“Для многих Казахстан после Назарбаева это terra incognita, на которой неизвестно есть ли жизнь вообще”. “Акежан Кажегельдин как… никто другой… понимает, что без Назарбаева в стране нельзя сегодня произвести никаких изменений”

Сетевой Казахстан. 21 апреля 2009г.

IA-CENTR.RU. Талгат АДИЛОВ в статье “Путем Нурсултана Назарбаева. \»Наследники\» на прямой” отмечает: “Как угодно можно относиться к Назарбаеву, но факт очевиден — еще десять лет назад Казахстан был второразрядным государством, сейчас мы претендуем на вхождение в международный политический и энергетический топ. Построен значительный ресурсный фундамент, на нем возводится политическая надстройка, соответствующая менталитету и традициям, скажем так, казахско-советским. Не нравится определение?..

Для многих Казахстан после Назарбаева это terra incognita, неизведанная земля, на которой неизвестно есть ли жизнь вообще. Просто потому, что гарантом основных достижений страны в сознании среднестатистического казахстанца выступает только один человек, Президент страны. По этой виртуальной земле бродят знакомые казахстанцам персонажи — Токаев, Шукеев, Мусин, Тасмагамбетов, Кулибаев и словно в сетевой игре собирают бонусы и сверхсилы. Будет ли все это учитываться создателем игры или произойдет \»обнуление\» персонажа — возможны варианты…

Завершить свое выступление я бы хотел развернутой цитатой из интервью Ерлана Карина двухгодичной давности: “Назарбаев вряд ли собирается передавать власть преемнику, для него это уже неактуально. По крайней мере, он не станет передавать президентскую власть кому-либо в том объеме, которым он сейчас обладает. Однако и при этом раскладе возникает проблема: как перестроить систему, основой которой он сам и является? Как и что менять в сложной схеме механизмов власти, пока сам Назарбаев находится внутри этой системы, когда все на нем замкнуто? Поэтому перспективы Казахстана зависят от того, как президент решит эти дилеммы для себя””.

AZATTYQ.ORG. Александр НАРОДЕЦКИЙ в материале “Диалог со всеми, или очередная попытка Кажегельдина управлять оппозицией на расстоянии” замечает: “Ведь Акежан Кажегельдин как, может быть, никто другой в Казахстане понимает, что без Назарбаева в стране нельзя сегодня произвести никаких изменений. Так сложилась власть. Так отстроена ее пирамида. И в этой связи кому как не Нурсултану Назарбаеву предлагает Акежан Кажегельдин менять характер правительства. Менять его содержание. Кажегельдин утверждает, что экономикой должны “управлять владельцы и менеджеры компаний”. И нужно “пересмотреть законы и принять новые, направленные на благо страны. Тот же закон о лицензировании деятельности. Регулироваться будет только узкий круг бизнеса, вроде производства лекарств или вооружения. Все остальное можно будет делать свободно, без разрешений чиновников”. Кому же еще как не тому, у кого есть реальная власть в стране, предлагает Кажегельдин такое непростое решение? Если же Нурсултан Назарбаев своей властью распорядиться не сможет, тогда у Гражданского Союза есть достаточно проблем, которые ему предстоит решать. И вероятно, именно в гражданском, а не в политическом движении усматривает Акежан Кажегельдин необходимую Казахстану эффективность и результативность. Особенно то, что касается, по мнению автора обращения, демократических свобод. Одной из главных задач Кажегельдин считает необходимость “резко и принципиально отзываться на все нарушения конституции и международных норм, которые допускаются властями Казахстана”.

RESPUBLIKA-KZ.INFO. Берлибек АЛИМОВ в статье “Потешное войско державы понарошку” пишет: “В ситуации, когда страна летит в темном тоннели серьезных финансово-экономических проблем, а света в конце этого тоннеля все не видно, было бы правильно не разбрасываться финансовыми средствами на сомнительные, изначально не реальные проекты. Более того, умерить аппетиты “стратегов” от армии. Сегодня в мире более популярны не силовые методы воздействия, а дипломатические, как более гуманные, цивилизованные и не затратные.

У Даниала Ахметова было достаточно времени и возможностей доказать, что за ним не случайно закрепилась слава крепкого хозяйственника и опытного управленца. Но, оказалось, это всего лишь имиджевая пиар-фишка, поэтому он продолжает потчевать всех “образцово — показательными выступлениями”, теперь уже в армейском исполнении.

К примеру, если то, что он демонстрировал в прошлом году на День защитника Отечества президенту, все, на что способна наша армия, то впору кричать “караул”. Тогда это не армия, а потешное войско, так же, как и наша страна — держава понарошку. По видимому, наша армия годится только для демонстрации ничего не понимающему в военном деле верховному главнокомандующему детских войнушек”.

TIME.KZ. В материале Руслана БАХТИГАРЕЕВА аким Алматы Ахметжан ЕСИМОВ отвечает на вопросы читателей газеты “Время” — “Если разрешать все — будет бардак”.

Алматинец Махмуд ТОЛЕШЕВ спросил мэра: “Я работаю водителем на грузовике. Это мой единственный источник дохода. Сейчас из-за кризиса клиентов и так почти нет, а если мы будем работать ночью, то и подавно без работы останемся. Вы о людях думаете?”.

— Работу, смею вас заверить, никто не потеряет, — пообещал читателю Ахметжан Смагулович. — Мы хотим лишь систематизировать движение и облегчить жизнь простым водителям. Кроме того, есть и экологический аспект: меньше пробок — меньше выхлопных газов.

По словам акима, ограничения движения грузового транспорта и тяжелых внедорожников будут введены только в центральной части города”.

Тохнияз КУЧУКОВ в заметке “Омурзак ТУСУМОВ, экс-председатель Комитета дорожной полиции МВД: Я ушел сам” приводит слова полковника:

“- Рапорт о переводе в кадровый резерв я написал сам, поэтому было бы неправильным говорить, что меня уволили, — сказал он. — Просто пришла пора менять обстановку. Почти 30 лет я работаю в системе дорожной полиции, последние шесть лет руковожу этой структурой. Сделано немало для наведения порядка на дорогах, и об этом все знают. Коррупция среди личного состава искореняется, все водители стали пристегиваться ремнями безопасности, зарплата инспекторов увеличивается, даже самых “крутых” автовладельцев растонировали…”.

Сенатор Гани КАСЫМОВ пишет Премьер-министру Республики Казахстан г-ну МАСИМОВУ К.К, Генеральному прокурору г-ну Мами К.А.

У вас есть все полномочия, делегированные вам президентом страны от имени народа Республики Казахстан, чтобы выяснить ответы на три простых вопроса: 1. Почему руководство Национального банка, уже зная о предстоящей девальвации тенге, активно продавало валюту в объемах, в несколько раз превысивших средние показатели с начала года? Ведь здравый смысл подсказывает, что в такой ситуации надо не продавать валюту, а, наоборот, скупать ее по низкому курсу, пополняя тем самым золотовалютные резервы государства.

2. Были ли средства, выделенные государством банкам второго уровня, использованы для спекулятивной операции? Почему именно накануне обвала возник беспрецедентный спрос на валюту, на сотни миллионов долларов превысивший предложение?

3. Общественность Казахстана должна знать названия всех 23 компаний, которые приобретали валюту 2 и 3 февраля 2009 года. Кто является конечным выгодоприобретателем в этих компаниях?”.

EXPERT-KAZAKHSTAN. Олеся ЧУБУТКИНА в материале “Демографический подрыв” пишет: “- Работать мы начали недели за две до официального начала переписи. Куратор нам сказал: начинайте раньше, иначе не успеете. И все равно не успели. Мне достался приличный район – вроде бы и люди солидные в нем живут. Но многие отказывались отвечать на вопросы. Некоторые откровенно врали: живет человек в двухуровневой квартире, на руке дорогие часы, и говорит, смеясь, что 30 тысяч тенге в месяц зарабатывает или вообще безработный. Так и приходилось записывать…” – в таких условиях проходила недавняя перепись населения, по словам Ольги – студентки, подрабатывавшей в качестве переписчицы в одном из районов Алматы. Она призналась, многие из ее коллег заполняли опросные листы сами, не обходя жильцов вверенных им домов. “А что обходить – многие напрочь отказывались общаться с нами, особенно когда речь шла о зарплатах. Некоторых жильцов хронически не было дома. Ходить по пять раз в одну квартиру – не успеешь обойти весь свой участок. А от количества сданных листов напрямую зависела зарплата”, – откровенно поделилась она.

Опрос, проведенный среди сотрудников нашего журнала, показал, что переписчики посетили лишь каждого второго. Кто вносил данные за оставшихся – неизвестно. В ходе проверки данных переписи не побеспокоили вообще никого из наших журналистов. Может быть, экспертовцам особенно не повезло – но результаты опроса представителей общественных организаций, да и самих переписчиков свидетельствуют: доверять результатам переписи не стоит. Причина – низкое качество работы счетчиков и непродуманная программа переписи”.

CONTUR.KZ со ссылкой на газету “МК в Казахстане” публикует заметку Сагита ОСПАНОВА “Нацфонд запечатали”.

“\»Ни в текущем, ни в следующем году правительство не намерено обращаться в парламент с тем, чтобы еще дополнительно выделить средства из Нацфонда на расходы бюджета\», – заявил министр финансов Болат Жамишев. Конечно, государство и так уже изрядно облегчило народную заначку. Но решение запечатать Нацфонд на два года все равно говорит об оптимизме правительства. Хотя промышленное производство упало на 3%, строительство, и без того полуживое, на 12%…

А что будет с антикризисной программой, когда закончатся деньги, выделенные из Нацфонда? Интересное заявление сделал недавно председатель холдинга \»СамрукКазына\» Кайрат Келимбетов, комментируя выполнение программы поддержки малого и среднего бизнеса: \»Из 120 миллиардов тенге сегодня почти около 40 миллиардов освоено. Видно, что эта программа будет успешно реализована к 1 июля, когда программа по плану должна завершиться\». Странная логика. Вообще-то, об успешном завершении программы можно говорить, когда проекты, на которые выдавались кредиты, окупятся, принесут прибыль, и кредиты с процентами вернутся туда, откуда их взяли, то бишь в Национальный фонд. О каком успехе можно говорить, когда деньги только розданы?”.

NG.RU. Сергей КУЛИКОВ в статье “Тенге получит миллиардную поддержку” пишет, что китайский кредит позволит Казахстану отсрочить девальвацию национальной валюты.

Испытывающая проблемы финансовая система Казахстана получила важную поддержку. В пятницу в ходе визита в Китай президента Казахстана Нурсултана Назарбаева был заключен договор о выделении Астане кредита на 10 млрд. долл. Несмотря на то что кредит связанный: 5 млрд. получит “КазМунайГаз”, а остальное – Банк развития Казахстана, значительная его часть может быть использована властями для поддержания курса национальной валюты – тенге. Впрочем, эксперты считают, что Казахстан получит лишь краткосрочную передышку и через три-шесть месяцев Астана будет вынуждена вновь девальвировать тенге примерно на 15%”.

VERSIA.RU. Петр ВЕТЛУГИН в статье “Пророки без отечества. Истинные вдохновители казахстанских коранитов находятся за океаном” пишет: “Основоположником секты коранитов, которая не принадлежит ни к суннитскому, ни к шиитскому направлениям в исламе, является египетский учёный Ахмед Мансур. В мае 1985 года доктор Мансур был отстранён от преподавательской деятельности в Аль-Азхаре – старейшем мусульманском духовном университете, расположенном в Каире. Богословы вынесли фетву (решение), изобличающую истинную суть его религиозных взглядов, обвинив его в отступлении от основных принципов ислама и соблюдения Сунны – свода рассказов о поступках и изречениях пророка Мухаммеда, представляющих собой объяснения и дополнения к Корану…

Не обошли новомодные исламские течения и республики бывшего СССР. На постсоветском пространстве наиболее активную пропагандистскую деятельность секта коранитов развернула в Казахстане, где получила поддержку высшего руководства страны в лице руководителя администрации президента Аслана Мусина, сын которого является лидером казахстанской общины коранитов.

В число последователей, насчитывающих свыше 100 тыс. человек, входят депутаты парламента, члены правительства и их дети, ведущие бизнесмены, студенты и простые граждане. К пропагандистским ресурсам организации относят общественное объединение “Iзгi Амал”, Конгресс мусульманской молодёжи, газету “Наш Мир” и ряд популярных в стране общественно-политических интернет-сайтов.

Одним из ключевых качеств казахстанской общины коранитов являются глубокая степень законспирированности и институт коллективной ответственности. Так, каждый новый член секты разделяет ответственность за свою благонадёжность с человеком, его порекомендовавшим. И даже в этом случае новичку предстоит пройти целый ряд проверочных этапов и работы на низовом уровне, пока ему будет доверена серьёзная работа…

Так, кроме Аслбека Мусы, как именует себя сын главы президентской администрации, с движением связывают зятя влиятельного мэра столицы Имангали Тасмагамбетова Кенеса Ракишева и сына друга президента Максута Нарикабаева – Талгата.

Местные эксперты склонны считать движение коранитов оформившейся политической силой с чёткой структурой и иерархической системой, которая может в кратчайшие сроки быть отформатирована в многочисленную политическую партию, способную эффективно бороться за власть”.