходится на реальный сектор экономики, но государство, как правило, в основном и в первую очередь восполняет потери банковской системы. Это не совсем эффективно.

Масштаб поражения финансовым кризисом всегда отражает степень вовлечённости субъектов рыночной экономики в азартную финансовую рулетку. Тот не проигрывает, кто в неё не играет. Сегодня банковская система переживает тяжелые времена именно из-за чрезмерной увлечённости рисковыми играми. Проигрывая деньги вкладчиков, банкиры проигрывают экономическую безопасность государства.

Рынок ценных бумаг – это своеобразная форма фальшивомонетничества. Безудержная эмиссия долговых обязательств провоцирует значительно опережающий рост потребления над производством, инфляцию. Данное насыщение хотя и создаёт дополнительный спрос, но отнюдь не эффективный. Это, скажем так, лицемерный спрос. Кризис всегда срывает маску притворного благополучия. Падение с высоты виртуального благополучия бывает очень тяжёлым. И это сегодня многие испытывают на себе, особенно в США.

Из данного понимания причин кризиса можно выстроить конкретную антикризисную программу. Суть её в том, чтобы начать обратный процесс. Процесс выплаты денежных средств за купленные “ценные” бумаги. Создание порядочной рыночной экономики требует ликвидации фондовых бирж. Государство должно помочь тем эмитентам, которые не имеют финансовых возможностей вернуть деньги за свои бумажки. Так, по мере изъятия из обращения “фантиков от долгов”, будет восстанавливаться нормальное и реальное денежное обращение. Количество валют не играет тут существенной роли. Единая мировая валюта, как и единая евразийская валюта, – это замечательная идея, это замечательная цель, но она не являются панацеей от финансово-экономических катаклизмов, поскольку её введение не устраняет основную причину кризисов.

Нынешний мировой кризис актуализировал определённые институциональные сдвиги. О необходимости реформирования капитализма заявили лидеры ведущих европейских стран на конференции \»Новый мир, новый капитализм\». Я считаю, что логика антикризисных мер должна основываться на логике реформирования капитализма. Осмысливая направление этого реформирования, я руководствовался тем, что сама суть мировой проблематики – внутренняя противоречивость. Институт акционирования следует признать не совсем рациональным, поскольку он не исключает противоречивость заработной платы и дивидендов. Я предлагаю введение в хозяйственную практику новый институт – институт качественной оплаты труда. Новая оплата уже не будет являться непочтенным компонентом себестоимости. Она представляет собой относительную величину – долю от качественного показателя деятельности. Зарплата работников станет как бы должностной акцией, по которой каждый будет получать свои дивиденды соответственно эффективности общей работы. То есть каждый работник станет акционерам по занимаемой должности, а не по деньгам непонятного происхождения.

Введение нового института разрешает все базовые противоречия капитализма, наследственно ему присущие. Вмонтирование в рыночную экономику механизма естественной социальной регуляции обеспечит параллельность экономического, социального и даже нравственного развития общества. То есть рыночная экономика станет совершенной – способной содействовать решению социальных и нравственных проблем без активного участия государства. Такая экономика имеет механизмы, блокирующие такие явления как инфляция, теневая экономика, коррупция.

Только такая экономика способна функционировать без циклических кризисов.

В своей инаугурационной речи Барак Обама отметил: “Мы выбрали надежду, а не страх, единство цели, а не конфликт и трения”. Современная общественная наука, к сожалению, вообще не ведает механизмами достижения единства цели. Более того, она, в принципе, исключает такую возможность, поскольку признаёт объективность противоречивости экономических отношений. Только введение предлагаемого мною института обеспечит единство цели и однонаправленность интересов власти, бизнеса и общества. Утвердится, вне всякого сомнения, сотруднический тип отношений, исключающий противостояние социальных групп.

И ещё. Введение нового института – это крушение многих парадигм общественного развития. Мировоззрение консолидирующего типа обессмыслит значение формы собственности. Станет возможным создание коллективной формы свободного предпринимательства, конкурирующей с частной. Кстати, предлагаемый институт значительно эффективнее государственно-частного партнёрства.

В заключение мне хотелось бы сообщить вам, что конкретный и философски обоснованный алгоритм реформирования капиталистического общества изложен в нашей совместной с профессором Байзаковым С. Б. книге, которая называется “Архитектура созидания эффективного государства”. Содержание нашей книги, вышедшей недавно на английском и русском языках, созвучно с идей плана радикального обновления, высказанной Президентом Казахстана Назарбаевым Нурсултаном Абишевичем. Наша книга – это и есть развитие его идеи: расширение осмысливаемых проблем; углубление анализа причин, их порождающих; конкретизация и обоснование решений современных проблем общества; мировоззренческое оформление. Наша книга – это и есть попытка обновить все научно-политическое мышление и на основе единой – универсальной – парадигмы общественного развития, на основе общих интересов процветания выработать конкретные механизмы сближения стран, выработать механизмы безопасного мира.

Благодарю за внимание.