Байконур работает, и очень интенсивно

Казахстану нужно иметь долю участия во всех трех основных запускающих коммерческих структурах, работающих на космодроме

С просьбой прокомментировать ситуацию насколько эффективно Казахстан использует находящиеся на его территории “ворота в небо” — космодром Байконур, мы обратились к Нурлану Аселкану, генеральному директору компании “Space Energy”. Ниже его комментарии.

***

Космодром Байконур, со всеми его основными комплексами самортизировался. В принципе идет использование его остаточной мощности. И если говорить о каких-то планах по использованию в дальнейшем, уже сейчас необходимо срочно принимать программу по восстановлению, модернизации и строительству новых объектов.

После того, как Россия взяла в аренду этот комплекс, небольшие косметические изменения были сделаны. Для организации коммерческих запусков был отремонтирован ряд монтажно-испытательных корпусов, приведены в порядок стартовые комплексы. Но все это делается только для того, чтобы обеспечить текущую способность осуществлять запуски. По соглашению между Россией и Казахстаном, все, что построено после 1991 года, является собственностью той страны, которая осуществила финансирование этого проекта или модернизации.

При всем этом, космодром Байконур на данный момент самый работающий космодром в мире. В 2009 году планировалось осуществить 24 пуска, потом 23. Фактически это интенсивность, которая повторяет и даже превышает советские параметры. На следующий год запланировано 34 пуска с комплекса. Это рекорд. В чем причина? В настоящий момент, Российская Федерация прежде всего занята обновлением своей спутниковой группировки, чем не занималась последние десятилетия. В связи с развертыванием программы ГЛОНАСС (глобальная навигационная система), другими проектами, интенсивность запусков растет и необходимость пусков, которые заменят старые спутники или выведут на орбиту отсутствующие – огромная. На 2011-2012 годы интенсивность пусков будет не меньшая. Безработица космодрому Байконур не грозит, востребованность его будет огромная.

Несмотря на все планы России по переносу активности на свою территорию и строительству космодрома Восточный, учитывая экономический кризис, реальную ситуацию (первый запуск с Восточного запланирован на 2015 год, пилотируемого корабля на 2018 год), я уверен, что эти сроки будут сдвинуты “вправо”. И очень сильно. Перед Российской Федерацией, в ближайшие год-полтора, огромные затраты лягут на бюджет в связи со строительством олимпийских объектов в городе Сочи, расходы на форум АТЭС во Владивостоке на острове Русский. По чисто финансово-экономическим причинам строительство российского космодрома будет затяжным.

Теперь о технической стороне. Чтобы строить комплекс в полную мощь, необходимо определиться, что с него будет летать. На новый космодром Россия планирует поставить совершенно новый тип ракет-носителей. Он демонстрировался на последней выставке МАКС-2009 (Московский авиационно-космический салон) в августе этого года. Этот носитель достаточно сильно напоминает комплекс “Содружество”, который предлагался для совместного строительства российской стороной Казахстану и Украине в 1999-2000 годах. Проект этот в силу ряда причин долгоиграющий.

Байконур будет использоваться очень мощно. Возможны и нештатные ситуации. В любом случае Российская Федерация будет очень сильно нуждаться в благоприятных условиях функционирования своей отрасли на нашем космодроме. “Благоприятные условия” означают, что Казахстан не будет сильно защищать свои интересы.

Перед нашей страной стоит задача следующая (она озвучена руководителем “Казкосмоса” Талгатом Мусабаевым): планомерное долговременное создание своей космической отрасли. Во время недавнего визита президента Франции, было подписано несколько соглашений по космосу. Ключевыми из них являются даже не приобретение спутников ДЗЗ (дистанционное зондирование земли) французского производства, а соглашение по строительству в Астане комплекса по сборке спутников. В нем будут использоваться современные западные технологии, на основе иностранных комплектующих будет осуществляться сборка объектов для вывода в космос. Компания осуществляет авторский надзор за производством в этом комплексе и одну треть производимых спутников она берется закупать на определенный период (до пяти лет). Это очень важный и интересный объект, но он только одна часть планов, которые могут быть реализованы.

Вторая часть – это участие в деятельности собственно на космодроме Байконур. Казахстан стал проявлять позитивную активность к участию в работе пусковых компаний. На Байконуре работают коммерческие структуры, которые осуществляют поиск заказов, оформление контрактов и вывод коммерческих спутников на носителях различного типа. Если используются боевые конверсионные ракеты, которые стояли на вооружении Советского Союза, то речь идет о совместном предприятии “Космотрас”. Это предприятие использует ракеты “SS-18” (“Сатана”). Учредители здесь российская и украинская сторона. Казахстан недавно приобрел 10% акций этой компании и объявил о намерении увеличить долю до 33%.

Казахстан также объявил о желании приобрести часть пакета акций предприятия “Наземный старт”, которое использует ракеты-носители “Зенит”. Эта же ракета используется в компании “Морской старт”, куда входят Россия, США, Украина и Норвегия. С суши “Зенит” выводит спутники меньшей массы, зато это дешевле и менее хлопотно, чем на море. Российская сторона в лице “Роскосмоса” без энтузиазма встречает желание Казахстана участвовать в проекте “Наземный старт”, предлагая сконцентрироваться на “Байтереке”.

Еще в 2004 году, Казахстан подписал с Россией соглашение о создании на космодроме Байконур комплекса “Байтерек” на основе ракеты “Ангара”. Проект давно и заслуженно критикуется в печати. Если тезисно, то в активную фазу проект “Байтерек” войдет после того, как Россия испытает “Ангару” у себя в Плесецке. А там не все готово. Первоначальный текст соглашения подвергнут критике “Казкосмосом”. Традиционно, любой ракетно-космический комплекс состоит из собственно ракеты, стартового комплекса и монтажно-испытательного комплекса. А по договору 2004 года в совместное предприятие “Байтерек” вошли только стартовый комплекс и “монтажка”. Мы можем оказаться в ситуации, когда все построим, а будет ли нам поставлена ракета? Это уже выходит за рамки соглашения. В 12-ой статье сказано, что запускающей стороной при работе “Байтерек” является Российская Федерация. То есть ни о каком самостоятельном хозяйствовании и управлении комплексом со стороны Казахстана не может быть и речи. Даже в СП он придавлен несимметричными условиями сотрудничества. Поэтому сейчас Казахстан предложил модернизировать соглашение, чтобы учесть интересы республики. Это движение в правильном направлении.

Казахстан настоял на том, что стартовый комплекс “Байтерек” будет строиться на базе старта ракеты-носителя “Энергия”. Большого, мощного, обладающего большими возможностями сегодня не используемого старта. Ключевым узлом нового старта будет так называемый переходный блок. Он позволит использование носителей самой различной массы и разных типов. То есть, построив этот стартовый комплекс, Казахстан будет иметь возможность использовать те носители, которые будут состоятельны на тот момент.

Вообще “Байтерек” создается для того, чтобы заменить экологически грязную ракету “Протон”, которая применяет токсичное топливо. Я думаю, “Протоны” до 2015 года как летали, так и будут летать. Можно спрогнозировать, что при высокой интенсивности пусков “Протонов”, по закону техники на 15 – 20 пусков бывают нештатные ситуации. Ракета – это система, которая работает в состоянии управляемого взрыва и разумеется она периодически подводит. Надежность – это статистический показатель, он нарабатывается пусками, соответственно обязательно присутствует страхование и прочие механизмы.

Для того чтобы защитить наши интересы, надо большую часть нагрузок (спутников) переориентировать на “Зенит”, при условии, что мы будем находиться в “Наземном старте”. Но реально все на “Зенитах” запускаться не будет в силу ряда причин. Потому что не менее половины российских нагрузок оборонного характера, ориентированных под “Протон”. Так или иначе “Протон” в обозримый период будет эксплуатироваться. Необходимо поставить перед российской стороной, по аналогии с “Космотрасом” и “Наземным стартом”, вопрос о приобретении доли участия в предприятии “ILS”. Эта компания занимается продажами услуг “Протона” на международном рынке. К тому же предполагается, что именно “ILS” будет осуществлять маркетинг “Байтерека”.

Подытожим. Казахстану нужно иметь долю участия во всех трех основных запускающих коммерческих структурах, работающих на космодроме “Байконур”.