У родителей под окнами было по большому деревянному ящику; в них они разводили зелень и коренья, а еще в каждом ящике росло по небольшому кусту роз, кусты эти чудесно разрастались. Вот и додумались родители поставить ящики поперек желобка; они тянулись от одного окна к другому, словно две цветочные грядки. Усики гороха свисали с ящиков зелеными гирляндами; на розовых кустах появлялись все новые побеги: они обрамляли окна и переплетались — все это было похоже на триумфальную арку из листьев и цветов.
Г.Х. Андерсен “Снежная королева”
— Аделя — это Ваше полное имя?
— Моё полное имя – Аделаида. Терпеть его не могу! Сама маленькая, а имя длинное, как паровоз. Папа назвал на мою голову… Знакомишься с человеком, представляешься, и в девяти случаях из десяти услышишь в ответ (подражая интонациям Гребенщикова): “Там, где взойдёт звезда Аделаида…”.
— Рассказывайте, Аделя, как Вы до жизни такой докатились?
Аделя показывает свою уютнейшую, фантастическую кухню. На окнах, на полочках, на широком подоконнике и даже над электрической плитой хитроумно расставлены и подвешены белые контейнеры и горшки из пластика, а в них растут огурцы, помидоры, базилик, укроп, петрушка, жусай, фасоль, руккола, салат и спаржа, перец, мята, всевозможные цветы и ещё какие-то лекарственные травки-муравки, названия которых я не знаю… Всё это благоухающее великолепие в разных фазах роста, цветения и плодоношения. Огурцы нежнейшего малахитового цвета, помидоры всех размеров жёлтые, розовые и оранжево-красные, острые перцы изумительных расцветок и форм. Только жужжащих пчёл не хватает… Всё подсвечено точечными натриевыми лампами и снабжено термометрами и приборами определения кислотности. Похоже на космическую научную лабораторию и оранжерею одновременно. Ни на одном листочке ни пылинки. Всё очень аккуратно и не без некоторого шика. А за стеклопакетным окном с инертным газом — нешуточный мороз. И ни в одном из горшков ни грамма земли. И в спальне и в зале то же самое, только в комнатах цветы и лимонные деревца. Лимоны – единственное, что Аделя выращивает в почве.
Всё остальное, кроме лимонов, выращивается методом гидропоники.
— Я по образованию драматическая актриса. Когда поступала в театральный, не понимала, что при моём росте 140 см и весе 40 кг единственное доступное амплуа – травести. Разве это жизнь? Играть в ТЮЗе Форточку, Хорька, Зайчиков-побегайчиков, мальчиков-подростков? Из корейского театра ушла из-за внутренних театральных дрязг. В казахский театр не возьмут, в русский тем более. Однажды в кино снялась, в массовке, в фильме “Шаг” с Леонидом Филатовым и Комаки Курихара. Там рассказывается история создания советскими учёными вакцины от полиомиелита, которую на самолёте везут в Японию. “Токийский” аэропорт снимали в нашем алматинском аэропорту, я в массовке со всем составом корейского театра изображала толпу возмущённых японцев с белыми повязками на лбу. На повязках надписи на японском. Так я из хулиганских побуждений повязку перевернула и написала фломастером русское слово из трёх букв. Так и снялась. Никто из группы и не заметил.
Позже забросила я это ненужное мне лицедейство, не моё это… Теперь у меня одна, но пламенная страсть.
Надо заметить, что слово “страсть” употреблено не случайно. Воодушевление и артистизм, с которым Аделя рассказывает о своём занятии, не могут не заражать:
— Я хочу создать и пестовать некоммерческий народный коллективный проект по выращиванию овощей и зелени методом гидропоники, которым здесь и сейчас смогут заниматься горожане, помогая друг другу. Такое сообщество эффективнее любых политических партий или групп граждан, объединенных по профессиональному или конфессиональному признаку.
Основа проекта: технология плюс интернет, плюс гидропоника.
Интернет позволяет выстраивать мобильные, независимые, но прекрасно связанные между собой сетевые группы. Социальные сети уже доказали свое могущество. Такие группы могут не только помогать друг другу технологиями, пересылать семена, дешевые устройства, необходимые для организации теплиц и их функционирования.
Сети помогут группам естественным образом сложиться в социальную структуру, обладающую единством экономических и социальных интересов.
Прежде всего – надо создавать горизонтальные связи: гражданин — гражданин. Идеальный повод создания городского кооператива граждан – совместное производство еды. На Западе, в частности в Нью-Йорке, есть такое понятие — Партизанские сады — это давняя активистская традиция. Видели фильм “Вид на жительство” с Энди МакДауэлл и Жераром Депардье? Там героиня МакДауэлл работает в такой группе, которая называется “Зелёные муравьи”. Они помогают подросткам из бедных городских кварталов создавать такие сады.
Общественные огороды могут существовать на крышах домов, в подвалах и скверах, в гаражах и в брошенных зданиях. На Кубе это целое народное движение. Но там без гидропоники обходятся, просто грунтовое огородничество в центре городов. А мы чем хуже? Только не говорите про их климат. Мы тоже не в Мурманске живём.
Гидропоника хороша тем, что это земледелие без земли, с минимальным расходом воды, высокотехнологична (не требует большого количества ручного труда). У меня в день уходит один час на мониторинг моего сада-огорода. Что такое покупать сомнительные водянистые помидоры за 500 тенге я уже сколько лет не знаю.
Это земледелие для небогатых и образованных горожан. Главное, чтобы появилась критическая масса людей, у которых не опустятся руки, которые окажутся способными к солидарности и совместной работе. Вот я постоянно тусуюсь на форуме ponics.ru, его создал россиянин Дмитрий Масленников. Там форумчане такое выращивают в своих квартирах! И в таких количествах!
— Неужели больше, чем Вы?
— То, что я делаю у себя на кухне – так, игрушки.
Хороши игрушки – несколько сот килограммов роскошных свежих овощей и зелени без нитратов, лекарственных трав и цветов за один сезон всего-навсего из нескольких контейнеров с водой и питательным раствором.
— В СССР, перед самым распадом, был налажен промышленный выпуск домашних огородов. Установка «Тульпе-2» была активного типа: автоматическая подача питательного раствора и регуляция периодичности освещения, цена его была 180 тогдашних рублей, т.е. за одну месячную зарплату можно было приобрести штуковину, которая позволяла собирать урожай, способный кормить вегетарианскими блюдами семью из 4-х человек.
Крайне важна технологичность проекта. Это не крестьянское хозяйство, каковым являлись знаменитые советские и постсоветские 6 соток, которые привели к переквалификации целого поколения образованных советских инженеров в мелких неэффективных крестьян.
Я говорю о распространении метода гидропоники среди широких слоев населения. Метода, способного производить еду в достаточном количестве, при минимальных первоначальных инвестициях и трудозатратах.
С 15 метрового помещения с правильно устроенной системой гидропоники, можно накормить биологически чистыми продуктами (рыба, овощи, ягоды) 8 человек.
— Как, и рыб можно самим выращивать?
Ну если можно выращивать декоративных, почему не выращивать съедобных… Почему бы и нет? В Нью-Йорке уже несколько лет действует проект “Научная Баржа”. Эта баржа с 15 метровой теплицей, снабженная собственными альтернативными источниками энергии: солнечными батареями и ветряным генератором, плавает вокруг Манхэттена, демонстрируя, что этой территории достаточно, чтобы прокормить 8 человек свежими органическими овощами, фруктами и рыбой.
Баржа организована некоммерческим фондом, основная задача которого — продемонстрировать ньюйоркцам, что проблемы продовольственной безопасности нужно решать прямо в городе.
Причем продемонстрировать буквально.
Каждый желающий может зайти на баржу, где постоянно проводятся экскурсии, презентации и образовательные программы, и потрогать руками растущие на ней огурцы, салаты, помидоры, увидеть плещущуюся рыбу (тилапию).
Никакой тяжелой сельскохозяйственной работы сотрудникам баржи выполнять не приходится.
Решение, которое предлагает “Научная баржа”, кажется более чем идеальным: Нью-Йорк может обеспечивать себя продовольствием на 90%, если горожане согласятся установить теплицы на городских крышах. Это не требует гигантских инвестиций. Гидропоническая установка не использует никакой сверхдорогой техники: обычные трубочки, пластиковые горшки, керамзит, маломощные (аквариумные) моторчики.
Зато поражает невероятная экономия воды: в замкнутую систему теплицы “Научной баржи” добавляют не более 5% воды, и вся используемая вода — дождевая. Ее собирают и очищают специальными фильтрами. А свежие, вкусные экологически чистые овощи поступают в специальный магазин.
Для гидропоники нужна энергия, но немногим больше, чем городские жители потребляют в быту.
Это для тех, кто не верит цифрам: сколько людей и с помощью каких ресурсов можно накормить, используя гидропонику!
Так что, думаю, я смогу убедить сомневающихся в реальности этого проекта. Вот скоро свой сайт открою, присоединяйтесь тоже.
— А Вы пытались выходить с этим проектом на городские власти?
— Неужели я похожа на наивную дуру?
— Нет, не похожи… Хорошо, что Вас назвали Аделаида.
— Это почему?
— Получится удачное название статьи.
***
© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена