Звезда Патрика Суэйзи

Его имя выбито на легендарной Аллее звезд в Лос-Анджелесе. В ряду других звезд, Патрик Суэйзи занимает особое место. Три фильма с его участием в главной роли “Грязные танцы” (1987), “Призрак” (1990), “На гребне волны” (1991) вошли в золотой фонд мирового кино и, наверное, изменили нас. В лучшую сторону.

Все три ленты были сняты как бы подряд, под занавес 1980-х, на рубеже 1990-х годов. И это не случайно. Они не могли не появиться именно тогда, отражая некие витавшие в воздухе настроения. Вероятно, именно те ценности, которые несли в себе герои лент, оказались особо были востребованы в то время.

Какое это было время? Исход 1980-х – начало 1990-х годов. Экономический кризис, не сравнимый с нынешним по воздействию на массы людей, и, непосредственно на человека с улицы, тотальный дефицит, талоны, пустые полки магазинов, распад огромной страны, переход к новой общественной системе. Все это не могло не сказаться на системе ценностей в обществе и у конкретного человека в частности.

Конфуций некогда изрек – “Не дай нам Бог родиться во время перемен” (возможно, древнекитайская поговорка). При всех экономических и социальных издержках, как и при всех масштабных, а в данном случае можно утверждать глобальных переменах, процесс сопровождался “всплеском” ожиданий. Активизацией весьма разнородных социальных групп – значительной части граждан страны, политиков, публицистов, экстрасенсов, других “чудесных” исцелителей, плюс множества авантюристов самого разного толка.

В это время тектонического надлома, сдвига ценностей у населения, что нам несло кино? “Самое важное для нас из всех искусств” согласно определению политика первой четверти XX века? “Перестроечное” кино было представлено социальными драмами и боевиками. Такими фильмами, как “Покаяние”, “Маленькая Вера”, “Интердевочка”, “Игла”, “Воры в законе”. Плюс бесчисленными посредственными боевиками типа: “За последней чертой”, “По прозвищу “Зверь”, “Америкэн бой” и т.д. Одни в большей, другие в меньшей степени, но почти все они несли на себе печать кризиса ценностей эпохи “перестройки”.

Тогда же, с начавшимся падением “железного занавеса” экраны заполонили голливудские ленты. Самые разные: хорошие и плохие, талантливые и посредственные ленты. Их крутили в многочисленных видеосалонах, ставших знаковым явлением того времени, и транслировали по 2-3 независимым телеканалам. Видеосалоны, как одно из наиболее характерных явлений того времени, стремительно открывались повсюду.

Почему сегодня можно признать, что среди множества лент того времени, “Грязные танцы”, “Призрак” и “На гребне волны” стоят в особом ряду?

Конечно, были в ряду лент того времени талантливые картины, признанные и тогда и ставшие ныне образцами разных киножанров. Большинство лент, за исключением комедий типа “Полицейская академия”, были в жанре экшн с эффектными трюками, спецэффектами, погонями, перестрелками. И, которые, как правило, не несли сколько-нибудь значимую ценностную смысловую нагрузку, наполнение. Наверное, поэтому они и не остались в нашей памяти.

В чем своеобразие, отличие от многих других знаковых лент, трех “звездных” фильмов Патрика Суэйзи, которые произвели особое, неизгладимое впечатление на зрителей? В том, что они несли в себе что-то такое, что не вписывалось в рамки общепринятых канонов массового кино. И это очевидно всем. И тогда, и сейчас.

Вал вполне достойных, качественных, не говоря уже о посредственных боевиках и драмах убеждал, что персонажи голливудских лент, в основном, удачливые, успешные и уверенные в себе супергерои, у которых нет и тени сомнения при уничтожении с особой жестокостью чужих — “плохих ребят”, обольщении красавиц. Таковы все Джеймс Бонды бесконечной “бондианы”, герои ранних и поздних лент Стивена Сигала, Сильвестра Сталлоне, Клинта Иствуда.

Герои Стивена Сигала уничтожают своих врагов не задумываясь, автоматически с особой жестокостью. Примерно в том же духе, хотя и не столь натуралистически герои Сталлоне и многих других звезд кино. При последнем “коронном” приеме, ставящем точку в жизни “злодея”, даже какого-нибудь мелкого воришки, в глазах героев нарастающая лавиной холодная ненависть, демонстрирующая некую особую фазу психического состояния. Даже у героев великолепного актера более старшего поколения Клинта Иствуда, прославившегося исполнением ролей в лентах “Хороший, плохой, злой”, “Грязный Гари” и других вестернах и полицейских боевиках.

В вестерне “Хороший, плохой, злой” (The Good, the Bad and the Ugly, 1966) и последовавших других лентах жанра, одинокий ковбой Иствуда действует по справедливости реалий Дикого Запада. Но, метко стреляя в “плохих”, зачастую поверженных прежде в обычном кулачном бою без правил, стреляет в лежащего на полу салуна последовательно 3 раза. Сначала в ногу, затем, в плечо, и только потом в сердце или голову. При этом, на небритом лице не дрогнет ни мускул, а в глазах героя полная безмятежность.

Другой “звездный” фильм Клинта Иствуда “Грязный Гарри (Dirty Harry, 1971) я впервые увидел в 1972 году в Доме кино, совсем мальчишкой, и поэтому впечатления были особенно яркими. Герой фильма полицейский, который отбросил все условности правового решения проблем волны криминализации, захлестнувшей общество. Он сам закон, суд и исполнение приговора в одном лице. Самый яркий и символичный эпизод – финал фильма. Полицейский, в исполнении Иствуда, подстреливает и настигает серийного убийцу на поле пустого стадиона. И … в яростном исступлении, не контролируя себя, наступает и с остервенением давит ботинком на огнестрельную рану, стремясь добить, уничтожить преступника. Позднее, многие усмотрели в этом эпизоде проявление сверхжестокости, посылы к росткам явлений близким нацизму.

Конечно, и Клинт Иствуд, и многие другие звезды кино любимы мной и зрителями. И многое мы восприняли от их героев киноэкрана, благодаря их таланту, “магии” кино. И не только принципы победы добра над злом, но и эти автоматизм и жестокость в пресечении любых проявлений несправедливости.

При внешней схожести с другими, фильмы Патрика Суэйзи по смыслу, интонациям были принципиально иными. Главные персонажи 3-х “звездных” лент “Грязные танцы”, “Призрак” и “На гребне волны” не типичные для массового кино успешные герои. Все они по жизни, по статусу не элитарны и вполне обычны. Можно даже сказать из страты не особо преуспевших, либо избравших свой путь самореализации, не воспринимаемый обществом и не соответствующий общепринятым установкам успешности. Может быть, именно потому и оказали огромное впечатление и так воздействовали на зрителей его герои не с холодной ненавистью в глазах типичных суперменов Голливуда?

Ни профессиональный танцор из “Грязных танцев”, отвергаемый богатыми родителями его девушки, ни романтичный парень из “Призрака”, пытающийся оберечь свою девушку от убийцы, ни лидер группы виндсерфинга в “На гребне волны”, грабивший банки из каких-то своих надуманных идейных принципов, не отвечали требованиям благополучного героя.

В те времена, когда происходила трансформация общественной системы, сопровождавшаяся и ломкой системы ценностей, при социальных издержках “шоковой терапии” и при вале штампованных боевиков, именно герои Патрика Суэйзи стали “спасательным кругом” для многих и многих, едва не скатившихся на примитивный путь жестокого насилия.

Грязные танцы

1987 год. В стране разгар перестройки и вала фильмов, где главные герои преуспевающие “братки”, гангстеры, проститутки, каталы. И именно тогда мы увидели на размытых телеэкранах 2-х негосударственных телеканалов КТК и “Тан” с дециметровым диапазоном нечто совершенно иное. Из другого измерения.

Романтическая драма. В фильме, молодая, 17-летняя девушка Фрэнсис, из богатой и преуспевающей семьи, с родителями и сестрой приезжает на отдых в пансионат. Там она знакомится с местным учителем танцев, в которого влюбляется…

В главных ролях, инструктор танцев – Патрик Суэйзи, принимающая уроки танцев и влюбляющаяся в инструктора девушка – Дженнифер Грей. Богатые и преуспевающие родители девушки ставят барьер на пути их зарождающихся отношений. “Социальный” барьер, “шлюз”, для героя Патрика Суэйзи, как парня из более низших страт, который должен остаться в его социальном пространстве.

В фильме поражает гениальный талант Суэйзи, как танцора. И это, не удивительно, поскольку его мама была известным хореографом в Америке и владелицей частной балетной школы. А сам он профессионально занимался танцами и музыкой, выступал на сценах Бродвея, в одном шоу с Михаилом Барышниковым.

Резюмируя. Фильм дал мощнейший заряд позитива казахстанцам, гражданам других республик СССР, чуть позднее стран СНГ, в критические времена. В противовес любимому мною и миллионам других “Грязному Гарри” (Dirty Harry) этот фильм “Грязные танцы” (Dirty Dancing) все ж таки иной. Несет иные ценности. Хорошие, по Большому счету.

Призрак

1990 год. Многие, родившиеся, как и я на волне бэби бума рубежа 1960-х-1970-х годов, спустя 25-30 лет начали создавать свое государство в государстве – семью. В отношении которой все признают: все моральные (не прилично “лезть в постель”) и правовые (право отказа свидетельствовать против мужа, жены, сына, дочери) общества и государства все ж таки на втором плане. Герой Патрика Суэзи обычный парень, служащий, который погибает, переходя в состояние призрака. И узнает, уже будучи привидением, что убит он бандитом, который неумолимо пытается убить его любимую Молли, которую исполняет Деми Мур. Он пытается предупредить свою любимую, что она тоже в опасности. Помогает ему в этом негритянка-экстрасенс в исполнении Вупи Голдберг. Которая одна может слышать то, что он говорит, и передать это Молли.

Музыка из этого фильма, когда он невидимый призрак танцуют с Молли, особенно завораживает. Музыка абсолютно, один в один в “волне” и саунде романтичного Элвиса Пресли. Но это Патрик исполняет песню “She`s like the wind”, трогательную и мелодичную песню в финале. Другая песня ленты “Unchained melody”. В своё время ее исполнял Элвис Пресли, а после него Ю-ТУ (U2), Клифф Ричард (Cliff Richard). Вообще около 20 различных известных исполнений!

Песни, музыка, особая, вечная чистота жизненных основ, останутся навсегда. Forever! Это песни из ряда “Something in the night”, “Only you”.

В одном из отзывов очень точно сказано: “Фильм очень добрый и заставляет задуматься над тем, что ты делаешь в этой жизни и что оставляешь людям”.

На гребне волны

1991 год. Мы, население, дерзкие. Испытав и испытывая все материальные, психологические и другие издержки готовы на все. Кто намерено, кто не намеренно, развалить, завалить огромную державу. Сумгаит, Карабах, Ош, резня, толпы окровавленных трупов, которыми завалены большие оросительные каналы. На фоне ослабленного, агонизирующего государства, разгул бандитизма. Все экшн. В самой масштабной, дикой и тупой форме.

Герои же фильма “На гребне волны” показали нам все внешне схожее с киношными мифами о полицейском и бандите, но нечто кардинально другое.

Нечто из разряда вполне не киношных мифов, а историй о студенте-юристе ставшем агентом ФБР и отрицающим принципы “общества успеха” лидером серфингистов. В ленте, ФБР расследует серию дерзких ограблений банков, которые совершает банда получившая название “экс-президенты”. Во время ограбления они надевают маски Линдона Джонсона, Ричарда Никсона, Джимми Картера и Рональда Рейгана.

Но, … Но в финале фильма агент ФБР Джонни Юта (Киану Ривз) снимает наручники с грабителя Боуди (Патрик Суэйзи) и отпускает его на “Большую волну” австралийского побережья. В которой он и погибает. “Идейный” грабитель погибает в океане, “правильный” полицейский бросает в океан свое удостоверение. Почему?

Потому что у них вдруг оказались очень сильные мотивы, ценности, которые только сейчас можно анализировать и соотнести с нами, нашей жизнью тогда и сейчас.

Герой Патрика Суэйзи, как лидер серфистов, по сути “неформал”, грабя банки, бросал вызов обществу. Герой Киану Ривза тоже не просто молодой, карьерный и амбициозный фэбээровец. Один из ярких эпизодов, задавших многих из нас некие принципы поведения, когда вдогонку за лидером банды Боуди Джонни Юта бросается с самолета без парашюта!

Патрик Суэйзи умер 14 сентября 2009 года в возрасте 57 лет. Как сообщали информагентства от рака поджелудочной железы, после продолжительной болезни, с которой он стойко боролся.

Образы его героев помогали выживать, жить, побеждать.